Открытый урок истории России по теме "Определи историческую личность"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Сформировать целостное представление о личности И. В. Сталина путем сопоставительного анализа исторических материалов.
  • Определить отношение к Сталину как к исторической личности современников, историков, иностранцев и обучающихся

Задачи:

  • Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами.
  • Пробуждать интерес к истории как к учебному предмету.
  • Воспитывать чувство сотрудничества и сопричастности в процессе коллективной деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности.

Оборудование урока: листы - задание для учащихся (по группам)

Тип урока: урок-обобщения

Форма учебной работы: групповая

Проблемный вопрос О какой исторической личности высказываются современники, историки, иностранцы?

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты)

Класс делится на группы по 4 человека. Группам выдается задание для подготовки устного ответа.

Учитель раздает листы с заданием для учащихся и объясняет, как работать с текстами из первоисточников.

2. Задание для учащихся (по группам) (На работу в группах отводится 20 минут)

Для описания исторической личности, исторических событий, явлений, процессов мы используем различные исторические источники. Прочитайте внимательно тексты. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником, иностранцем или кем – либо другим.

Результаты занесите в таблицу

Группы Текст 1 Текст 2 Текст 3 Текст 4 Текст 5 Текст 6
I иностранец          
II            
III            
IV            
V            

Познакомьте класс с результатами вашей работы, доказывая принадлежность каждого текста.

Для аргументации обоснования Вы должны обозначить Критерии, по которым Вы определили принадлежность автора каждого текста. Критерии сформулируйте и запишите (на полях).

Текст 1.

“... с первого же момента нашей встречи произвел на меня сильное впечатление: человек необычайного масштаба. Его трезвая, почти сухая, но столь четкая манера выражаться и твердый, но при этом и великодушный стиль ведения переговоров показывали, что свою фамилию он носит по праву. Ход моих переговоров и бесед со ... дал мне ясное представление о силе и власти этого человека, одно мановение руки которого становится приказом для самой отдаленной деревни, затерянной где-нибудь в необъятных просторах России, – человека, который сумел сплотить двухсотмиллионное население своей империи сильнее, чем какой-либо царь прежде”.

Текст 2.

"Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова... Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга - государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится ... речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей..."

Текст 3.

“Как военного деятеля ... я изучил досконально, так как вместе с ним прошел всю войну. ... владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах ... В руководстве вооруженной борьбой в целом ... помогали его природный ум, богатая интуиция. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу, провести ту или иную крупную наступательную операцию”.

Тест 4

"...Это большая удача для России в ее отчаянной борьбе и страданиях - иметь во главе великого и строгого военноначальника. Он - сильная и выдающаяся личность, соответствующая тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь, человек неистощимой храбрости и силы воли, прямой и даже резкий в речах, против чего, я, воспитаный в Палате Общин, совсем не возражаю, особенно когда мне самому есть что сказать. ... произвел на меня впечатление глубокой, холодной мудростью, полностью лишенной всякого рода иллюзий”.

Текст 5.

"Многие дела нашей партии и народа, будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна”.

Текст 6.

“Выстраивая систему диктатуры, ... активно манипулировал двумя самыми сильными властными структурами — партийным аппаратом и органами государственной безопасности. До последних дней своей жизни ... держал МГБ под непосредственным и не ослабевающим контролем. Для безусловного подчинения себе карательных органов ... применял периодические чистки среди чекистов, опираясь на партийный аппарат. В свою очередь, партийные структуры периодически становились жертвой чисток, которые ... проводил руками госбезопасности. Эти “качели” были важным источником власти диктатора”.

Вопросы и задания для обучающихся для общего обсуждения.

  1. О каком государственном деятеле идет речь?
  2. Назовите, кто авторы 1-6 текстов? Как вы это определили?
  3. Одинаково ли дана оценка исторической личности? Почему?
  4. О каком периоде истории идет речь?
  5. Как называется режим, который установился в это период? По каким критериям вы это определили (отрывки из текстов).

Дайте свое определение данного режима.

3. Обсуждение по вопросам и заданиям (20 минут)

Каждая группа высказывает свое мнение. Обучающиеся отвечают на вопросы и задания. Определяют личность – И.В.Сталин. Определяют, кто авторы текстов, приводят цитаты.

Обобщают оценку, данную И.В. Сталину. Объясняют, почему дана такая оценка и почему разные исторические личности дают разную оценку И.В.Сталину.

Определяют, что это период 1930 – 1953 гг. Определяют режим – тоталитарный, дают ему определение.

4.Рефлексия. Обучающиеся рассказывают, что они узнали для себя нового на уроке. (2 мин.)

Авторы источников, используемые на уроке.

Текст 1.

Иоамхим фон Римббентроп – министр иностранных дел Германии (1938-1945), советник Адольфа Гитлера по внешней политике: “Сталин с первого же момента нашей встречи произвел на меня сильное впечатление: человек необычайного масштаба. Его трезвая, почти сухая, но столь четкая манера выражаться и твердый, но при этом и великодушный стиль ведения переговоров показывали, что свою фамилию он носит по праву. Ход моих переговоров и бесед со Сталиным дал мне ясное представление о силе и власти этого человека, одно мановение руки которого становится приказом для самой отдаленной деревни, затерянной где-нибудь в необъятных просторах России, – человека, который сумел сплотить двухсотмиллионное население своей империи сильнее, чем какой-либо царь прежде”.

Текст 2.

Академик В. И. Вернадский

"Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова... Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга - государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится Сталина речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей..."

Текст 3.

Ж у к о в Г. К. Воспоминания и размышления.

“Как военного деятеля И. В. Сталина я изучил досконально, так как вместе с ним прошел всю войну. И. В. Сталин владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах ... В руководстве вооруженной борьбой в целом И. В. Сталину помогали его природный ум, богатая интуиция. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу, провести ту или иную крупную наступательную операцию”.

Тест 4

Черчилль У. Речь в палате общин 8 сентября 1942 года

"...Это большая удача для России в ее отчаянной борьбе и страданиях - иметь во главе великого и строгого военноначальника. Он - сильная и выдающаяся личность, соответствующая тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь, человек неистощимой храбрости и силы воли, прямой и даже резкий в речах, против чего, я, воспитаный в Палате Общин, совсем не возражаю, особенно когда мне самому есть что сказать. Сталин произвел на меня впечатление глубокой, холодной мудростью, полностью лишенной всякого рода иллюзий”.

Текст 5.

И. В. Сталин. Из записи беседы с А. Коллонтай

"Многие дела нашей партии и народа, будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна.”

Текст 6.

Олег Витaльевич Хлевнюк, Йорaм Горлицкий “Холодный мир. Стaлин и зaвершение стaлинской диктaтуры” “Выстраивая систему диктатуры, Сталин активно манипулировал двумя самыми сильными властными структурами — партийным аппаратом и органами государственной безопасности. До последних дней своей жизни Сталин держал МГБ под непосредственным и не ослабевающим контролем. Для безусловного подчинения себе карательных органов Сталин применял периодические чистки среди чекистов, опираясь на партийный аппарат. В свою очередь, партийные структуры периодически становились жертвой чисток, которые Сталин проводил руками госбезопасности. Эти “качели” были важным источником власти диктатора”.

Литература.

1. Ж у к о в Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969, с. 295—297

2. "Выдающийся антикоммунист". Речь в Палате лордов 21 декабря 1959 года по случаю 80-летия со дня рождения Сталина.

3. О. В. Хлевнюк, Й. Горлицкий “Холодный мир. Стaлин и зaвершение стaлинской диктaтуры”, РОССПЭН, 2012г

4. Цит. по статье Р. Косолапова "Какая же она, правда о Сталине?". "Правда". 1998, № 55, 2—4 июня

5. А. Ш а б а л о в. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1996, с. 10

6. Й. фон Риббентроп, “Мемуары нацистского дипломата”, Смоленск, “Русич”, 1998 г.