Ход игры
Рисунок 1
Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Англии и Франции; Санкт-Петербурга и Москвы, а также Челябинска. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.
А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.
Давайте попробуем его изобразить.
Игра «Поезд».
1 ряд: «чух-чух» – четверти; 2 ряд: «пых, пых – пых, пых» – восьмые.
Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон» В. Шаинского. 1 куплет – поет 3 ряд.
(Приложение 2. «Голубой вагон»)
Рисунок 2
(Слайды 3-4)
Станция 1. Италия.
Учитель: И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.
Сценка 1. «Итальянцы».
Учитель: Здравствуйте, уважаемые итальянцы.
Ит.1: Бон джорн сеньор.
Ит.2: Бон джорн, сеньорита.
Учитель: Подскажите, пожалуйста, что это за прекрасное здание?
Ит.1: Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы». Впервые он открыл свои двери в 1778 году.
Учитель: А когда же появились оперные театры?
Ит.2: Первые театры появились на родине оперы в Италии, а именно во Флоренции. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.
Учитель: Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. Вы слушаете оперу знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди в исполнении не менее известного певца Энрико Карузо.
(Приложение 3. «Сердце красавицы»)
(Слайд 5)
Ит.1: А вы знаете, что слово «опера» в переводе означает труд, дело, сочинение.
Учитель: Потому что каждый спектакль – это труд композитора, певцов, дирижера, режиссера, балетмейстера, хора, оркестра и художника.
Ну что ж, спасибо вам, за экскурсию, жаль с вами расставаться, но нас еще ждет увлекательное путешествие на родину великого драматурга Уильма Шекспира – Англию.
Игра «Поезд».
(Приложение 2. «Голубой вагон»)
Станция 2. Англия.
Учитель: Один из ведущих театров мира Ковент Гарден находится в Лондоне. Свое название театр получил от квартала, прославившегося цветочным рынком. Его еще называют Королевским оперным театром.
Сценка 2. «Королевское ложе» и физкультуреая минутка.
(Слайды 6-10)
«В центре зрительного зала, напротив сцены находилось «королевская ложе». Это были самые удобные места. Оттуда смотрели спектакли король и его приближенные. Представление не начиналось, пока не приезжал король, даже если он опаздывал на час. Когда он появлялся в ложе, весь зал вставал и приветствовал его аплодисментами. Успех спектакля зависел от того, как его Величество реагировал на представление. Если он зевал – то и на всех нападала скука, если же он смеялся, то и все заливались от хохота».
В Ковент Гардене в 1965 году впервые был поставлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Давайте посмотрим отрывок из балета «Джульетта-девочка» (видео).
Учитель: Посмотрим на реакцию нашего короля. Мне, кажется, он остался доволен. А мы с вами продолжаем наше путешествие во Францию.
Игра «Поезд».
(Приложение 2. «Голубой вагон»)
Рисунок 3
Станция 3. Франция.
(Слайды 11-14)
Сценка 3. «Зарождение балета».
Фр.1: А у нас во Франции оперное искусство тоже очень популярно. Так, в Париже есть знаменитый оперный театр – Гранд Опера, что означает Большая опера.
Учитель: Здание отличается пышностью и великолепием скульптурных украшений, мозаики и позолоты.
Фр.2: Франция была известна не только операми, но у нас начал развиваться балет.
(Слайд 15)
Фр.1: История французского балета началась во времена Людовика 14, когда праздники превращались в настоящие представления с различными шествиями, конными парадами, с песнями и танцами и назывались придворными балетами.
Фр.2: Людовик 14 основал Королевскую академию танца.
Фр.1: С тех пор, балет стал музыкальным спектаклем, в котором артисты танцуют.
Учитель: Спасибо вам, милые французы, за интересный рассказ. А нам пора. Мы отправляемся в Россию.
Игра «Поезд».
(Приложение 2. «Голубой вагон»)
(Слайд 16)
Станция 4. Россия. Санкт-Петербург.
Учитель: В Россию опера пришла в середине 18 века, в начале пели только итальянцы. А первые русские оперы ставились в крепостном театре.
Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?
(Приложение 4. «Марш Черномора»)
Ответы детей: Марш Черномора, «Руслан и Людмила», автор поэмы А.С.Пушкин.
(Слайды 17-20)
Станция 5. Москва.
Учитель: Перенесемся в центр Москвы, в знаменитый Большой театр, с его величественными колоннадами. Основан он в 1776 году. За всю свою историю Большой театр, два раза горел, был восстановлен и сейчас его после реставрации открыли. Площадь перед ним названа Театральной.
В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского. (Назовите балеты П.Чайковского.)
Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры (видео).
Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». О сюжете вы можете узнать из программки, где написано либретто, т.е., краткое содержание оперы или балета.
«Танец маленьких лебедей» (видео).
(Слайд 21-22)
А мы с вами направляемся в сторону дома, в Челябинск.
Игра «Поезд».
(Приложение 2. «Голубой вагон»)
Станция 6. Челябинск.
Сценка 4. «Челябинск – культурный».
Матрешка:
В некотором царстве, в некотором государстве.
Царь – на вид сморчок, голова с кулачок.
А злобности в нем – огромадный объем.
А вот Устин – царя сын.
Сам красавец, удалой молодец.
На печи полеживает, семечки пощелкивает,
Учиться не желает, ум свой напрягает.
Царь:
Ты, Устин, широк в плечах. Да башкой совсем зачах.
Хватит, мой сынок, лениться поезжай-а ты учиться!
Устин:
Не было напасти – и на тебе, здрасьте!
В таком разе, говорю без истерики,
Поеду учиться в Америку!
Царь:
А зачем так далеко?
У нас все под боком!
Станешь ты культурным и просвещенным
В челябинских краях выученный!
Садись, не икай, в беседу вникай!
Матрешка:
Челябинск – город культурный,
Это тебе не играть в дуду!
Царь:
Книжек там море окиян!
Духовной пищи до тыщи!
Матрешка:
Хочешь узнать про родимый край –
в краеведческий музей ступай!
Царь:
А какие там театры!
Посети, не будь дурак!..
Устин:
Я желаю знать подробно
Где, куда, чаво и как!
(Приложение 7. Вивальди «Осень»)
Скоморох 1: Для вашего Величества – театр драматический!
(Приложение 8. «Танец маленьких лебедей»)
Скоморох 2: И такого не видал нигде ты – театр оперы и балета!
Скоморох 3: А вот просто чудо – театр кукол!
Устин:
Сколь по прихоти царя я не плавал за моря,
Не видал прекрасней места, откровенно говоря!
Царь:
Так что сбрось хандру и лень
И в дорогу сей же день!
Все: Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Учитель: Спасибо нашим артистам, давайте поблагодарим их аплодисментами.
Станция 7. Озерск.
Учитель: Скажите, ребята, пожалуйста, а какие театры в нашем городе есть?
(Драматический театр «Наш дом», Кукольный театр «Золотой петушок».)
Учитель: А вы знаете, недавно Кукольному театру исполнилось 60 лет.
(Приложение 10. Жужжание мотора)
Учитель: Ой, что это?
Сценка 5. «Кукольный театр».
Карлсон:
Я самый лучший в мире бегун
И самый лучший в мире прыгун
Я – и танцор и отважный боец
Да и вообще, я во всем молодец!
Я – самый добрый и самый щедрый
Я – самый скромный, и самый безвредный!
Самый красивый, конечно же, я! Карлсон!
Здравствуйте, ребята! Я к вам прилетел не с пустыми руками, я вам принес в подарок «Азбуку поведения в театрах и на концертах», а также репертуар театров на май месяц. Жду вас в гости. До встречи!
Рисунок 4
Учитель: А мы с вами завершили наше путешествие, давайте же поделимся впечатлениями о нашей поездке. Вспомним, где мы с вами побывали.
(Слайд 23)
Закрепление пройденного: Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает.
Карточки:
- Ла Скала.
- Верди.
- Опера.
- Ковент Гарден.
- Гранд Опера.
- Балет.
- Мариинский театр.
- М.Глинка.
- Большой театр.
- Либретто.
- Челябинск.
Учитель: Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты.
Я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр.
А на память вы можете взять репертуар театра и памятку зрителя. И как написано в вашей памятке, лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку.