Этот урок открывает тему III курса – «Экономика». Данная тема опирается на полученные из курса 7 класса знания учащихся об основных участниках экономики и о производстве, экономические знания из курса истории, географии и технологии. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия школьников в экономических отношениях, трудовой деятельности. Ее усвоение имеет ключевое значение для изучения темы о главных вопросах экономики, предпринимательской деятельности и производстве.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в
группах, индивидуальные задания, работа с таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать
из текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения
самостоятельного мини-исследования.
Цели:
- Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
- Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
План изучения нового материала:
- Потребности и ресурсы.
- Свободные и экономические блага.
Вариант организации учебной работы.
Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методическое обеспечение:
- Обществознание. Человек, право, экономика. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.
- Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы урока. (Приложение. Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: связать новый материал с уже знакомым.
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
- В чем состоят потребности человека?
- Каковы основные участники экономики?
- Из чего складываются ресурсы семьи?
- Что такое семейный бюджет?
Задание для учащихся. Кому из вас постоянно не хватает времени, чтобы сделать все дела?
Теперь представьте, что по каким-либо причинам сегодня вечером у вас неожиданно появилось несколько часов свободного времени.
- Что бы вы предпочли сделать?
- Почему вы не сможете сделать все дела, записанные на доске? (Ограниченность времени, ограниченность денежных средств.)
Формулирование целей урока. (Слайд 2)
III. Изучение основных идей и понятий темы.
Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом.
1. Приступая к изучению первого пункта плана, учитель во вводном слове кратко характеризует понятие «потребности» и предлагает учащимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека. (Слайды 3-4)
Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 1 на стр. 36. Распредели по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности. (Слайд 5)
Далее в целях повышения познавательной активности учащихся ставится проблемный вопрос:
- Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом?
Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». Результативность усвоения учебного материала учитель выявляет в процессе организации беседы по следующим вопросам:
1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей?
2 группа. Как изменяются потребности?
3 группа. Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей?
Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить?
4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? (Слайд 4)
В завершение беседы можно предложить учащимся проанализировать кажущийся простым вопрос: кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? С точки зрения количества удовлетворенных потребностей – современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т. к. система его потребностей куда шире!
2. В результате изучения второго пункта плана учащиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (Слайд 5)
Организуя самостоятельное изучение учащимися текста раздела, учитель предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий.
Работа в парах. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Блага». Задание 4 на стр. 37 в печатных тетрадях. (Слайд 6)
Учитель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.
В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики учитель предлагает рассмотреть и обсудить следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему.
Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?
При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами.
Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.)
Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики.
Перед учащимися ставится следующий вопрос: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
Возможные ответы:
- Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов.
- Внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.
Видеосюжет «Использование солнечной энергии в Китае».
Вопрос после просмотра.
- Какие меры принимает китайское правительство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
- Какие меры принимает Россия для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
IV. Закрепление изученного на уроке.
Тест «Экономика и ее роль в жизни общества». (Приложение 2)
Индивидуальная работа. Самопроверка, выставление оценок. Критерии. (Слайд 7)
V. Подведение итогов.
- Что является основной проблемой экономики?
- Как человек пытается решить проблему ограниченности?
- Какие ресурсы на земле практически безграничны?
- Какие трудности возникли при изучении нового материала? Что было самым сложным?
Домашнее задание. (Слайд 8)
- §11, выполнить задания после параграфа.
- Подобрать материалы о деятельности правительства РФ в сферах, связанных с ограниченными ресурсами.