Урок истории по теме "Семья и брак в жизни человека"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о семье и браке.
  2. Рассмотреть основные этапы становления семейно-брачных отношений.
  3. Проанализировать и дать оценку состоянию современной семьи.
  4. Воспитывать у старшеклассников чувство ответственности перед семьёй и правильные взаимоотношения в семье, осознание ценности семьи как важнейшего социального института и одного из основных факторов социализации личности.

Оборудование:

План урока:

  1. Понятие семья.
  2. Этапы становления брачно-семейных отношений (по Моргану).
  3. Современная семья и её ценности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся и повествование учителем притчи.

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? – спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Посмотри! – сказал старик.- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

II. Работа по теме урока.

- Сегодня мы будем говорить о семье.

- Что такое семья? (Ответы учащихся.)

Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт.

Семья – основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, связанная общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

Этапы становления брачно-семейных отношений по Л. Моргану:

  • Первобытное состояние (неупорядоченные половые отношения).
  • Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми).
  • Парная (моногамная семья), устанавливается единобрачие. Бывает парная демократическая и патриархальная, традиционная семья.

Работа с источниками (используется рабочий лист к уроку).

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь.»

Фрагмент из русского «Домостроя»:
«Казни сына своего от юности его, и покоится на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляй, бия младенца, аще бо жезлом биеши его, не умрет но здоровее будет ... Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою.»
«Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии, как душу спасать, Богу и мужу угождать и дом свой хорошо устроить. И во всем она должна мужу покоряться, а что муж накажет то с любовью принимать и творить по его указанию.»

- Выделите основные черты патриархальной семьи.

- Почему возникла патриархальная семья?

  1. Естественное неравенство полов.
  2. Мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств.
  3. Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что стало следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.

- Что ещё, на Ваш взгляд повлияло на процесс?

Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.

«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи. Работа в парах.

Учащиеся называют их, комментируя.

Функции семьи (учитель может их записать на доске):

  • репродуктивная;
  • воспроизводство рабочей силы;
  • поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
  • социализация молодого поколения;
  • первичный социальный контроль;
  • предоставление определённого социального статуса;
  • хозяйственно-бытовая;
  • досуговая.

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы, индивида, возможностей его социального выбора. При такой свободе нередко отдаётся предпочтение перед взаимной ответственностью и сплочённостью семьи.

- Переживает ли современная семья кризис?

Большинство людей на земле живут в семье, но есть люди, которые считают, что семья совсем необязательна и можно прожить без неё.

Обсудим эти точки зрения.

Вариант «за» Вариант «против»
Все люди вступают в брак, так исторически сложилось. По статистике, более половины браков распадаются. Может быть лучше уберечь себя от жизненных трудностей?
Семья – гарантия благополучной старости, где дети заботятся о престарелых родителях. Сколько стариков, имеющих детей, доживают свою жизнь в одиночестве.
Семью украшают дети. Они наше продолжение, гордость. Когда дети рождаются, человек перестаёт жить для себя.

В ходе дискуссии выявляются и обсуждаются возможные варианты «за» и «против».

Современная семья характеризуется некоторыми тенденциями в развитии:

  • широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни;
  • уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах;
  • рост числа разводов;
  • увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
  • взаимное отчуждение членов семьи;
  • ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
  • увеличение числа неполных семей;
  • нуклеарность.

Кризис семьи отражает крушение семьи как социального института и постепенный переход к новой форме семьи. Новая форма семьи – партнёрская семья, в которой домашние обязанности распределяются справедливо, существует взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число браков, не зафиксированные в ЗАГС. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

Обсуждение проблемы.

- Кто и почему вступают в гражданский брак?

- Каковы плюсы и минусы такого брака?

Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может случить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер. К тому же на 40 лет старше её. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, – ей надоеди его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

Вместе с тем семья остаётся высшей ценность, и чтобы укрепить её позиции, правительствами многих государств принимаются меры государственной поддержки семьи. Они включают льготы, отпуска для родителей по уходу за детьми, материнский капитал. Государственная поддержка семьи приобретает адресный характер.

В семье мы играем социальные роли: жена, женщина, мама, муж, мужчина, отец.

- Что значит быть женой или мужем?

Задание юношам и девушкам. Запишите те качества, которые подходят для идеальной жены (юноши записывают), идеального мужа (девушки записывают).

Женщина в семье.

В известной песне есть такие слова:

У меня жена – ой, красавица!
Ждёт меня домой, ждёт, печалится.

Примерно такой и представляют идеальную жену. Познакомьтесь с десятью характеристиками, которые издавна признавались присущими идеальной жене:

  1. Старательная.
  2. Работящая.
  3. Заботливая мать.
  4. Почитающая родителей мужа.
  5. Умеющая вкусно готовить.
  6. Послушная.
  7. Скромная.
  8. Любящая.
  9. Верная.
  10. Весёлая.

Вопрос к юношам: «Перечислить те женские качества, которые им более всего не нравятся в девушках, и которые, с их точки зрения, не могут позволить создать хорошую семью».

Мужчина в семье.

Познакомьтесь с характеристиками, которые с давних времён и по сей день у нормальных людей считаются присущими идеальному мужу:

  1. Щедрый.
  2. Добрый.
  3. Умный.
  4. Ласковый.
  5. Сильный.
  6. Любящий.
  7. Верный.
  8. Работящий.
  9. Заботливый отец.
  10. Весёлый.

Выявить три наиболее часто встречающиеся характеристики, которым присвоены первые порядковые номера. Обсудить их.

Немного статистики. В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трёх тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, и 20 лет совместной жизни.

- Как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования в России?

Известный российский социолог И. Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как её сохранить. Сегодня на неё обрушились «четыре джинна», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам  социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с тёщей или свекровью, несправедливость в распределении семейных обязанностей (бытовой паразитизм мужа) и бытовое хамство (неумение выходить их конфликтных ситуаций).

- Согласны ли вы с социологом в оценке причин распада семей?

- Что, на ваш взгляд, может обуздать «джиннов»?

Самым неутешительным выводом в исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди, живущие в семье.

- Почему это происходит?

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье – забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок в семье твёрдо должен знать этот закон, когда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Выполнив несколько заданий, мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье.

Задания №1.

Каждая пара получает конверт с разрезанными высказываниями о семье, необходимо, работая в парах составить высказывания о семье, и зачитать.

  1. Семья – это союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
  2. Семья является первичной ячейкой общества.
  3. Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети.
  4. Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!
  5. Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что, помогут, успокоят.
  6. Семья – это моя крепость, моя защита и опора.

Мы с вами обсуждали, что в своих семьях надо жить дружно, помогать друг другу.

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные  знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на  доверии, простоте, открытости.

Задание №2 «Семейные трудности».

Вряд ли кто-то, вступая в брак, думает о том, что в семье будут трудности и неприятности. Поэтому лучше всего иметь о них представление и продумать меры по устранению.

Объединившись 2 пары в команды, попробуют решить некоторые семейные проблемы:

  • недостаток денег;
  • отсутствие своего жилья;
  • необходимость мыть посуду;
  • ограничение общения с друзьями.

Задание №3 «Формула семейного счастья».

«Все счастливые семьи похожи друг на друга» сказал великий русский писатель Л.Н.Толстой. Предлагаю командам придумать по 3 признака счастливой семьи.

III. Итоги урока.

«Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнездышко, но и небо», - сказал Евгений Пантелеев.

«Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми – после»,- сказал М. Скюдери

- Как вы думаете, что он имел в виду?

Американский специалист в области человеческих отношений, автор получивших широкую известность книг «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить», Д. Карнеги выделил семь правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

  • не ворчите;
  • не старайтесь перевоспитать своего супруга;
  • не критикуйте;
  • искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
  • уделяйте внимание супруге;
  • будьте вежливы;
  • читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Подводя итоги урока, давайте зафиксируем семейные ценности, которые помогают укрепить и сохранить семью на многие годы (ребята их называют):

  1. Верность.
  2. Постоянство.
  3. Любовь.
  4. Уважение.
  5. Толерантность.
  6. Взаимный интерес.
  7. Понимание.

Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание.

Написать эссе (на выбор):

  • «Семья более священна, чем государство» (Пий XI).
  • «Человек может быть счастлив только в семье».
  • «Семья – один из шедевров природы» (Дж. Сантаяна).

Список литературы:

  1. Корнеева Т.А. Обществознание.10-11 класс: уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию 11 класс. Профильный уровень. -М.: «Вако», 2009.