Цели урока:
- Актуализировать знания учащихся о семье и браке.
- Рассмотреть основные этапы становления семейно-брачных отношений.
- Проанализировать и дать оценку состоянию современной семьи.
- Воспитывать у старшеклассников чувство ответственности перед семьёй и правильные взаимоотношения в семье, осознание ценности семьи как важнейшего социального института и одного из основных факторов социализации личности.
Оборудование:
- рабочий лист урока (Приложение 1);
- конверты с заданиями.
План урока:
- Понятие семья.
- Этапы становления брачно-семейных отношений (по Моргану).
- Современная семья и её ценности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся и повествование учителем притчи.
- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? – спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Посмотри! – сказал старик.- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
II. Работа по теме урока.
- Сегодня мы будем говорить о семье.
- Что такое семья? (Ответы учащихся.)
Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт.
Семья – основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, связанная общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.
Этапы становления брачно-семейных отношений по Л. Моргану:
- Первобытное состояние (неупорядоченные половые отношения).
- Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми).
- Парная (моногамная семья), устанавливается единобрачие. Бывает парная демократическая и патриархальная, традиционная семья.
Работа с источниками (используется рабочий лист к уроку).
В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь.»
Фрагмент из русского «Домостроя»:
«Казни сына своего от юности его, и покоится на старость твою и даст красоту
души твоеи и не ослабляй, бия младенца, аще бо жезлом биеши его, не умрет но
здоровее будет ... Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою.»
«Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии, как душу спасать, Богу и мужу
угождать и дом свой хорошо устроить. И во всем она должна мужу покоряться, а что
муж накажет то с любовью принимать и творить по его указанию.»
- Выделите основные черты патриархальной семьи.
- Почему возникла патриархальная семья?
- Естественное неравенство полов.
- Мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств.
- Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что стало следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.
- Что ещё, на Ваш взгляд повлияло на процесс?
Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.
«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи. Работа в парах.
Учащиеся называют их, комментируя.
Функции семьи (учитель может их записать на доске):
- репродуктивная;
- воспроизводство рабочей силы;
- поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
- социализация молодого поколения;
- первичный социальный контроль;
- предоставление определённого социального статуса;
- хозяйственно-бытовая;
- досуговая.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы, индивида, возможностей его социального выбора. При такой свободе нередко отдаётся предпочтение перед взаимной ответственностью и сплочённостью семьи.
- Переживает ли современная семья кризис?
Большинство людей на земле живут в семье, но есть люди, которые считают, что семья совсем необязательна и можно прожить без неё.
Обсудим эти точки зрения.
Вариант «за» | Вариант «против» |
Все люди вступают в брак, так исторически сложилось. | По статистике, более половины браков распадаются. Может быть лучше уберечь себя от жизненных трудностей? |
Семья – гарантия благополучной старости, где дети заботятся о престарелых родителях. | Сколько стариков, имеющих детей, доживают свою жизнь в одиночестве. |
Семью украшают дети. Они наше продолжение, гордость. | Когда дети рождаются, человек перестаёт жить для себя. |
В ходе дискуссии выявляются и обсуждаются возможные варианты «за» и «против».
Современная семья характеризуется некоторыми тенденциями в развитии:
- широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни;
- уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах;
- рост числа разводов;
- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
- взаимное отчуждение членов семьи;
- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
- увеличение числа неполных семей;
- нуклеарность.
Кризис семьи отражает крушение семьи как социального института и постепенный переход к новой форме семьи. Новая форма семьи – партнёрская семья, в которой домашние обязанности распределяются справедливо, существует взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.
Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число браков, не зафиксированные в ЗАГС. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы.
- Кто и почему вступают в гражданский брак?
- Каковы плюсы и минусы такого брака?
Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может случить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер. К тому же на 40 лет старше её. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, – ей надоеди его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.
Вместе с тем семья остаётся высшей ценность, и чтобы укрепить её позиции, правительствами многих государств принимаются меры государственной поддержки семьи. Они включают льготы, отпуска для родителей по уходу за детьми, материнский капитал. Государственная поддержка семьи приобретает адресный характер.
В семье мы играем социальные роли: жена, женщина, мама, муж, мужчина, отец.
- Что значит быть женой или мужем?
Задание юношам и девушкам. Запишите те качества, которые подходят для идеальной жены (юноши записывают), идеального мужа (девушки записывают).
Женщина в семье.
В известной песне есть такие слова:
У меня жена – ой, красавица!
Ждёт меня домой, ждёт, печалится.
Примерно такой и представляют идеальную жену. Познакомьтесь с десятью характеристиками, которые издавна признавались присущими идеальной жене:
- Старательная.
- Работящая.
- Заботливая мать.
- Почитающая родителей мужа.
- Умеющая вкусно готовить.
- Послушная.
- Скромная.
- Любящая.
- Верная.
- Весёлая.
Вопрос к юношам: «Перечислить те женские качества, которые им более всего не нравятся в девушках, и которые, с их точки зрения, не могут позволить создать хорошую семью».
Мужчина в семье.
Познакомьтесь с характеристиками, которые с давних времён и по сей день у нормальных людей считаются присущими идеальному мужу:
- Щедрый.
- Добрый.
- Умный.
- Ласковый.
- Сильный.
- Любящий.
- Верный.
- Работящий.
- Заботливый отец.
- Весёлый.
Выявить три наиболее часто встречающиеся характеристики, которым присвоены первые порядковые номера. Обсудить их.
Немного статистики. В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трёх тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, и 20 лет совместной жизни.
- Как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования в России?
Известный российский социолог И. Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как её сохранить. Сегодня на неё обрушились «четыре джинна», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с тёщей или свекровью, несправедливость в распределении семейных обязанностей (бытовой паразитизм мужа) и бытовое хамство (неумение выходить их конфликтных ситуаций).
- Согласны ли вы с социологом в оценке причин распада семей?
- Что, на ваш взгляд, может обуздать «джиннов»?
Самым неутешительным выводом в исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди, живущие в семье.
- Почему это происходит?
Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье – забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок в семье твёрдо должен знать этот закон, когда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Выполнив несколько заданий, мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье.
Задания №1.
Каждая пара получает конверт с разрезанными высказываниями о семье, необходимо, работая в парах составить высказывания о семье, и зачитать.
- Семья – это союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
- Семья является первичной ячейкой общества.
- Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети.
- Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!
- Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что, помогут, успокоят.
- Семья – это моя крепость, моя защита и опора.
Мы с вами обсуждали, что в своих семьях надо жить дружно, помогать друг другу.
Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
Задание №2 «Семейные трудности».
Вряд ли кто-то, вступая в брак, думает о том, что в семье будут трудности и неприятности. Поэтому лучше всего иметь о них представление и продумать меры по устранению.
Объединившись 2 пары в команды, попробуют решить некоторые семейные проблемы:
- недостаток денег;
- отсутствие своего жилья;
- необходимость мыть посуду;
- ограничение общения с друзьями.
Задание №3 «Формула семейного счастья».
«Все счастливые семьи похожи друг на друга» сказал великий русский писатель Л.Н.Толстой. Предлагаю командам придумать по 3 признака счастливой семьи.
III. Итоги урока.
«Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнездышко, но и небо», - сказал Евгений Пантелеев.
«Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми – после»,- сказал М. Скюдери
- Как вы думаете, что он имел в виду?
Американский специалист в области человеческих отношений, автор получивших широкую известность книг «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить», Д. Карнеги выделил семь правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
- не ворчите;
- не старайтесь перевоспитать своего супруга;
- не критикуйте;
- искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
- уделяйте внимание супруге;
- будьте вежливы;
- читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.
Подводя итоги урока, давайте зафиксируем семейные ценности, которые помогают укрепить и сохранить семью на многие годы (ребята их называют):
- Верность.
- Постоянство.
- Любовь.
- Уважение.
- Толерантность.
- Взаимный интерес.
- Понимание.
Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание.
Написать эссе (на выбор):
- «Семья более священна, чем государство» (Пий XI).
- «Человек может быть счастлив только в семье».
- «Семья – один из шедевров природы» (Дж. Сантаяна).
Список литературы:
- Корнеева Т.А. Обществознание.10-11 класс: уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель, 2006.
- Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию 11 класс. Профильный уровень. -М.: «Вако», 2009.