Цель: изготовление панно в технике оригами из ткани.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить обучающихся с краткой историей оригами;
- сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности учащихся;
- научить пользоваться приемом «звездочка обдумывания» на первом этапе проектирования (поисково-конструкторском);
- научить изготовлению цветов в технике оригами из ткани;
- дополнить и углубить знаний обучающихся по основам цветовой грамоты.
2. Развивающие:
- расширить кругозор обучающихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, активный и пассивный словарный запас;
- развивать у учащихся познавательный интерес, рациональное использование времени, терпеливость, усидчивость, умение работать в группе;
- развивать и отрабатывать приемы выполнения творческого проекта.
3. Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, трудолюбие, упорство, аккуратность, культуру труда, а также экономию и бережливость.
Наглядные пособия и оборудование:
- образцы швейных изделий выполненных в технике оригами;
- пооперационная последовательность выполнения цветка – розы;
- инструкционные карты, цветовой круг Гете;
- лоскуты тканей, шаблоны, ножницы, булавки;
- презентация «Лоскутное шитье. Оригами из ткани» (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение познавательных сведений о лоскутном шитье.
Выступление учащегося. (Приложение. Слайд 2-4)
«Мал лоскуток, а нужен!»
Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в картины, изысканные по
цвету стеганые одеяла и другие, сказочные по цвету и
красоте изделия достойные показу на всемирных выставках.
Лоскуты сшивают друг с другом ручными или машинными швами. Отсюда пошло название – лоскутное шитье.
Лоскутное шитье известно на Руси как один из интереснейших видов домашнего рукоделия очень давно. Но как профессиональное искусство, часто называемое «пэчворк» (в переводе с английского – «лоскутная работа»).
Сегодня в технике лоскутного шитья работают и профессиональные художники, и самодеятельные мастера, используя большое разнообразие приемов и материалов. Вот наиболее распространенные среди них (сообщение учащегося).
Лоскутное шитье. (Слайд 5) В этом случае лоскуты сшиваются обычным ручным швом «вперед иголкой». Сравнительно мелкие и простые вещи можно сшить на руках. Более крупные и сложные часто требуют предварительной разметки, изготовления специальных шаблонов и использования швейной машинки. При этом верхние швы могут оставаться открытыми или же декорироваться вышивкой, тесьмой, бейками. Лоскут здесь является основным конструктивным элементом. Из него, как из частиц мозаики, собирается вся работа. В этой технике можно использовать самые разные материалы, главное – правильно подобрать их по цвету и фактуре.
Текстильная мозаика. (Слайд 6) Лоскутки собираются встык и скрепляются между собой машинным швом «зигзаг», который словно рисует изображение. Материалы должны быть достаточно плотными, способными хорошо держать фигурно вырезанный край: сукно, драп, кожа.
Текстильный коллаж. (Слайд 7) Изображение набирается из текстильного лоскута, но не сшивается, а наклеивается на основу.
Аппликация. (Слайд 8) Декорирующий элемент, она нашивается на изделие и не имеет никакой конструктивной нагрузки.
Сейчас появляется много новых техник работы с лоскутом:
Кинусайга (Слайд 9) – аппликация на пенопласте; оригами из ткани (Слайд 10).
III. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 11-13)
Тема нашего урока: Проект- панно «Розы» в технике оригами из ткани.
- Какая цель нашего урока? (Ответы учащихся.)
- Познакомиться с японским искусством оригами из ткани. Создать коллективную работу выполненную в данной технике
- Какие задачи перед нами стоят чтобы достичь поставленной цели? (Ответы учащихся.)
Задачи:
- познакомиться с историей;
- научиться выполнять основные этапы и приемы в данной технике;
- работать слаженно, аккуратно;
- соблюдать правила гигиены и техники безопасности.
IV. Сообщение познавательных сведений.
1. История оригами, оригами из ткани. (Сообщение учащегося.) (Слайд14-15)
2. Ознакомление с:
- основными терминами; (Слайд 16)
- материалами; (Слайд 17-18)
- инструментами и приспособлениями; (Слайд 19-20)
- с основными приемами изготовления модулей; (Слайд 21-24)
- чтением схем; (Слайд 25-27)
- подбором цветовой гаммы. (Слайд 28-30)
3. Ознакомление с инструкционной картой (см. Приложение 1).
4. Показ выполнения насечек и потайного шва.
5. Чтобы осуществить любой проект, необходимо придерживаться определенной последовательности, т.е. алгоритма. Как мы уже знаем, алгоритм (последовательность) выполнения проекта включает три этапа:
I. Поисково-конструкторский.
II. Практический.
III. Заключительный.
На первом этапе, поисково-конструкторском, должны решить следующие пункты: выбор фона, рамки и размещение цветов, способов закрепления цветов на фоне.
6. Распределение обязанностей.
V. Практическая работа: Изготовление цветов и панно.
1. Текущий инструктаж:
- Соблюдение гигиенических правил.
- Соблюдение правил безопасности во время работы.
- Подготовка машины к работе.
- Начало и завершение работы на швейной машине.
2. Практическая работа.
- Контроль со стороны учителя.
VI. Закрепление изученного материала в форме фронтальной беседы.
- О каком виде прикладного искусства шла речь на уроке?
- Какие материалы используют для создания изделий из лоскута?
- Какие виды техник используются в лоскутном шитье?
- Назовите, в какой технике выполнено наши изделия?
- Расскажите кратко технологию работы в технике оригами
- Сколько этапов включает алгоритм проектной деятельности? Назовите их.
VII. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы приобщились к древнейшему виду народно-прикладного искусства – лоскутное шитью, познакомились с техникой оригами, пришедшей к нам из Японии, выполнили изделие в этой технике, закрепили алгоритм проектной деятельности.
Итог. Оценивание работы.
Домашнее задание. Составить рекламу к данной работе.
Литература:
- Галанова Т.В. Оригами из ткани. ООО «АСТ-ПРЕСС СКД», 2009.
- Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. «Паритет», Санкт-Петербург, 2004.
- Рукоделие. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994г.