Дидактическая цель: создать все необходимые условия для осознания и осмысления нового материала средствами уровневой дифференциации и проблемного обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели по содержанию урока
- Образовательная цель: создать условия для формирования системы знаний о природе Австралии; способствовать формированию причинно-следственных связей на примере материала.
- Развивающая цель: продолжить формирование умений сравнивать материал; характеризовать природу и решать проблемные задачи.
- Воспитательная цель: способствовать формированию географического мышления и желания восхищаться тем, что есть на планете Земля.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, частично поисковая.
Технология: дифференцированного и проблемного обучения.
Средства обучения:
- карты:
- мировые: физическая, климатическая, строение земной коры, природные зоны;
- карта Австралии;
- строение земной коры;
- учебник: авторов И.В.Душиной, Т.Л.Смоктунович (М.: Издательство Вентана-Граф, 2012 год);
- атлас по географии материков и океанов издательства «Аст- Астрель».
- видеофильм по географии 7 класса: «По дикой Австралии».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, как они готовы к уроку. (Учащиеся готовят рабочее место.)
Вступительное слово учителя о самом интересном, уникальном материале.
II. Мотивация и целеполагание.
Учитель обращает внимание на доску, где написаны разноуровневые цели для учащихся (выбирают цель для себя по силам):
- узнать о главных особенностях Австралии;
- объяснять зависимость природы Австралии от географического положения и климата; сравнивать с Африкой.
- решать проблемные задания.
III. Актуализация знаний.
Учитель просит совершить путешествие вокруг Австралии группами: «Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по самому интересному материку. Двое наших исследователей уже побывали там. Вы их сейчас услышите».Учитель задает проблемный вопрос (каждая группа называет одну из особенностей природы и географического положения Австралии):
- Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на приокеаническое положение – это самый сухой материк. Каковы причины?
IV. Первичное усвоение знаний.
Учитель просит просмотреть фрагменты фильма, дает задания для самостоятельной работы.
(Учащиеся смотрят фрагменты фильма и отвечают на вопросы. Делают выводы. Краткие сведения о путешественниках дают консультанты.)
1. Назовите имена путешественников, которым принадлежит открытие Австралии.
2. В чём сходство и различие рельефа Австралии и Африки. Выявите особенности рельефа Австралии:
- Почему в Австралии нет вулканов и высоких гор?
- Назовите полезные ископаемые Австралии, каково их происхождение?
3. Назовите главные климатообразующие факторы, объясните влияние каждого на природу Австралии.
4. Назовите климатические рекорды Австралии. Почему в Австралии много пустынь?
5. Объясните причины эндемичного животного мира.
Проблема.
(Учащиеся решают проблему: а) с помощью учителя; б) самостоятельно; в) парами.)
- В одних и тех же климатических поясах Австралии, по сравнению с южной Африкой, температуры выше, а осадков меньше. Почему?
- Объясните зависимость рек от климата.
- Почему в Австралии мало рек и озёр?
- Как называются реки с сухими руслами в Африке? А Австралии?
- Почему половодье на Муррее наступает быстро, а продолжается недолго?
- Где берут воду австралийцы, если её мало на суше?
- Почему озеро Эйр солёное, а Чад – пресное?
- Почему Эйр называют сердцем Австралии?
(Учащиеся вместе с учителем краткие выводы записывают их в тетрадь.)
V. Осознание и осмысление блока новой учебной информации.
В нашей экспедиции много участников и среди них есть главные исследователи – консультанты. Они помогут новичкам преодолеть трудности, а также в конце пути оценят ваши знания. Познакомьтесь с ними. (Представление консультантов.)
VI. Закрепление материала.
Вопросы мини-викторины «Знаешь ли ты Австралию?»:
- Назвать крайние точки Австралии.
- Какой тропик не пересекает материк?
- Почему реки Австралии короткие и высыхающие?
- Где суше: на востоке или на западе? Почему?
- Почему горы Австралии называют «Снежные», хотя зимы не бывает?
- В каких реках Австралии нельзя утонуть?
- Почему на западе материка равнины, а на востоке горы?
- Климатические пояса Австралии, какой занимает наибольшую площадь?
- «Сердце» Австралии.
- Составить схему «Отрицательное воздействие человека на природу».
VII. Рефлексия.
Конкурс капитана Врунгеля. (Приложение 4)
(Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.)
Учитель задаёт вопросы рефлексии:
- Кто поставил перед собой задачу реализовать 1, 2, 3 цель, у кого получилось это?
- Кто может на следующем уроке, поработав самостоятельно дома, получить оценку «4» и «5»?
- Кому на уроке было не понятно, не интересно?
VIII. Домашнее задание.
- § 30.
- Задания в рабочей тетради по географии 7 класс, И.В Душиной. Издательства «Вентана-граф»: стр. 52-53.
(Учащиеся выбирают задание по силам.)
Проверочная работа по теме: «Австралия».
1 вариант
1. В основании материка Австралии
лежит:
|
2. К западу поверхность Австралии:
|
3. Большая часть Австралии находится:
|
4. Остров Тасмания находится:
|
5. Не имеет стока в океан:
|
6. Озёра Австралии в большинстве:
|
7. Столица Австралии:
|
8. Коренные жители Австралии:
|
9. Австралийский союз – это:
|
10. Вед. место в с/хозяйстве
принадлежит:
|
11. Установить соответствие: | |
Природная зона:
|
Животное:
|
Задание:
- Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?
- Назовите природные зоны Австралии и укажите, чем они отличаются от соответствующих зон Африки.
- Спрогнозируйте, что произойдёт с климатом материка, Если Большой Водораздельный хребет разрушится.
2 вариант
1. Большую часть Австралии занимает:
|
2. К востоку поверхность Австралии:
|
3. Большую часть Австралии занимает:
|
4. Австралия – самый:
|
5. Австралия находится:
|
6. Реки Австралии полноводны:
|
7. Население Австралии:
|
8. Большая часть населения живёт:
|
9. Аборигены проживают:
|
10. Главная земледельческая культура:
|
11. Установить соответствие: | |
Природная зона:
|
Животное:
|
Задание:
- Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?
- Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?
- Учитывая то, что население Земли постоянно растёт, дайте прогноз о плотности материка Австралия в будущем.