Урок русского языка по теме "Строение сложноподчиненного предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательная: повторение и углубление сведений о сложном предложении.

Развивающая (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД):

  • развитие мыслительной деятельности: уметь находить главное и придаточное предложение, различать средство связи частей сложноподчинённого предложения, определять место придаточного по отношению к главному;
  • развитие исследовательской культуры: уметь работать с источниками информации;
  • развитие коммуникативной культуры: уметь строить монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие культуры проектной деятельности: уметь работать в группе.

Воспитательная (личностные, коммуникативные УУД):

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний на разных учебных предметах;
  • воспитание взаимопомощи и сотрудничества.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Технология реализации: формирование учебных задач, элементы РКМЧП, проектная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка организации рабочего места.

2. Целеполагание и мотивация.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как вы говорите, какая у вас речь? Интересный ли вы собеседник? Что значит интересный собеседник? От чего это зависит?

Я предлагаю вам тему урока: «Строение сложноподчинённого предложения».

Я думаю, что вы уже обладаете какими-то знаниями по теме урока. Чуть позже, мы это выясним.

3. Метапредметная тема (вопросы для диалога с учащимися и предполагаемые ответы).

- Что такое знание?

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.

- Что такое информация?

Информация – любые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.д.

Современный этап цивилизации называют информационным. Чтобы быть успешным сегодня. человек должен уметь быстро находить нужную информацию, критически осмысливать её и грамотно передавать другим.

- Как можно передавать информацию?

Передавать можно устным, письменным или иным способом.

Какие вы знаете источники информации? Источники информации: справочная литература, периодическая печать, художественная и научно-популярная литература, телевидение, интернет-ресурсы, архивные материалы, результаты различных опросов, жизненный опыт и др.

- Для чего нужна информация?

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия решений.

- Каковы, на ваш взгляд, функции информации?

Информация – это единственный вид ресурсов, который не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.

- Обладание информацией равнозначно обладанию знанием?

Нет, далеко не каждый коллекционер кулинарных рецептов является хорошим поваром. Однако, можно смело сказать, что информация формирует новые знания.

- Вы согласны с таким утверждением? Обоснуйте примерами.

«Отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации» – задача непростая.

- Что находится на внешних носителях? (Информация.) А в голове человека? (Знания.)

- Какую роль выполняют знания в вашем обучении?

Знания составляют ядро содержания обучения.

- Что формируют знания?

На основе знаний формируются умения и навыки, умственные и практические действия. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, применению в знакомых и незнакомых условиях, а затем к оцениванию полезности, новизны этого знания.

- Знания можно передавать, транслировать?

В отличие от информации, которая может быть передана с помощью тех или иных материальных носителей, знание не транслируемо, оно носит сугубо личностный характер.

- Как можно получить знания?

При помощи органов чувств и логического мышления.

Существует три типа получения знаний:

Первый тип получил название "путем проб и ошибок".
Второй тип отличается построением действия на полной ориентировочной основе, предлагаемой в готовом виде.
Третий тип по мотивации для достижения развивающего эффекта.

Итак, подведём небольшой итог нашего диалога.

  1. Что такое информация?
  2. Как трактуется понятие "знания"?
  3. В чём отличие знания от информации?
  4. Как называется процесс получения знаний? (Познание.)
  5. Назовите основные этапы процесса учебного познания.

4. Обратимся к теме урока.

Сформулируйте цель урока.

- Насколько важно для вас достичь цели?

- Что такое проблемный вопрос? Как он будет звучать сегодня на уроке по данной теме? (как получить знания по теме урока?)

- Какими знаниями по теме урока вы обладаете, проверим, ответив на вопросы:

- Какая наука о языке изучается в 9 классе?

- Что изучает синтаксис?

- Чем отличается синтаксис 8 класса от синтаксиса 9 класса?

- Какие сложные предложения вы знаете?

- Какие признаки отличают ССП?

- Что вы знаете на данный момент о СПП?

Итак, зону знания и незнаемого каждый для себя определил.

- Какой информацией вы обладаете по теме урока? Какую информацию хотели бы сегодня получить?

- Как будете на уроке получать информацию?

- Где ещё можно получить информацию по данной теме?

- Для чего вам будет нужна полученная информация?

- Какой тип получения знаний из 3 названных будет для вас работать на уроке, узнаем по окончании работы?

Сегодня я вам предлагаю поработать в режиме мини-проекта, который предполагает ваше самостоятельное исследование, работу с источниками, выступление по лингвистической теме.

Разделитесь на группы:
1 группа: имею незначительные знания по теме урока.
2 группа: умею находить в тексте СПП.
3 группа: умею отличать СПП от других видов сложных предложений.

Каждая группа получает технологические карты с заданиями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), текст для анализа (Приложение 4).

5. Постановка учебной задачи.

Работать вы будете со следующими источниками: учебники Бабайцевой, Бархударова, словарь юного лингвиста, текст, Интернет-ресурсы).

Ваша задача: из имеющихся источников найти полную информацию по теме урока в соответствии с заданиями в технологической карте, знаком + обозначить то, что вы знали, знаком – то, какая информация для вас новая. По результатам работы вы представляете продукт: связный монологический ответ (Приложение 5) по теме исследования группы, иллюстрированный примерами.

Перед началом работы в группе распределите роли: кто за что будет отвечать.

Время на работу групп 15 минут.

6. Отчёт групп о проделанной работе.

Вы отметили при выполнении задания то, что вы знали и что для вас оказалось новым. Где будут знания? Где информация? Какую функцию приобретённая информация будет для вас выполнять? Вернёмся к проблемному вопросу урока: он разрешился?

Итоги урока:

Закончите предложение:

- Сегодня на уроке я вспомнил …

- Я узнал …

- Я выполнил …

7. Домашнее задание.

Работа с текстом в технологической карте.

8. Рефлексия.

Оцените свои знания, выполнив тест (Приложение 6).