Цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательная: повторение и углубление сведений о сложном предложении.
Развивающая (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД):
- развитие мыслительной деятельности: уметь находить главное и придаточное предложение, различать средство связи частей сложноподчинённого предложения, определять место придаточного по отношению к главному;
- развитие исследовательской культуры: уметь работать с источниками информации;
- развитие коммуникативной культуры: уметь строить монологическое высказывание на лингвистическую тему;
- развитие культуры проектной деятельности: уметь работать в группе.
Воспитательная (личностные, коммуникативные УУД):
- воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний на разных учебных предметах;
- воспитание взаимопомощи и сотрудничества.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Технология реализации: формирование учебных задач, элементы РКМЧП, проектная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка организации рабочего места.
2. Целеполагание и мотивация.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как вы говорите, какая у вас речь? Интересный ли вы собеседник? Что значит интересный собеседник? От чего это зависит?
Я предлагаю вам тему урока: «Строение сложноподчинённого предложения».
Я думаю, что вы уже обладаете какими-то знаниями по теме урока. Чуть позже, мы это выясним.
3. Метапредметная тема (вопросы для диалога с учащимися и предполагаемые ответы).
- Что такое знание?
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
- Что такое информация?
Информация – любые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.д.
Современный этап цивилизации называют информационным. Чтобы быть успешным сегодня. человек должен уметь быстро находить нужную информацию, критически осмысливать её и грамотно передавать другим.
- Как можно передавать информацию?
Передавать можно устным, письменным или иным способом.
Какие вы знаете источники информации? Источники информации: справочная литература, периодическая печать, художественная и научно-популярная литература, телевидение, интернет-ресурсы, архивные материалы, результаты различных опросов, жизненный опыт и др.
- Для чего нужна информация?
Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия решений.
- Каковы, на ваш взгляд, функции информации?
Информация – это единственный вид ресурсов, который не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.
- Обладание информацией равнозначно обладанию знанием?
Нет, далеко не каждый коллекционер кулинарных рецептов является хорошим поваром. Однако, можно смело сказать, что информация формирует новые знания.
- Вы согласны с таким утверждением? Обоснуйте примерами.
«Отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации» – задача непростая.
- Что находится на внешних носителях? (Информация.) А в голове человека? (Знания.)
- Какую роль выполняют знания в вашем обучении?
Знания составляют ядро содержания обучения.
- Что формируют знания?
На основе знаний формируются умения и навыки, умственные и практические действия. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, применению в знакомых и незнакомых условиях, а затем к оцениванию полезности, новизны этого знания.
- Знания можно передавать, транслировать?
В отличие от информации, которая может быть передана с помощью тех или иных материальных носителей, знание не транслируемо, оно носит сугубо личностный характер.
- Как можно получить знания?
При помощи органов чувств и логического мышления.
Существует три типа получения знаний:
Первый тип получил название "путем проб и ошибок".
Второй тип отличается построением действия на полной ориентировочной
основе, предлагаемой в готовом виде.
Третий тип по мотивации для достижения развивающего эффекта.
Итак, подведём небольшой итог нашего диалога.
- Что такое информация?
- Как трактуется понятие "знания"?
- В чём отличие знания от информации?
- Как называется процесс получения знаний? (Познание.)
- Назовите основные этапы процесса учебного познания.
4. Обратимся к теме урока.
Сформулируйте цель урока.
- Насколько важно для вас достичь цели?
- Что такое проблемный вопрос? Как он будет звучать сегодня на уроке по данной теме? (как получить знания по теме урока?)
- Какими знаниями по теме урока вы обладаете, проверим, ответив на вопросы:
- Какая наука о языке изучается в 9 классе?
- Что изучает синтаксис?
- Чем отличается синтаксис 8 класса от синтаксиса 9 класса?
- Какие сложные предложения вы знаете?
- Какие признаки отличают ССП?
- Что вы знаете на данный момент о СПП?
Итак, зону знания и незнаемого каждый для себя определил.
- Какой информацией вы обладаете по теме урока? Какую информацию хотели бы сегодня получить?
- Как будете на уроке получать информацию?
- Где ещё можно получить информацию по данной теме?
- Для чего вам будет нужна полученная информация?
- Какой тип получения знаний из 3 названных будет для вас работать на уроке, узнаем по окончании работы?
Сегодня я вам предлагаю поработать в режиме мини-проекта, который предполагает ваше самостоятельное исследование, работу с источниками, выступление по лингвистической теме.
Разделитесь на группы:
1 группа: имею незначительные знания по теме урока.
2 группа: умею находить в тексте СПП.
3 группа: умею отличать СПП от других видов сложных предложений.
Каждая группа получает технологические карты с заданиями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), текст для анализа (Приложение 4).
5. Постановка учебной задачи.
Работать вы будете со следующими источниками: учебники Бабайцевой, Бархударова, словарь юного лингвиста, текст, Интернет-ресурсы).
Ваша задача: из имеющихся источников найти полную информацию по теме урока в соответствии с заданиями в технологической карте, знаком + обозначить то, что вы знали, знаком – то, какая информация для вас новая. По результатам работы вы представляете продукт: связный монологический ответ (Приложение 5) по теме исследования группы, иллюстрированный примерами.
Перед началом работы в группе распределите роли: кто за что будет отвечать.
Время на работу групп 15 минут.
6. Отчёт групп о проделанной работе.
Вы отметили при выполнении задания то, что вы знали и что для вас оказалось новым. Где будут знания? Где информация? Какую функцию приобретённая информация будет для вас выполнять? Вернёмся к проблемному вопросу урока: он разрешился?
Итоги урока:
Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я вспомнил …
- Я узнал …
- Я выполнил …
7. Домашнее задание.
Работа с текстом в технологической карте.
8. Рефлексия.
Оцените свои знания, выполнив тест (Приложение 6).