В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.
Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живет, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником, гражданином России.
Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
В группе продлённого дня благодаря проведенной диагностике и индивидуальным беседам с детьми я поняла: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.
Слайд
Прежде всего мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:
- Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить краеведческий музей.
- Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и Орловском крае.
- Оформить стенды «Город, в котором ты живёшь», «Созвездие орловцев».
Начиная работу, я ставила перед собой следующие задачи:
- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;
- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
- развитие умения видеть и понимать красоту окружающего мира, желание узнать больше о родном крае, его истории;
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Эти задачи возможно разрешить через различные виды деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств представлены следующим образом:
- семья – лицей – родная улица, район, город – страна, её столица, символика России.
Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и «сухие» сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.
Слайд
Не нужно забывать, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, лицея, где он учится, улицы, где он живет, а чувство Родины – с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Нельзя любить Родину, но при этом не ощущать с ней тесной связи. Для этого ребенку необходимо знать, как любили, берегли и защищали Родину их дедушки и бабушки, вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями.
Многие тематические занятия посвящены истории рода и семьи: «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», ««Я горжусь своей фамилией», «О моих близких с любовью», «Бабушкины рассказы о детстве» и другие. Я предлагаю детям рассказать о своих семьях. Для примера рассказываю о своей семье, о своём детстве, о родителях. Даю детям задание нарисовать картину «Моя семья», подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Дети совместно с родителями участвуют в проектах: «История нашей фамилии», «Семейное древо».
Слайд
Проект «Моя семья в годы войны» помог учащимся узнать:
- Сколько лет было прабабушке и прадедушке в годы Великой Отечественной войны?
- Как они жили во время войны?
- Есть ли в семье награды (за что)?
- Записать воспоминания взрослых о войне.
Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование их, считаю, очень эффективным.
Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых, способствуют сближению родителей с детьми, создает радостную и добрую атмосферу.
Слайд
Формирование патриотических чувств происходит и через воспитание любви к природе. Чувство восхищения богатствами окружающей среды и дарами природы является предшественником настоящего патриотизма.
Экскурсии в биокомплекс лицея, сбор листьев одуванчиков для прикорма животных, изготовление зимой кормушек для птиц, акция «Покормите птиц зимой», праздник «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Танюшки», 2010 г. - №7. – с.41-48) – вот те мероприятия, в которых участвуют мои воспитанники.
Младшие школьники способны принимать активное участие в защите природы. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому.
Воспитывая у детей любовь к природе, я одновременно развиваю этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу как источник красоты, благодаря чему происходит формирование в ребенке будущего хозяина.
Слайд
Работа по патриотическому воспитанию школьников связана с их физическим воспитанием: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми, – что наши дети показали и доказали, приняв участие в мероприятии «Наш секрет здоровья в том, что мы танцуем день за днём».
Слайд
В своей работе по патриотическому воспитанию много внимания уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. Игра-путешествие по произведениям Э.Успенского «Катится голубой вагон» (журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Танюшки» 2010 г. №5 с.7-10) раскрыла в моих воспитанниках много талантов: способность декламировать стихи, петь песни, танцевать, а главное – стремление как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы викторины, решить задачки кота Матроскина и стать умниками и умницами группы продленного дня.
Слайд
В преддверии недели детской книги моими воспитанниками было показано театрализованное представление «От благодарных читателей». Путешествуя на «ковре-самолёте», ребята посетили места, где установлены памятники сказочным героям. Как только «ковёр-самолёт» доставил моих воспитанников в лицей, дети «возложили» символические «букеты» к памятникам героев из сказок. Музыкальные и хореографические композиции, сценки, яркие костюмы и, конечно, улыбки детей – всё это позволило развить познавательную активность учащихся, их творческие способности и эстетический вкус.
Слайд
Ко дню рождения М.Ю.Лермонтова мы показали литературно-музыкальную композицию «Люблю отчизну я…» (Журнал «Читаем, учимся, играем», 2010г. - №7. - с.80-83), в которой участвовали и старшеклассники. Совместное выступление старших и младших дало педагогический эффект, младшие стали тянуться за старшими, а старшие более уважительно и внимательно относиться к младшим. Старшеклассники снимали праздник на фото- и видео-, отснятый материал украсил стенды в группе продленного дня.
Слайд
Идея патриотизма получила отражение в празднике «Матрёшка – символ России», благодаря чему мои воспитанники получили знания о русской матрешке, познакомились с историей возникновения, отличительными особенностями росписи различных видов матрёшек. Итогом работы явилось развитие любви у моих воспитанников к народному искусству.
Слайд
«Верный сын своей земли» – так назывался конкурс на лучшее исполнение стихотворений орловского поэта, писателя и краеведа В.М.Катанова – живого символа литературной Орловщины, ее культуры и истории (Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Танюшки», 2010 г. - № 9. – с.14-15). Участвуя в конкурсе, дети изучили биографию поэта, научились любить и понимать стихи, развили свою речь и умение держаться перед аудиторией, что способствовало воспитанию чувства гордости за наш Орловский край, щедрый талантами.
Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, воспитывающим личность. Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору, благодаря которому ребенок познаёт сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, растёт патриотом.
Слайд
Разучивая танец «Орловская матаня», приобщая детей к музыкальному и хореографическому наследию родного края, стремлюсь воспитать в них чувство любви к своей малой родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Продолжением данной работы явился праздник «Старинный город над Окою с крылатым именем Орёл». Постепенно я подводила детей к пониманию того, что город – частица нашей огромной Родины. Таким образом, дети осознают значение Орловского края в истории и культуре России.
Слайд
Созданный нами музей «Зеркало истории» помогает школьникам многое узнать о нашем лицее. Начинаю свою работу с символов: гимна и эмблемы лицея. Каждый ребёнок должен гордиться своей школой, её выпускниками, ставшими известными людьми. Я знакомлю детей с историей нашего лицея, провожу экскурсии у мемориальной доски, посвящённой памяти выпускников, погибших в «горячих точках».
Слайд
Вместе с сыном Самариным Олегом мы создали книгу-альбом «Герои не умирают, они уходят в будущее и светят нам, живым, своим светом», где представлены письма, присланные из Афганистана и Чечни, очерки, стихи, фотографии из семейных альбомов выпускников, погибших в «горячих точках».
Слайд
Орловщина – край воинской славы! В любую пору, когда недруги пытались покорить нашу страну, орловцы, как и вся Россия, мужественно вставали на защиту Отечества за свободу, честь и независимость. В зале воинской славы лицея, у стендов «Вехи ратной истории Орловского края» рассказываю детям о том, что в истории России не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали наши земляки.
Продолжаю занятие возле экспозиции «Слава дедов в орденах внуков» (Журнал «Хроники краеведа», 2010 г. - № 2. – с.102-103).
Слайд
Бесценным источником для воспитания патриотизма является история Великой Отечественной войны. Она позволяет каждому ребенку лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, ведь история Великой Отечественной – это биография их прадедов.
Любая встреча с ветеранами оставляет добрый след в душах моих воспитанников. Накануне 5 августа – Дня города Орла – мы пригласили в наш музей Почётного гражданина г.Орла, ветерана Великой Отечественной войны, участника парадов Победы в Москве на Красной площади в 1945г. и 2010г. Юшкова Бориса Васильевича. Как эта встреча отозвалась в сердцах и душах моих детей? Общение с ветераном пробудило интерес к истории Великой Отечественной войны, способствовало воспитанию уважительного отношения к старшему поколению.
Наш музей воспитывает чувство гордости за наших земляков, сумевших приблизить радостный день Победы, способствует формированию личности выпускника школы – патриота Отечества, малой родины и её будущего защитника.
Таким образом, мы используем духовный потенциал Великой Победы как можно полнее, чтобы он работал на наше общество, на возрождение и расцвет демократической России, чтобы величие и святость Победы были сохранены на века.
Слайд
Мы ходим по улицам родного города, порой не задумываясь о том, в честь кого они названы. И как родина начинается «с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет», так история родного города начинается с названий его улиц и площадей и пытливого вопроса ребенка: «А почему?» Это особенно актуально сейчас, потому что мы приближаемся к важной дате – 450-летию города Орла. При знакомстве с улицами Северного района дети проявили интерес к их названиям. Ребята узнали, что в районе есть улицы, носящие имена героев Великой Отечественной войны.
Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?» позволил расширить знания воспитанников о родном городе.
Слайд
Собранные материалы вошли в мою книгу «Имена героев Великой Отечественной войны и участников боевых действий в локальных войнах в названиях орловских улиц, скверов и площадей».
Постепенно подвожу детей к осознанию понятия «Родина», раскрываю возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми.
Считаю важным, чтобы дети поняли: даже самый малый вклад каждого человека может принести большие плоды. Родина будет богатой, и её народ станет счастливым.
Воспитание чувства патриотизма, трудолюбия, уважительного отношения к себе у младших школьников дает положительные результаты, которые показал мониторинг гражданской зрелости.
Любознательность, трудолюбие практически остаются стабильными у младших школьников, что является показателем и стабильности воспитательной работы.
Достигнутые результаты:
- В течение пяти лет продолжалось формирование системы патриотического воспитания школьников, и она была создана.
- Произошло повышение интереса учащихся к своей малой Родине, к истории Отечества в целом.
- Формируется уважительного отношения к старшему поколению, чувству долга и патриотизма.
- Постепенно формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Знания и чувства не передаются генетически, их нужно формировать в каждом поколении. От того, что узнает ребенок о стране, о мире, о себе, во многом зависит, как он в дальнейшем распорядиться своей судьбой. «Заставить Родину любить» невозможно, но можно создать фундамент для этой любви. Идеальная формула такого патриотизма: «Любить свое, уважать чужое, знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее».
Я надеюсь, что чувства любви к земле, где родился, где живут его родственники и жили предки, гордости за ее героев-защитников пробудились в моих воспитанниках и станут ценностно-значимыми в будущей жизни. Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.