Конспект внеклассного мероприятия по теме "Дорожным знакам – знаки внимания"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  1. Познакомить с историей возникновения дорожных знаков.
  2. Закрепить знания о различных видах дорожных знаков на практике.
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков. Вспомнить известные ученикам знаки. Изучить новые дорожные знаки и закрепить изученное на практике.

Воспитательные: способствовать профилактике нарушений правил дорожного движения учащихся.

Развивающие: развить внимание, память, логическое мышление творческие способности учащихся.

Оформление класса проектор, тема на доске, на партах раздаточный материал (тексты), рисунки дорожных знаков, на учительском столе, которые учитель в процессе проведения классного часа будет показывать учащимся, и объяснять их значение.

Ход воспитательного мероприятия

1. Организационный момент

/Звучит песня “Автомобили”/

2. Просмотр презентации /слайд 1-6/

История возникновения и развития дорожных знаков.

Откуда взялись дорожные знаки?

Ученые были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского города Ливорно у крутого дорожного поворота они обнаружили “дорожный знак” времен Древнегo Рима. Латинская надпись предупреждала: “Это место – опасное!”. В те далекие вpeмeнa люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения. Ведь дорога – одно из самых древних изобретений человечества. Ее значение для жизни люди поняли давно, когда все еще были пешеходами. Родина современных дорог – Италия. Древние римляне прекрасно владели искусством строительства дорог, по их “магистралям” можно проехать и сегодня. Самой древней – Аппиевой дороге – более 2300 лет. Дорога протяженностью 350 км в древние времена соединяла столицу империи с другим большим городом – Капуей. Римляне назвали “виа Аппия” королевой дорог. Они гордились ее красотой. Вдоль Аппиевой дороги возводились дворцы, храмы, виллы, усыпальницы римской знати.

Римская империя пала много веков назад, а дороги остались. В чем секрет такой прочности? Древние римляне, сооружая дороги, стремились предотвратить воздействия на них неблагоприятных погодных условий, влаги и морозов. Римская “виа” строилась из гравия, булыжного и тесаного камня, который укладывали в известковый раствор. Толщина такой “дорожной одежды” достигала одного метра и более.

Ширина – около 4,3 м. конструкция полотна обеспечивала сток воды. Тротуары, как и на современных дорогах, возвышались над проезжей частью и были отгорожены бордюрными камнями. На дороге встречалось немало мостов и тоннелей. Действительно, римляне строили не на века, а на тысячелетия!

В Римской империи существовала особая служба, которая следила за состоянием дороги. Путешественники могли легко ориентироваться – дорога была снабжена указателями и путевыми знаками. С падением Римской империи сооружение дорог в Европе на время прекратилось.

В 1529 году французский король Франциск I ввел первые официальные правила, регулирующие дорожное движение. Они запрещали обгон и разворот на улицах. Для обозначения запрета появились новые дорожные знаки.

На сегодняшний день самая густая сеть шоссейных дорог проложена в странах Северной Европы Голландии, Дании, Бельгии. Дороги – вещь дорогая.

Один километр – один миллион долларов. Но такие затраты выгодны для любого государства. Эта “кровеносная системе” бетонных и асфальтовых линий достигает всех жизненно важных точек страны. Расходы на строительство быстро окупаются.

Знание – неизменные спутники дорог. В своем развитии они прошли сложный путь становления и развития.

Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояний. Для того чтобы люди не сбились с дороги, ее помечали. Так, в Древнем Риме устанавливали каменные столбы-указатели, а у здания Рорума в самом Риме стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог.

Наши предки – славяне – тоже заботились о путешественниках, старались помочь им выбрать правильное направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали ветки, из сучьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни и ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали. Каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и загородной резиденцией – селом Коломенское – через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом, и они указывали дорогу зимой. В народе их прозвали “коломенской верстой”. При Петре I строительство дорог возросло. На большаках стали устанавливать верстовые столбы и раскрашивать их в цвета государственного российского флага.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках и делать на них надписи, куда какая дорога ведет. Дороги, на которых ставили столбы, стали называться столбовыми; на второстепенных дорогах столбов не было.

Но когда вместо саней, колясок, телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояний мало. Стало ясно, что нужны дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои дорожные знаки, их изготовляли дорожные органы. Но постепенно автомобильное сообщение между странами стало осуществляться довольно часто, возникла необходимость введения дорожных знаков международного значения. Попытка ввести единые международные знаки была предпринята в 1909 г. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака.

“Неровная дорога”, “Перекресток”, “Крутые повороты”, “Железнодорожный переезд” – эти знаки имели символы, почти, полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках.

В 1968 г. на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 г. был принят новый государственный стандарт, который установил семь групп дорожных знаков.

– А теперь назовите мне известные вам дорожные знаки.

– Назовите известные вам группы дорожных знаков.

– Прочтите текст и ответьте, каково предназначение знаков различных групп, и каковы их отличительные признаки. Где устанавливают дорожные знаки?

(На столах учащихся лежат розданные заранее тексты.)

Теперь углубим наши знания: изучим новые знаки из различных перечисленных вами групп. Начнем с предупреждающих знаков. Я буду вам показывать знаки и сообщать об их значении.

Знак “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”. Устанавливается перед охраняемым железнодорожным переездом, предупреждает водителей об опасном участке. При опущенном шлагбауме и включенной сигнализации – 2 мигающих красных огня – проезд и переход через путь запрещен.

Знак “Железнодорожный переезд без шлагбаума”. Предупреждает о том, что впереди неохраняемый переезд. Переезжать и переходить можно с особой осторожностью, убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

Оба эти знака повторяются: один устанавливается перед переездом, а другой подальше.

Знак “Двустороннее движение” предупреждает водителей, двигающихся по дороге с односторонним движением, о начале дороги с встречным движением.

Знак “Опасный поворот”. Стрелка показывает направление поворота.

На крутом повороте водителям следует сбавить скорость, чтобы не опрокинуться . Пешеходам в этих места переходить проезжую часть нельзя, так как из-за ограниченной видимости трудно рассмотреть приближающийся транспорт.

Знак “Пешеходный пepexoд” предупреждает водителей о местах перехода через проезжую часть. Водителям после этого знака полагается снизить скорость. .

Знак “Дети” устанавливается около школ и рядом со всеми детскими учреждениями. Как вы думаете, о чем он предупреждает водителей?

– Правильно. Водителям следует повысить внимание и снизить скорость.

Знаки “Крутой спуск” и “Крутой подьем” устанавливаются в местах соответственно подъемов и спусков Водителям в этих местах надо ехать с особой осторожностью. Следует ли пешеходам переходить здесь дорогу?

– Верно. И наконец, последний знак из группы предупреждающих. На нем изображен восклицательный знак – символ того, что могут встретиться не предусмотренные другими знаками препятствия, например обрывы, выступы скал, низко висящие ветви деревьев. Этот знак называется “Прочие опасности”. После этого знака водителям следует снизить скорость.

– Сегодня мы познакомимся со значением некоторых запрещающих знаков.

Знак “Движение пешеходов запрещено” запрещает движение пешеходов в опасных местах, например, вблизи строительных площадок или мест дорожно-ремонтных работ.

Запрещает движение велосипедистов знак “Движение на велосипедах запрещено” устанавливают в тех местах, где запрещено движение или въезд транспорта на отдельные участки дороги или улицы. Однако действие этих знаков не распространяется на транспорт общего пользования (автобусы, троллейбусы), транспорт, обслуживающий предприятия в зоне действия знака и принадлежащим гражданам, проживающим в зоне действия знака. С этими знаками часто применяются таблички, уточняющие зону действия.

Водители, в том числе и велосипедисты, должны объезжать участки, огражденные этими знаками. Велосипедисты могут продолжить движение, ведя велосипед по тротуару, с соблюдением всех правил движения.

Перед перекрестками часто можно видеть знаки, где изогнутые в разные стороны стрелки перечеркнуты красной чертой. Это знак “Поворот направо запрещен”, “Поворот налево запрещен” и “Разворот заnрещен”. Действуют они на ближайшее пересечение, обязательны для всех, кроме транспорта общего пользования, запрещают поворот в сторону стрелки, но знак “Поворот налево запрещен” не запрещает разворота, а знак “Разворот запрещен” не запрещает повернуть налево.

В местах, где остановившийся транспорт создает помеху или опасность для движения, устанавливается знак “Остановка запрещена”. Зона и время его действия часто уточняются табличками.

Знаки с изображением трактора “Движение тракторов запрещено” и гужевой повозки “Движение гужевых повозок запрещено” запрещают соответственно движение тракторов, сельхозмашин, гужевых повозок, саней, а также верховую езду и движение вьючных животных.

Следующая группа знаков – предписывающие. Они вводят или отменяют определенный режим движения. Например, знаки, показывающие разрешенные направления движения, устанавливаются перед перекрестками и пересечениями дорог и обязательны для всех, кроме транспортных средств общего пользования.

Знак “Велосипедная дорожка” указывает, что рядом с дорогой проложена или на проезжей части отделена разметкой велосипедная дорожка. Она предназначена только для движения велосипедистов и водителей мопедов. По велосипедной дорожке могут также двигаться и пешеходы, a всему другому транспорту въезд на нее запрещен. Иногда для удобства пешеходов вдоль проезжей части прокладывают дорожку с твердый покрытием – пешеходную дорожку. Она предназначается только для движения пешеходов.

Следующая группа знаков – информационно-указательные. Они предназначены для информирования участников движения об особенностях режима движения или о расположении на пути следования населенных пунктов или других объектов. Так, например, знак

“Начало населенного пункта” информирует о приближении к населенному пункту, где действуют правила движения для населенных пунктов, например ограничение скорости, запрет на подачу звуковых сигналов и т.п.

Знак “Дорога с односторонним движением” сообщает о том, что по всей ширине проезжей части движение организовано только в одном направлении и, следовательно, развернуться и ехать в обратном направлении по этой дороге нельзя.

О месте перехода улицы информирует знак “Пешеходный переход”. Есть несколько разновидностей знаков, указывающих на вид перехода: наземный, надземный, подземный. Знак “Место стоянки” указывает место стоянки автомобилей. Он применяется с разнообразными табличками, уточняющими действие знака.

Группа знаков сервиса информирует водителя о расположении объектов сервиса. Их рисунки очень просты для восприятия, поэтому понятны всем.

Попробуйте самостоятельно определить значение тех знаков, которые я вам покажу (демонстрируются знаки: “Пункт первой медицинской помощи”, “Телефон”, “Пункт питания”, “Гостиница или мотель”).

(Учащиеся называют значение знаков.)

Правильно. Мы уже упоминали, что знак “Место стоянки” может использоваться с различными табличками, знаками дополнительной информации. В сочетании со знаками таблички уточняют или ограничивают их значение. Например, табличка “Зона действия” (100 м) в сочетании со знаком “Остановка запрещена” дает нам значение “Остановка запрещена на расстоянии 100 метров от знака”. Хотя многие страны, подписав международные конференции, обязались употреблять только утвержденные знаки, иногда на дорогах мира можно встретить удивительные знаки. Так во Франции и Швейцарии в некоторых населенных пунктах можно встретить знак с изображением животных и птиц и надписью: “Убавьте скорость! Спасибо!”

А на Кипре во время сбора винограда можно увидеть знаки со словами: “Внимание! Опасность! Шоссе скользкое из-за виноградного сока”.

Кроме общепринятых дорожных знаков существуют множество оригинальных, кoтopыe отражают присущую только этому городу или странеспецифику. Такие "дорожные картинки" призваны привлечь внимание водителей своей необычностью. Именно на это и рассчитан знак. Одни несут водителям полезную информацию, другие отличаются оригинальностью, броскостью. Водитель всегда больше внимания обращает на необычный, нестандартный знак. Они сильнее воздействуют и заставляют быстрее подчиняться их предписаниям. Например, специальные запрещающие знаки с перечеркнутыми сигаретами, трубками и зажигалками располагаются вблизи огнеопасных объектов.

Каждый из дорожных знаков
Свой совет дает, однако.
Коль собрался в дальний путь,
Ты про знаки не забудь
В “ПДД” их очень много,
С ними легче всем дорога.

3. Разбор задания “Какой цвет соответствует значению того знака?” /слайд 9/

4. “Проверь себя” /слайд 10-23 /

5. Участники дорожного движения должны быть очень внимательными и уметь предвидеть развитие ситуации. Внимание, память, логическое мышление можно развивать с помощью различных упражнений, которые мы вам и предлагаем.

– Упражнения на развитие внимания и памяти /слайд 25-30/

– Надеюсь, что данное мероприятие поможет вам предвидеть опасности на дороге и не совершать ошибок. Безопасных вам дорог!

Приложение