I. ОБЗОР ПРОЕКТА
1.1 Обоснование проекта
Как не странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни дети понимают отсутствие вредных привычек).
Это одно из глобальный причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причине их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества необходимо сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к своему здоровью.
Основы валеологических знаний формирования понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторов, определяющих здоровье, факторах риска, факторах, способствующих укреплению и сохранения здоровья.
Одним из таких факторов является высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Поэтому так важна профилактическая и просветительная работа среди учащихся.
1.2 Актуальность проекта
Желающий сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность людей.
«Человек может жить до 100 лет и более,– говорил академик И. П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью , своим безобразным обращение с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах[3].
Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у 1/3 из них обнаружить патологию сердечно-сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности молодого поколения.
1.3 Цель проекта
Цель проекта заключается в формировании сознательной установки на здоровый образ жизни, научиться оценивать функциональные возможности сердечно-сосудистой системы школьников. Используя объективные и субъективные показатели здоровья: на основе анализов результатов,наблюдений выявить зависимость состояния здоровья учащихся от физической работоспособности организма в целом.
1.4 Сроки выполнения проекта
Над проектом работали учащиеся 11 «В» класса. В роли испытуемых принимали участие ученики 6-ых, 9-ых классов. Экспериментальная часть проекта проводилась в спортивном зале школы под руководством учителя физкультуры. Выполнение проекта рассчитано на месяц.
1.5 Форма работы
Эксперимент, расчетная работа в командах, составлении сравнительных диаграмм, сообщения, дискуссии.
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
2.1 Критерии исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников Ставрополья.
Сегодня, изучив предельные возможности систем дыхания и кровообращения человека, можно определить максимальное потребление кислорода (МПК). По мнению Всемирной организации здравоохранения, МПК – один из наиболее информативных показателей функционального состояния кордиореспираторной системы. А так как системы кровообращения и дыхания – ведущие в процессах кислородного энергообеспечения, то по их показателям судят также о физической работоспособности организма в целом.
На основании экспериментального материала, опубликованного в специальной литературе, можно оценить работоспособность школьников обоего пола исходя из относительных величин МПК (Таблица 1). В результате исследования было выяснено, что у современных школьников идет постепенное снижение относительных величин МПК, следовательно, ухудшается физическая работоспособность.
Особенно заметны сдвиги у девочек, у которых отмечено снижение с возрастом МПК. В возрасте 9-10 лет физическая работоспособность школьниц оценивается как удовлетворительная (37,9 мл/кг), а в 15-16 лет – неудовлетворительная (30,5 мл/кг). Ухудшение систем кровообращения и дыхания сопровождалось постепенным увеличением с возрастом жировой ткани (в организме девочек в возрасте 9-10 лет содержание жира составляет свыше 24% от всей массы тела, в 13-14 лет свыше 25% , а 15-16 лет 29%). Между тем, по официальным данным краевое здравоохранение отмечает, что в структуре заболеваний школьников ведущее место заняли болезни органов дыхания – 23,4% и систем органов кровообращения – 12,7%[1].
Снижение функциональных возможностей кордиореспираторной системы современных школьников в основном связанно с гиподинамией. Недостаточная, пониженная физическая нагрузка характерна для современных школьников, так как в школе и дома они вынуждены много часов проводить за рабочим столом, сидеть за компьютером или читать, склонившись над книгой.
2.2 Задачи деятельности.
- Воспитание у детей ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни.
- Найти профилактические меры для устранения гиподинамии и тем самым обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения.
- Формирования у детей убеждения и соответствующие валеологические умения.
- Научить школьников проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье.
- Оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов.
- Формирование понимания, что здоровье – это бесценный дар.
- Убедить учащихся в необходимости систематических занятий физкультурой и спортом.
2.3 Условие реализации проекта.
Основное условие, обеспечивающее поэтапное длительное последование – педагогическое влияние на личность школьников в процессе развития видов деятельности. Постепенное погружение в проблему необходимо в связи с серьезностью обсуждаемых вопросов, формирование личностной заинтересованности учащихся.
Неформальный подход требует неоднократного возврата к теме проекта.
За это время создается максимально благоприятное и доверительное отношение к проекту, руководителю и участником проекта.
2.4 Этапы реализации проекта.
1 этап. Беседа. Гиподинамия и ее влияние на организм человека.
2 этап. Самостоятельная работа.
Заслушивание сообщений.
3 этап. Определение зависимости максимального потребления кислорода (МПК) от двигательной активности детей.
4 этап. Метод определения МПК.
5 этап. Составление диаграмм.
1 этап проекта начинается с беседы о гиподинамии и ее влияния на организм человека.
В наше время лишь 1% энергии производится мускульной силой. И это, конечно, прекрасно. Но в результате автоматизации и механизации производства, широкого развития общественного и личного транспорта человек оказывается лишенным элементарных движений, так ему необходимых. «Мускульный голод» очень вреден для здоровья людей, так как малоподвижность противоречит биологической природе человека[2]. Ещё великий мыслитель древности Аристотель утверждал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как физическое бездействие». А известный врач XIX столетия Н. Амбродик-Максимович говорил, что тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится и гниет. Далее в беседе приводятся примеры о вреде гиподинамии.
2 этап работы заключается в самостоятельной работе с дополнительной литературой. Учащиеся пишут сообщения с которыми в дальнейшем выступают. Для самостоятельной работы были выбраны следующие темы:
– «Роль физической активности в сохранении здоровья»,
– «Фактор здоровья – высокая двигательная активность».
3 этап.
Известно, что среди детей всех возрастов есть подвижные дети с высоким уровнем двигательной активности (ДА), выполняющие в день 18 тыс. шагов, и малоподвижные, с низким уровнем ДА, выполняющие менее 11 тыс. шагов. Школьники, выполняющие от 12 тыс. до 18 тыс. шагов в день имели большие величины МПК/кг, чем их малоподвижные ровесники. Эта разница в активности свидетельствует о том, что выполнение в день менее 12 тыс. шагов приводит к развитию гиподинамии[5].
По данным специальной литературы известна энергетическая стоимость 1 тыс. шагов. Оказалось, что мальчики 7-9 лет на 1тыс. шагов тратят 21 ккал, а 14-16 лет – 42 ккал. Девочки 7-9 лет – 19 ккал, а 14-16 лет – 35 ккал. Исходя из данных, нетрудно рассчитать, сколько энергии тратят школьники различного пола и возраста на 11тыс. шагов.
Мальчики 10-16 лет расходуют в сутки 2200-2900 ккал, а девочки 2000-2700 ккал и если учесть, что 25-30% этих энергозатрат приходится на ДА, то становится очевидным дефицит движений, который создается при выполнении кислородных возможностей организма.
Отсюда следует, ДА и МПК находятся в прямой зависимости: чем больше число шагов, тем лучше функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
4 этап – экспериментальный.
Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит особенно большим изменениям в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Профилактические меры устранения гиподинамии необходимы ещё и потому, что хорошее функциональное состояние этих систем влияет не только на физическую, но и на умственную работоспособность школьников.
Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардиореспираторной системы современных школьников.
Для расчета МПК использовали «метод прогнозирования» по данным частоты сердечный сокращений (ЧСС) и мощности (W) выполненной работы. Эти показания можно определить по числу восхождений на гимнастическую скамейку и спусков с нее.
Эксперимент,
В спортивном зале стоят гимнастические скамейки. Всех испытуемых учим подсчитывать по команде собственный пульс.
Каждый испытуемый в течении 4 мин выполняет работу, совершая 20 подъемов и спусков. После последнего спуска по команде измеряется пульсв течении 10 секунд, а затем, умножается полученная величина на 6, рассчитывая ЧСС в 1 минуту. Записав массу каждого ученика и его ЧСС, приступаем к расчетам.
Расчет производится по формуле Добельна:
W – мощность,
H – ЧСС,
K– возрастной коэффициент (см. приложение Таблица 2)
W=P*h*n*1,5
P – масса тела,
h – высота гимнастической скамейки (0,35 м),
n – количество подъемов и спусков в минуту (20)
1,5 – коэффициент подъема и спуска для взрослого человека (20 лет и больше)
Для детей поправки в формулу Добельна (см. приложение Таблица 3), так как у них процент скелетных мышц в общей массе тела ниже, чем у взрослого, и чем моложе ребенок, тем меньше его мышечная масса.
Кроме того, на мышечные нагрузки дети отвечают более высокой ЧСС, чем взрослые.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ:
В роли испытуемых выступали учащиеся 6-го и 9-го классов и мальчики и девочки.
Учащихся 6-го класса – 19 человек.
Учащихся 9-го класса – 20 человек.
Для каждого учащегося были произведены расчеты МПК/кг
НАПРИМЕР:
Испытуемый уч-ся 6кл.– 11лет
K=0,907
P=37кг
N=0,35 м
ЧСС= 150 уд/мин
С учетом поправок (см. приложение Таблица 3)
W=37(кг)*0,35(м)*20*1,2=311(кг*м/мин)
МПК=1,15*(√3,11/150-40)*0,907=1754 (мл/мин)
МПК/кг=1754/37=47,4 (мл/кг)
Оценка его работоспособности удовлетворительная (см. Таблицу 1).
Подобным образом рассчитывались МПК для каждого испытуемого.
5 этап. На основании полученных результатов МПК были составлены диаграммы оценки физической работоспособности учащихся 6-х и 9-х классов (см. приложение 4).
2.5 Ожидаемые результаты.
При обследовании учащихся, в среднем, для каждого возраста были получены удовлетворительные показатели МПК/кг.
Для мальчиков показатели колеблются от 45 до 54 мл/кг, а у девочек от 22-40 мл/кг, что свидетельствует о неудовлетворительной физической работоспособности организма.
2.6 Оценка проекта.
Обсуждая результаты работы, ребята пришли к выводу, что человек не сможет сохранить здоровье, если его организм будет ограничивать свою естественную двигательную активность, а лучший способ уберечь себя от болезней – следовать принципам здорового образа жизни, уделять больше времени физической культуре и спорту. В нашей школе для учащихся организованы спортивные секции: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, тайский бокс. Ребята с большим удовольствием посещают занятия, занимают призовые места по району и краю. В середине каждого урока во всех классах проводится физкультминутка, что также повышает работоспособность учащихся. Много ребят посещают танцевальные, спортивные кружки при ДКиС.
А главное, работая над данным проектом удалось создать атмосферу взаимопонимания и осознания важности занятий физкультурой и спортом.
2.7 Информация о проекте.
Использование всех возможностей для распространения информации о деятельности учащихся: родительские собрания, информационные листки, уроки биологии и ОБЖ, круглый стол.
Список литературы:
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие. М. Высшая школа, 1985г.
- Лукьянов В.С. О сохранении здоровья и работоспособности. М. Медгиз, 1992г.
- Николаев В.Н. В движении – жизнь. М. Физкультура и спорт, 1990г.
- Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М. Медицина, 1999г.
- Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. М. Высшая школа, 1985г.