Как формировать самооценку младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


В условиях реализации ФГОС очень важным фактором является умение оценить себя, свои возможности, проанализировать свою работу. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей. Характер его отношений с окружающими.

Что же такое самооценка? Кажется, слово понятное. Самооценка – оценка себя, и кто же этого не знает? Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы оценить себя, надо себя знать. А всегда ли мы, даже взрослые, можем похвастаться тем, что знаем свои особенности, возможности, способности? Совпадает ли это, что мы думаем о себе, с тем, что думают о нас другие? И если не совпадает, то кто более прав? Ведь, с одной стороны, кому лучше знать меня, как не мне самому, но, с другой стороны, не даром говорят, «что со стороны виднее». И ещё один вопрос – участвует ли этот взгляд со стороны в нашем знании о себе, в нашем отношении к себе, и если участвует, то в какой мере? Как видим вопросов много и все они не простые. Даже взрослым нелегко в них разобраться, а каково же ребёнку?

Вопросы становления самооценки, её формирования у ребёнка – важнейшие вопросы, определяющие развитие его личности. Именно поэтому они привлекают пристальное внимание психологов.

Как сложное психологическое образование самооценка не может быть изолированной от всех других проявлений психической жизни человека. Она связана с мышлением, и с памятью, и с эмоциональной жизнью человека. Связь здесь взаимная: самооценка обуславливается ими, что, в свою очередь, определяет их специфику, темп продвижения и уровень развития.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчёркивают её результат:  высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Но ведь важно знать, как пришёл человек к той или иной самооценке, какие средства он при этом использовал, на что опирался, какая информация легла в основу его знаний о себе.

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные нормы. И тогда самооценка строится по схеме: «Я соответствую этим нормам, значит, я хороший; не соответствую – плохой».

Реально самооценка работает в двух формах – общей и частной. Общая самооценка  отражает общий стиль отношения личности к себе, её общую жизненную установку. С ней связан уровень уважения к себе, её общую жизненную установку. С ней связан уровень уважения к себе, фактически она обозначает степень самозащиты личности.

Частные самооценки отражают оценку человеком своих конкретных качеств, поступков, отношений, физических данных.

Самооценка является одним из важнейших факторов успешности деятельности: ведь знание своих возможностей  побуждает человека стремиться к их использованию. В последнее время появился новый термин «ангажированность», он означает востребованность, возможность реализовать себя, употребить во благо общества свои способности. Всё это в значительной мере может быть обусловлено самооценкой, развитием таких качеств, как обоснованность, точность, устойчивость.

Становление структуры самооценки.

В структуре самооценки, как уже отмечалось выше.  Взаимодействуют два компонента – когнитивный и эмоциональный. Важной задачей формирования оптимальной структуры самооценки является развитие у ребёнка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно понимать содержание оцениваемых качеств.

Необходимо также учить детей самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, умения и личные качества, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека. Большие возможности для формирования у ребёнка этих способностей представляет любая художественная деятельность ребёнка, имеющая творческий характер.

Существует распространённое мнение, что ребёнок добивается больших успехов, когда его хвалят. Действительно, поддержка и благоприятная эмоциональная атмосфера очень важны для успешности любого вида деятельности. Но не надо забывать и о том, что реальные результаты труда должны реально и оцениваться, ребёнка надо учить анализировать свою работу, применяемые средства и достигнутые результаты.

Один из путей формирования у ребёнка оптимального способа оценивания составляет анализ и совместное со взрослыми обсуждение содержательных сторон деятельности.

Психологические исследования показывают, что формирование объективных разносторонних знаний о себе имеет и некоторые другие последствия. У ребёнка изменяется позиция в отношении к себе: «видение» своих достоинств и недостатков снижает уровень удовлетворённости собой. Пусть вас это не пугает. Так формируется осторожная самооценка как своеобразный механизм защиты, внутренней готовности к получению не только хороших, но и критичных оценок.

Недостаточное развитие знаний о себе, их неточность и полнота делают ребёнка беззащитным перед отрицательными внешними оценками, он принимает их на веру, что порой ведёт к развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность. Негативные внешние оценки, не встречая противодействия в виде точного знания себя, накапливаются и тяжким грузом гнут его к земле.

Как же это выглядит в реальной жизни детей? Знания о себе у детей одного и того же возраста различны. Мы обнаружили три уровня их развития. Первый уровень – самооценка реалистична. Дети неплохо знают свои особенности и возможности. Причины своих неудач они относят за счёт своих собственных недостатков.

Второй уровень – реалистичных самооценок становится меньше. Знания о себе всё чаще отражают мнения окружающих, становятся менее самостоятельными. Причины своих неудач дети часто видят в неблагоприятно сложившихся обстоятельствах.

Третий уровень – самооценка преимущественно неадекватна, при этом ребёнку всегда хочется оценить себя повыше. Но в общем реальная самооценка таких детей низкая за счёт того, что они ежедневно слышат из уст учителя или родителей. При этом причины своих неудач они видят только в стечении зловредных обстоятельств.

У детей первой группы разное к себе отношение: одни довольны собой, другие недовольны. Удовлетворённость собой не очень хороша для развития ребёнка. Недовольство собой – это стимул к дальнейшему развитию, к самосовершенствованию.

У детей второй группы средний уровень удовлетворённости собой. Они не слишком довольны собой, но и не считают себя плохими. Такие дети, как правило. Работают над собой, хотя бы в меру своих умений.

У детей третьей группы удовлетворённость собой тоже неоднозначна. Большинство детей третьей группы недовольны собой вполне обоснованно. Необходимо раскрыть ребёнку глаза на самого себя, научить его видеть и то, что он может, и что не может, что умеет и что не умеет.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни. Помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личность.

Общая и частная самооценка.

Общая самооценка рождается дважды. У маленьких детей это развитое сверхположительное отношение к себе как к центру своего мироздания. Со временем жизнь изменяет характеристики этой самооценки, мир перестаёт вращаться вокруг ребёнка и появляются частные самооценки – оценки своих реальных, ежедневных достижений и неудач: проявляющихся качеств, складывающихся отношений, поступков и их мотивов. Накопление опыта получаемых оценок и рождающихся самооценок приводят тому, что у ребёнка заново закладывается общая самооценка уже как некоторая система, в которой есть что то главное (причём для каждого своё) и второстепенное, не столь важное для жизненных установок личности.

Вот это второе рождение самооценки происходит уже в школьном возрасте, причём изменения в ней очень заметны от 1 класса к 3 классу. У первоклассников ещё действует детское представление о самооценности своей личности, да и частные самооценки ещё не могут его корректировать. Изначально высокая общая самооценка повышает и уровень частных. «Я плохо решаю задачи, зато хорошо пою». К 3 классу происходят уже серьёзные изменения. Накапливается опыт реальной деятельности, изменяющей характеристики частных самооценок, а все вместе они, собранные в некоторое единство, не могут изменить и общую самооценку. Её уровень к 3 классу значительно снижается. Кроме того, изменяется и качественное содержание общей самооценки: на него влияют самооценки по значимым для ребёнка качествам.

У третьеклассника уже выделены те сферы его жизнедеятельности, которые для него более интересны или в которых ему сопутствует успех. Качества, необходимые для такой деятельности, приобретают особую значимость для ребёнка, и соответственно самооценка по этим качествам становится объектом его особых размышлений. Она может быть высокой или низкой, но она всегда побуждает ребёнка к изменениям в себе.

Уточнение представлений ребёнка о себе, о своих качествах и возможностях расслаивает его частные самооценки: они становятся более независимыми друг от друга  и избирательно влияют на общую самооценку. Такая избирательность взаимодействия общей и частных самооценок является важным достижением возраста, благодаря ей общая самооценка становится более точной, наполняется конкретным содержанием, базируясь на значимых для ребёнка самооценках.

Если для первоклассников ещё важны такие качества, как «внимательный», «дисциплинированный», «хороший ученик», то у третьеклассников эти качества уходят в тень, а на первое место выдвигаются такие качества, как «хороший товарищ», «умный», «добрый». Более значимыми для них становятся качества внешности.

Добрый человек, например, характеризуется первоклассниками как защитник и помощник: «Понимает, когда товарищ в беде, может защитить девочку или слабого мальчика». Важным для первоклассников оказался такой аспект доброты, как хорошее отношение к людям: «Дружит со всеми», «Имеет много друзей».

У третьеклассников обобщённые суждения звучат чаще: «Добрый – тот, кто помогает, совет даёт и дело доброе делает». «Это тот, кто всех понимает и ни для кого ничего не пожалеет».

Повышение уровня понимания качеств личности с возрастом приводит к тому, что дети более глубоко понимают и себя, и других, лучше видят различия между людьми. Если для первоклассника сравнение себя с другом затруднительно, потому что он воспринимает себя и других как равных, то для третьеклассника это уже не оценка равных по статусу, а анализ, и порой весьма тонкий. Анализируя свои собственные качества, друга, более старшие дети чаще начинают оценивать друга выше, чем себя, т.е. проявлять к себе критичное отношение. Повышение уровня самокритичности означает прежде всего повышение требовательности к себе. Осознав свои недостатки, неиспользованные возможности, ребёнок как бы намечает для себя программу переделки себя: он видит то, что нужно изменить, и это очень важно. Важно и то, что критическое отношение к себе улучшает отношение к другим: дети становятся более доброжелательными, мягче оценивают ошибки своих друзей.

Но критическое отношение к себе может перерасти в резко выраженную негативную самооценку, причём она может носить как общий, так и частный характер. Вот здесь – то и нужна помощь взрослого. Для этого учителю или родителям нужно знать особенности ребёнка, его возможности и, что особенно важно, знать, как он себя оценивает. Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребёнка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка повышают его самооценку.

Наличие у ребёнка конфликтной самооценки – это всегда сигнал тревоги для взрослого. В подобных ситуациях необходимо тонкое, деликатное вмешательство, способное привести ребёнка на путь самовоспитания, вооружить его оптимистической перспективой. Необходимо отмечать его достижения, проявлять глубокую заинтересованность к делам ребёнка, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Что такое хорошая самооценка.

Чаще всего, когда говорят о самооценке, её характеризуют как адекватную и неадекватную. Что же такое «адекватность самооценки»? В словарях слово «адекватный» объясняется как равный, верный, соответствующий, точный. Встаёт масса вопросов: чему равной должна быть самооценка, чему соответствовать, какова мера её точности, т.е. чем её измерить и кто тот судья, который определит её верность?

В целом более точного способа определения адекватности самооценки как соответствие внешним оценкам пока не придумано. Всё дело в том, кто оценивает – чем умнее и доброжелательнее будут судьи и чем больше их будет, тем лучше. Чем точнее будет внешняя оценка, тем, следовательно, вернее определится адекватность самооценки. Для учащихся такими внешними судьями являются учителя, родители, сверстники. Их совокупное мнение и составляет то общественное мнение, которое часто определяет судьбу ребёнка, и – увы! – часто несправедливо. Но нужно ли заботиться о том, чтобы соответствовать внешней оценке, быть её послушным рабом, ведь и независимость независимых экспертов далеко не всегда является верной. Не лучше ли самому научиться определять свои возможности и оценивать достижения? Путь для этого только один – анализ, анализ и ещё раз анализ. Добиваться адекватной самооценки – это значит беспрестанно подвергать вдумчивому анализу свою работу и её результаты, свои промахи и достижения, поступки и отношения, мотивы поведения.

Итак, мы выяснили, что адекватная самооценка не всегда получается и не всегда нужна. Но что же тогда означает неадекватная самооценка? Ясно, что прежде всего она является завышенной или заниженной.

Необходимо вспомнить о таком виде самооценки, как ретроспективная – это когда человек размышляет над прошлым и оценивает то, что он уже сделал, совершил, пережил. Здесь лучше, чтобы самооценка была немного заниженной, т.е. пусть человек критически оценивает то, что было в его жизни. Всегда полезен разбор ошибок – на ошибках учатся, анализируя упущенные возможности, неправильно выбранные пути или средства. Критический разбор прошлого повышает надёжность будущего.

Прогностическая самооценка – это своего рода «воспоминание о будущем». Какие поставить цели, какие выбрать пути для их достижения, какие средства применить и как при этом учесть все свои возможности – вот смысл прогностической самооценки. В такой оценке должно быть немного оптимизма.

Необходимо научить ребёнка постоянному самоконтролю. Это очень важно, так как это вынесет его к вершинам самостоятельности.

Обоснованность самооценки – вещь очень важная. Если самооценка не обоснована или обоснована недостаточно, выступает на уровне самочувствия, она не выполняет свою регулярную функцию, т. е. в лучшем случае не помогает ребёнку само организоваться, чтобы достичь успеха в деятельности и в общении, в худшем, когда она принимает форму непроницаемости для опыта, – прямо мешает этому.

Если самооценка строится на осознанных результатах самоконтроля, раздумий о себе и других, она наполняется подлинным знанием о себе. Такая самооценка – реальный помощник ребёнку в определении своего пути в будущее, в успешных шагах по этому пути.

О самооценке можно говорить долго, но мы старались, чтобы вам было понятно, каковы её основные, самые важные характеристики. Знание этих характеристик поможет увидеть, чего не хватает вашему ученику, что необходимо формировать у него в первую очередь. Это формирование может происходить по ходу любой ситуации его общения с вами или с друзьями.

Вот ребёнок рисует. Заинтересованный взрослый может задать вопрос: «Расскажи, что ты хотел нарисовать. А получилось ли то, что хотел? А почему не получилось» вот тут – то и можно подсказать ребёнку, где и в чём он ошибся и как, помочь эту ошибку исправить. Вот и всё – вы задали способ анализа результатов своей деятельности.

Ребёнок решает задачу. Он складывает данные, перемножает их, но ответ не сходится с тем, что дан в конце учебника. Научите его выделять известные данные в неизвестные, устанавливать отношения между ними. «Сделал?» – «Сделал». – «Понял?» – «Понял».– «Теперь сможешь решить?» – «Наверное, смогу, надо попробовать». Решает, старается, но… «Опять не получилось? Посмотрим, что сделал не так». – «Ага, нашёл ошибку! Теперь всё должно получиться». В этой ситуации учитель не только задал средства анализа объекта деятельности, но и средства анализа и оценки своих возможностей и запустил механизм прогноза.

Итак, как  мы видим без самооценки не обойтись. Не надо искать специальных ситуаций: в любом контакте с ребёнком  вы можете помочь ему познать себя.