Название: улицы города Мурманска, названные в честь героев Великой Отечественной войны
Цель: воспитание патриотических чувств: гордость за свой народ, за его героев, любовь к родному городу, интерес к его истории
Задачи:
- закрепить, уточнить, пополнить знания детей о героях Великой Отечественной войны, защищавших Советское Заполярье;
- сообщить знания о том, как чтят память погибших героев: о них написано много книг, в их честь названы улицы, им воздвигнуты памятники;
- продолжать знакомить детей с родным краем, его историей;
- вызвать чувство гордости за наш единый, дружный народ, вызвать чувство уважения к отважным защитникам Советского Заполярья.
Рекомендуемый состав групп: дети старшего дошкольного возраста
Число участников: 15
Форма проведения: экскурсия-прогулка
Продолжительность экскурсии – от 45 мин. до 1,5 ч
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций из книги «От Мурманска до Берлина», «Мурманск Советский»; заучивание и объяснение пословиц о защитниках Родины; чтение книг «Твои сыны Родина» И.Д. Солдатова.
Инновации: просмотр мультимедийных программ, посвящённых героям – защитникам Заполярья.
Методические приёмы:
- сочетание рассказа и показа;
- объяснения и комментарии к интересным моментам;
- создание мысленной исторической реконструкции;
- ответы на вопросы экскурсантов.
Маршрут: ДОУ – ул. Бредова – ул. Миронова – ул. Гаджиева – ДОУ
Места остановок:
- улица Бредова;
- улица Миронова
- улица Гаджиева (возложение цветов у мемориальной доски).
Введение.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку.
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами друг на друга глядят.
– Что это? Правильно. Это улица. Давайте поиграем в игру «Кто больше улиц назовёт?»
Воспитатель:
Вот видите, как много улиц вы назвали, но в нашем городе их гораздо больше.
В Мурманске около 250 улиц, проспектов, площадей, переулков, проездов.
Есть улицы, носящие имена вождей революции, улицы, названные в честь прославленных полководцев, учёных, писателей, художников.
В нашем городе есть много улиц, увековечивших имена героев Великой Отечественной войны.
Сейчас мы с вами совершим экскурсию по некоторым из них.
Объект № 1. Улица имени Анатолия Бредова.
Улица имени Анатолия Бредова лежит на гребне сопки, в северной части города, в нашем Ленинском районе. Есть памятник герою и на проспекте Ленина, и на судоверфи, есть и траулер, носящий его имя.
Это Бредов Анатолий
В каждом доме, в каждой школе
Знают смелого бойца,
Знают русского солдата,
Что у Кольских берегов,
Подорвал себя гранатой,
Разомкнув кольцо врагов.
Воспитатель:
Дети посмотрите на фотографию. Даю 1-2 минуты для рассматривания.
Анатолий Бредов был мурманчанин. Он учился в 10 школе, неплохо рисовал.
Работать начал на судоверфи учеником электрика. Во время войны был пулемётчиком, получил звание сержанта.
Когда началось наступление наших войск в Заполярье, Анатолий со своими друзьями выполнил приказ – не уступил стратегическую высоту врагу. Он погиб 11 октября 1944 года подорвав себя и врагов последней гранатой.
Воспитатель:
– Ребята, кто живёт на улице имени Анатолия Бредова, поднимите руки?
– Какие ещё улицы, носящие имена героев вы знаете?
Объект № 2. Улица имени Виктора Петровича Миронова.
Воспитатель:
– Ребята, поднимите руки, кто живёт на улице имени Миронова?
Виктор Петрович Миронов был лётчиком. Он совершил 127 боевых вылетов, в том числе 37 – на штурмовку вражеских, 27 – на разведку фронтов.
Газеты писали: «У него много и многому можно научиться и в технике пилотирования и в искусстве воздушного боя». За отличное выполнение заданий ему было присвоено звание героя. Он погиб в воздушном бою 16 февраля 1943 года и похоронен в посёлке Шонгуй, Кольского района. И все, кто проезжает на поезде мимо посёлка Шонгуй видят на сопке самолёт, он поставлен в честь лётчика – героя.
Многие из вас будут учиться в школе № 44. Эта школа носит имя Виктора Петровича Миронова. В школе создан музей боевой славы, где собраны документы, материалы о лётчике – герое.
Воспитатель:
– Ребята, кто из вас может рассказать, как советские моряки защищали нашу Родину, наше Заполярье? Как называются военные корабли? (подводные лодки, эсминцы, крейсера).
– Кого из героев Великой Отечественной войны, защищавших наш город, вы знаете? (М. Гаджиев) Если не знают, говорю сама.
Объект № 3. Улица имени Магомета Гаджиева.
Подходим к дому, где прикреплена мемориальная доска. Читаю надпись.
Предлагаю детям послушать рассказ о судьбе капитана Магомета Гаджиева у нас на Северном флоте, о том, как он со своими товарищами, моряками-подводниками, защищал наш город Мурманск.
Магомет Гаджиев жил на юге нашей страны, на Кавказе. Он – дагестанец. У нас на севере Гаджиев воевал с самого начала войны. Адмирал Северного флота называл его человеком без страха и усталости.
Магомет Гаджиев почти всё время был в море. Он отличался храбростью в преследовании и уничтожении вражеских судов. Но однажды в неравном бою лодка Гаджиева была сильно повреждена и не могла уйти на глубину, оторваться от врага. Экипаж лодки и её командир погибли…
Герою-подводнику капитану Магомету Гаджиеву посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Воспитатель:
Скажите, каким людям присваивают такое звание? (смелым, храбрым, бесстрашным, отважным, мужественным, находчивым, решительным, настоящим).
Давайте почтим память этого бесстрашного воина-подводника Магомета Гаджиева (возложение цветов).
Заключение.
Воспитатель:
– Вот видите, нашу Родину, Советское Заполярье храбро защищали в годы Великой Отечественной войны и солдаты, и лётчики, и моряки-подводники – вся наша доблестная армия.
– А сейчас давайте пройдём по улице Гаджиева, посмотрим, куда выходит эта улица (на главную улицу района – проспект Героев-Североморцев).
Закрепляю знания детей, почему проспект носит это название (героев, погибших во время войны с фашистами у нас на севере много, и, почтить память всех, главную улицу нашего Ленинского района назвали проспект Героев-Североморцев, в память о тех, кто воевал в Краснознамённом Северном флоте).
Сообщаю детям, что следующая экскурсия у нас будет по проспекту Героев-Североморцев. Предлагаю им узнать имена некоторых из этих героев.