Тема: С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» (учебник Литературное чтение (Ч. 3), автор О.В. Кубасова, 3 кл.)
Задачи:
- развивать речь, внимание, мышление учащихся;
- совершенствовать навык выразительного чтения поэтических произведений;
- способствовать формированию нравственных качеств.
Ход урока
I. Самоопределение в учебной деятельности.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.
1. Конкурс чтецов.
Учащиеся выразительно читают стихотворение В. Высоцкого. Одновременно осуществляется анализ: что получилось, что нет и почему.
2. Пересказ произведения С. Баруздина «Страшный клад».
Пересказ произведения по плану, записанному на доске:
- Город строителя.
- Страшный клад под землей.
- Жителей города переселили.
- Минеры помогают людям.
- Фашистский «клад» уничтожен!
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
– Кого же называют героем? (Герой – выдающийся своей храбростью, доблестный человек, самоотверженно совершающий подвиг.)
2. Чтение стихотворения учителем.
3. Анализ содержания.
Вопросы.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
- Почему автор озаглавил свое произведение «Рассказ о неизвестном герое»?
- Какой подвиг совершил этот герой? И можно ли этот поступок действительно назвать подвигом?
- Что мы узнаем из рассказа о внешнем виде героя, настроении?
- Опишите, какая картина вдруг предстала перед ним.
- Как характеризуют незнакомца такие слова: «Даром минуты одной не теряя, бросился парень с подножки трамвая…»?
- Прав ли парень, выбрав такое решение: взобраться на многоэтажный дом по водосточной трубе?
- Какие строки повторяются дважды? Зачем это понадобилось поэту?
- Как начинается и как заканчивается рассказ?
- Какие слова повторяются чаще всего? Какой смысл вкладывает автор в эти строки: «многие парни», «много в столице», «многие носят», «каждый к труду-обороне готов», «к славному подвигу каждый готов»?
4. Чтение стихотворения учащимися.
- Вполголоса.
- По строчке.
- Коллективно вместе с учителем.
IV. Составление диафильма.
– Попробуйте «нарисовать» несколько кадров диафильма к эпизоду спасения девочки.
– Подберите строки из текста к каждому кадру диафильма.
– Что у вас получилось, давайте посмотрим.
V. Включение в систему знаний и повторений.
1. Вопросы учителя.
– В каких строках выражена главная мысль произведения?
– Вспомните все произведения, прочитанные в разделе «За доброе дело стой смело». В чем черты сходства? В чем различие?
– Какое из произведений этого раздела вас взволновало больше всего? Почему?
2. Анализ работы учащихся на уроке и выставление отметок.
Домашнее задание: выразительно читать стихотворение С. Маршака (вопросы 4, 5 учебника, с. 37).