Литературное чтение. С.Маршак "Рассказ о неизвестном герое"

Разделы: Начальная школа


Тема: С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» (учебник Литературное чтение (Ч. 3), автор О.В. Кубасова, 3 кл.)

Задачи:

  • развивать речь, внимание, мышление учащихся;
  • совершенствовать навык выразительного чтения поэтических произведений;
  • способствовать формированию нравственных качеств.

Ход урока

I. Самоопределение в учебной деятельности.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.

1. Конкурс чтецов.

Учащиеся выразительно читают стихотворение В. Высоцкого. Одновременно осуществляется анализ: что получилось, что нет и почему.

2. Пересказ произведения С. Баруздина «Страшный клад».

Пересказ произведения по плану, записанному на доске:

  1. Город строителя.
  2. Страшный клад под землей.
  3. Жителей города переселили.
  4. Минеры помогают людям.
  5. Фашистский «клад» уничтожен!

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

1. Сообщение темы и цели урока. 

– Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

– Кого же называют героем? (Герой – выдающийся своей храбростью, доблестный человек, самоотверженно совершающий подвиг.)

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Анализ содержания.

Вопросы.

  1. Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
  2. Почему автор озаглавил свое произведение «Рассказ о неизвестном герое»?
  3. Какой подвиг совершил этот герой? И можно ли этот поступок действительно назвать подвигом?
  4. Что мы узнаем из рассказа о внешнем виде героя, настроении?
  5. Опишите, какая картина вдруг предстала перед ним.
  6. Как характеризуют незнакомца такие слова: «Даром минуты одной не теряя, бросился парень с подножки трамвая…»?
  7. Прав ли парень, выбрав такое решение: взобраться на многоэтажный дом по водосточной трубе?
  8. Какие строки повторяются дважды? Зачем это понадобилось поэту?
  9. Как начинается и как заканчивается рассказ?
  10. Какие слова повторяются чаще всего? Какой смысл вкладывает автор в эти строки: «многие парни», «много в столице», «многие носят», «каждый к труду-обороне готов», «к славному подвигу каждый готов»?

4. Чтение стихотворения учащимися.

  1. Вполголоса.
  2. По строчке.
  3. Коллективно вместе с учителем.

IV. Составление диафильма.

– Попробуйте «нарисовать» несколько кадров диафильма к эпизоду спасения девочки.

– Подберите строки из текста к каждому кадру диафильма.

– Что у вас получилось, давайте посмотрим.

V. Включение в систему знаний и повторений.

1. Вопросы учителя.

– В каких строках выражена главная мысль произведения?

– Вспомните все произведения, прочитанные в разделе «За доброе дело стой смело». В чем черты сходства? В чем различие?

– Какое из произведений этого раздела вас взволновало больше всего? Почему?

2. Анализ работы учащихся на уроке и выставление отметок.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение С. Маршака (вопросы 4, 5 учебника, с. 37).