Итоговое занятие в форме игры по краеведению "Земля Кузнецкая в древности". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Задачи:

  • Закрепить знания по теме: «Земля кузнецкая в древности».
  • Способствовать укреплению дружбы, стимулировать общение детей между собой.
  • Прививать любовь к историческому прошлому родного края.

Оборудование: игровое поле, карточки с терминами, контуры области, рисунки для мозаики.

Ход занятия

Правила игры:

  1. В игре принимают участие 2 команды.
  2. Игровое поле выбирается по шахматному принципу, например, Б-1 и т.д.
  3. В каждом секторе задания даются для обеих команд.
  4. За правильные ответы команды получают жетоны.
  5. После ответа и выполнения задания имеем право перевернуть клетку игрового поля.
рис.1

А-1. Картография

Наука о создании различных карт.

Вы попробуете создать историческую карту нашего края эпохи палеолита, расселив на контурах области животных того периода. Чья команда справится с этим заданием быстрее?

(исполинский олень, шерстистый носорог, мамонт, заяц, лиса)

– Когда появились первые жители в нашем крае? (400 000 лет назад, в эпоху палеолита.)

– Из чего создавалось оружие и орудия труда в эпоху палеолита? (Кости, дерево, камень.)

А-2. Археология

Наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам.

– Как скотоводы эпохи бронзы сумели передать новости о себе? (Узоры на изделиях) Во время раскопок находят много разных предметов. Прежде чем отправить находку в музей, ее необходимо отреставрировать, т.е. восстановить. Попробуйте и вы реконструировать горшок по осколкам (из разрезанных картинок). Кто быстрее?

рис.2

– Что является самым интересным памятником нашего края эпохи бронзы? (Писаницы.)

– Какая писаница самая знаменитая? (Томская, в 60 км от Кемерова.)

– Кого чаще всего можно увидеть на наскальных рисунках Томской писаницы? (Лось – солнечное животное.)

Б-1. Религия

Набожность, святыня, предмет культа.

Расставить названия эпох в нужном порядке, чтобы узнать имя верховного бога на небесной сфере у шорских народов.

ПАЛЕОЛИТ

 МЕЗОЛИТ  НЕОЛИТ

УЛ

ЬГЕ

НЬ

(Если задание выполнено верно, то с обратной стороны можно прочитать слово Ульгень)

– Как звали божество из царства мертвых? (Эрлик)

– Кто были шорцы и телеуты по своей вере? (Язычники шаманисты.)

– Что такое язычество и шаманизм? (Многобожие, люди, получаемые тайные знания .)

Б-2. Традиции

Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.

– Из какого цвета шьется воротник на платье телеуток? (Красный, синий, зеленый.)

– Какой брачный обычай существует до сих пор у телеутов? (умыкание невесты с ее согласия или без согласия.)

– Каков был обычай у телеутских замужних женщин? (Нельзя появляться с непокрытой головой перед свекровью и старшими братьями ее мужа.)

– Где обычно спали телеуты? (На лавках. Пышное убранство постели было показным.) Итог.

Перед вами 3 карточки с терминами. Я сейчас дам определение одного слова. Чья команда быстрее поднимет карточку с правильным ответом.

Археология

Религия

Краеведение

Изучение природы, хозяйства.  истории и культуры  какого-либо  населенного пункта

С обратной стороны игрового поля – контур Кемеровской области.

Рефлексия. Если занятие понравилось, на контур Кемеровской области прикрепить красное сердечко, не понравилось – синее.

Подведение итогов игры, вручение кроссвордов для работы дома.

Приложение.

рис.3

По вертикали:

1.Особый избранник божеств, получаемый тайные знания, умел разговаривать с духами. (Шаман)

2. Наскальные рисунки древних людей. (Писаницы)

4. Кисломолочный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)

5. Одежда, тканная из конопли. (Кендырь)

7. Родовой старейшина. (Паштык)

9. Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. (Ясак)

По горизонтали:

2. Древнекаменный век. (Палеолит)

3. Земляные сооружения над могилами. (Курганы)

6. Объединение родственников, которые вели вместе хозяйство, охотились. (Род)

9. Тюркский царь. (Каган)

10. особые ритуальные действия шамана, во время которых он общался с духами. (Камлания)