Объемные картинки. Выполнение комбинированных изображений с использованием техники батик

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока: знакомство с искусством объемного рисования;

  • образовательная - изучение техники выполнения комбинированных объемных работ;
  • развивающая - развитие композиционных и графических навыков;
  • воспитательная - воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

Материал к уроку: формат А3, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: репродукции Светланы Логиновой; детские работы.

Задание:создание второго плана объемной картинки.

Ход 1-го урока.

I. Организационный момент. 

Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала.

II. Основная часть. 

Знакомство с объемным рисованием в форме беседы (рассмотрения работ Светланы Логиновой) и выполнение второго плана картины.

Один из необычных приемов в батике – это двухслойность. Двухслойный батик позволяет придать изображению многоплановость, объемность, картина выглядит более реалистично.

Очень ярко показана данная техника у художницы города Находка Приморского края Светланы Логиновой (просмотр работ Светланы Логиновой Рисунки 1 - 3).

Логинова Светлана. Бабочки в нежных розово-сиреневых тонах Логинова Светлана. Балерина Логинова Светлана. Солнечные блики
Рисунок 1.                Рисунок 2.               Рисунок 3.

Суть этого вида росписи проста – изображение подается зрителю в двух планах, в реальности – на листе ватмана (ткани) и тонком шелке. Для первого (верхнего) обычно берется тонкая прозрачная ткань, типа вуали или шифона, газа или органзы. А второй слой наноситься на лист (ткань) гуашевыми красками и он должен быть плотнее, дабы на этом фоне хорошо «заиграл» первый план. После этого идет наложение одного слоя на другой.

Композиционно выстраивается изображение так, чтобы на переднем плане находились передние элементы, а на втором – задние и фон. Работы выполняются поэтапно. Принято считать, что это, по сути, две отдельно взятые работы. А создает она в первую очередь эмоции и настроение (Рисунок 4).

 
Рисунок 4.


В волшебных произведениях осязается пространство и воздух. Насыщенные и в то же время мягкие цвета посылают зрителю поток, наполненный светлой энергией и гармонией.

Объемное изображение - фактически две картины, соединенные в одну, за счет чего создается интересный объемный эффект.
Современная технология изготовления объемных рисунков состоит из трех этапов:

  1. разработка эскиза;
  2. выполнение второго плана;
  3. роспись переднего плана по шелку.

Необходимо отметить, что на всех этапах работы надо следить за аккуратностью, чтобы не повредить изображение.

III. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции 

(для разработки можно предложить темы «Космос», «Сказка», «Цветы» и другие). Тематика наших работ соответствует теме «Русь, Россия, Родина». Дети выбирают более им интересный сюжет по предложенной теме и выполняют эскизы на листочках.

IV. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. 

Важно избегать мелких элементов в рисунке второго плана, а на первом плане можно выполнить мелкие прорисовки кистью или контуром.

V. Выполнение второго плана на заранее подготовленную рамку. (Рисунок 5-7)

 
Рисунок 5

 
Рисунок 6


Рисунок7

V. Задание на дом: 

принести акриловые краски, контуры по ткани, кисти.

Урок 2 (приложение).