Урок-практикум по русскому языку. Обобщение и систематизация сведений по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы в 7 классе и посвящен Дню Героев Отечества - 9 декабря.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • обобщение и систематизация сведений о деепричастии:
  • закрепление практического умения находить деепричастия и деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них;
  • совершенствование навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.

2. Развивающие

  • продолжить формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • продолжить развивать навыки связной монологической речи.

3. Воспитательные

  • продолжить воспитание положительного отношения к изучению русского языка;
  • продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • продолжить воспитание патриотизма;
  • осознать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи.

Тип урока: урок-практикум.

Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы урока. Работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф к уроку: «Все в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, так будет всегда». Фирдоуси. [1]

Выбор этого эпиграфа не случаен. И в этом вы убедитесь чуть позже.

- Итак, о чём же сегодня мы будем говорить?

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;
Я по значению похоже на глагол. [2]

- О какой глагольной форме говорится? Молодцы, конечно же, о деепричастии.

2. Актуализация знаний по теме «Деепричастие» и «Деепричастный оборот».

- Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии. Закончите определение.

  1. Деепричастие – это……
  2. Деепричастие объединяет в себе признаки двух…..
  3. Деепричастие имеет суффиксы….
  4. В предложении является….
  5. Деепричастия могут быть….
  6. С зависимым (-ми) словом (словами) деепричастие образует….

- Очень хорошо. Теперь выполним задание. Перед нами суффиксы разных частей речи. Найдите и выпишите только суффиксы деепричастий.

-вш-/-ш-, -я-, -ущ-/-ющ-, -т-, -а-, -ем-/-ом-, -ащ-/-ящ-, -нн-, -им-, -вши-, -в-, -ши-, -енн-.

- Молодцы. К какой части речи относятся остальные суффиксы?

- Ну а теперь проверим вашу внимательность. Найдите и выпишите деепричастие.

Играют, дрожит, рассыпается, звеня, волнующий, рисует, набегавшись, прочитав, узнаваемый, зеленеющая.

- Всё верно. Проверим.

- А теперь сами попробуйте образовать деепричастия от глаголов совершенного и несовершенного вида и запишите их.

  1. Несовершенного вида: играть, любить, сочувствовать, подниматься, запирать.
  2. Совершенного вида: положить, понять, прочитать, запереть, выкрасить.

- Проверим себя.

Несовершенный вид: играть – играя; любить – любя; сочувствовать – сочувствуя; подниматься – поднимаясь; запирать – запирая.

Совершенный вид: положить – положив; понять – поняв; прочитать – прочитав; запереть – заперев, выкрасить – выкрасив.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Заполните таблички, лежащие у вас на партах.

Подняв руки, хлопая крыльями, отражаясь в зеркале, сдержав порыв, прижимаясь к стене, устремив взгляд, вспоминая героя

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
   

- Посмотрим, что у вас должно было получиться. Возьмите карандашик и исправьте ошибки, если они есть. Поставьте себе оценку. Ни одной ошибки – пять; одна ошибка – четыре; две-три ошибки – три; больше трёх – два.

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
Подняв руки
Сдержав порыв
Устремив взгляд
Хлопая крыльями
Отражаясь в зеркале
Прижимаясь к стене
Вспоминая героя

- Посмотрите внимательно на последнее словосочетание, которое вы записали – «вспоминая героя». Какие ассоциации связаны у нас со словом «герой»? Давайте произведём разбивку на кластеры.

- Сегодня на уроке мы будем вспоминать героев, говорить о них, потому что наша Отчизна всегда была богата героями. 9 декабря - День Героев Отечества, когда мы вспоминаем и чествуем наших героев.

- Для начала я хотела бы узнать, какого человека мы можем назвать героем? Кто такой герой?

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, как определяет героя Сергей Иванович Ожегов, составитель «Словаря русского языка».

Герой, -я, м.

  1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
  2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
  3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
  4. кого-чего. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. *

- О слове «герой» в каком значении мы будем сегодня говорить? Запишите это значение в тетрадь.

- А каких героев нашей страны вы знаете?

- Молодцы. Героям Отечества присваивается звание за заслуги перед государством и народом, связанное с совершением геройского подвига, и вручается знак особого отличия — медаль «Золотая звезда». Посмотрите, как выглядит эта медаль.

- Сегодня мы будем говорить о Герое Отечества, чьё имя сегодня уже прозвучало и непосредственно связано с нашей школой, - об Александре Николаевиче Епанешникове. Почему именно наша школа носит имя Героя?

- Теперь поработаем с текстом.

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ: (на доске и на столах в распечатанном виде)

Это случилось девятнадцать лет назад во время перелёта экипажа под командованием Александра Епанешникова в районе города Волгограда. У самолёта, следующего по маршруту Энгельс – Астрахань, внезапно отказали сразу три двигателя.

Как командир экипажа, Александр Епанешников решил произвести посадку на запасной аэродром. Но в девятнадцати километрах от него отказал и четвертый двигатель. В последний момент действуя решительно и хладнокровно командир отвернул самолёт от жилых домов. Направив падающую машину в лесопосадки он спас жизни мирных жителей. Самолёт взорвался, весь экипаж погиб.

Алгоритм работы с текстом.

1. Найдите в тексте деепричастия. Выпишите их.

  • А) Укажите, от какого глагола они образованы.
  • Б) Выполните их морфологический разбор.

2. Выпишите предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания.

4. Физкультминутка.

Теперь немножко отдохнём. Вам нужно отгадать зашифрованный на картинке фразеологизм. Но для начала вспомним, что мы называем фразеологизмом?

5. Продолжим нашу работу.

Как пишется НЕ с деепричастиями?
Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не) зная ничего, (не) чувствуя опасности, (не) думая ни о чём, идти (не) спеша, (не) доумевая по поводу случившегося, (не) говоря лишних слов, (не) беспокоясь ни о чём, (не) навидя ложь, (не) решаясь приблизиться.

В это время четырём учащимся раздаются карточки с индивидуальным заданием (см. Приложение).

- Посмотрим следующее задание. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Выпишите эти цифры. Как пишется НЕ с деепричастиями в данных предложениях?

  1. Герой совершает подвиг (1) (не)требуя за это благодарности (2) или награды.
  2. Не(колеблясь) (1) ни минуты (2) командир Епанешников отвёл самолёт от жилых домов.
  3. Герой спасает чужие жизни (1) (не) думая (2) и (не) заботясь о своей.

Ответ: 1. (1) 2. (2) 3. (1)

- Мы с вами продолжаем подготовку к ГИА и ЕГЭ. Рассмотрим образец тестового задания на синтаксическую норму из материалов ЕГЭ. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Говоря о подвиге человека,

  1. создаётся впечатление, что это важно.
  2. будьте внимательны и чутки.
  3. факты должны быть изложены верно.
  4. вам нужно правильно подбирать слова.

- Объясните свой выбор.

6. Мы – корректоры.

Перед вами предложения, в которых допущены различные ошибки. Необходимо исправить их, указав тип ошибки.

  1. Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.
  2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень ее полюбил.
  3. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.

- Вот какие предложения у нас должны получиться.

  1. Прочитав «Песню про купца Калашникова», я загрустил.
  2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, очень ее полюбил.
  3. Закрыв книгу, я надолго запомнил героев.

7. А теперь вернёмся к эпиграфу, который прозвучал в самом начале урока:

«Всё в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, так будет всегда».
Фирдоуси.

- На сегодняшнем занятии, разбирая деепричастие, мы с вами упоминали о героях, говорили героизме. И мне хотелось бы завершить урок следующим заданием для вас. Давайте напишем эссе. Тем несколько: «Герой, которым я восхищаюсь», «Герои нашего времени», «Герои XX века», «Какой он – герой?», «Подвиг в мирное время». Выберите одну из них, а через пять минут некоторые из вас прочитают нам свои работы.

8. Домашнее задание.

Подобрать предложения, содержащие деепричастные обороты, к картине С. Григорьева «Вратарь» или составить словосочетания с причастиями к картине.

9. Итог урока. Выставление оценок.

- Итак, на сегодняшнем уроке вы показали, что умеете находить деепричастия в тексте, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. Кроме того, вспомнили тему «Правописание НЕ с деепричастиями», постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Спасибо за урок.

Литература

  1. http://www.fastfun.ru/razdel7/23_Sobranie_aforizmov_tom2-page2.html
  2. https://urok.1sept.ru/articles/586633/

Приложение.