Подготовка к ГИА. Работа над сжатым изложением "Память". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока: подготовка учащихся к ГИА

Задачи урока:

образовательные:

  1. работа с текстом, его частичный лингвистический анализ;
  2. подготовка к написанию сжатого изложения;

развивающие:

  1. развивать умения выделять главное, обобщать, сокращать текст;
  2. развивать умения логически излагать свои мысли;
  3. развивать умения аргументировать, доказывать;

воспитательные:

  1. воспитание любви к Родине; предкам;
  2. воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа над текстом.

1. Выразительное чтение текста подготовленным учеником. (Текст у учащихся и на экране без деления на абзацы. Слайд 4).

Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным и значительным. Если мы не видим за окружающим миром его прошлого, он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки, так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое: школа, институт, работа. А старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Человеческая память – творческий процесс: запоминается то, что нужно. Поэтому культура человечества движется вперед не путем перемещения во времени, а путем накопления ценностей. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые и бытовые навыки, развивается творчество. При этом человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Впечатления прошлого: воспоминания детства, семейные фотографии, улицы, отдельные дома – постоянно напоминают о себе. Так ненавязчиво прошлое входит в духовный мир человека. Вот почему важно воспитываться в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее нравственное значение памяти. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный и безответственный. Ответственность рождается из понимания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится

в его личной памяти и в памяти окружающих. Но это не так. Поэтому каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Подобно тому как личная память человека формирует его совестливое отношение к родным и друзьям, историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Хранить память об истории Отечества, беречь память о его защитниках – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (По Д. Лихачёву)

2. Работа над стилем текста.

- К какому стилю относится данный текст?

- Назовите признаки публицистического стиля.

Слайд 5

Публицистический стиль

  • Цель
  • Сфера употребления
  • Стилевые черты
  • Языковые средства

Слайд 6 (обобщающий)

Публицистический стиль

Цель: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, внушение ему определённых взглядов, идей.

Сфера употребления: газеты, журналы, радио и телевидение, митинги, собрания.

Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность.

Языковые средства:

  • а) общественно-политическая лексика;
  • б) тропы: эпитет, сравнение;
  • в) лексические повторы;
  • г) вводные слова, причастные, деепричастные обороты, сложные предложения

3. Определение типа речи.

- К какому типу речи относится текст?

- По каким признакам вы определили?

4. Задания ГИА

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (Слайд 7)

  • А) Без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.
  • Б) Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.
  • В) Память не нужна для накапливания доброго опыта,

2) Объясните значение слов: ненавязчиво, безответственный (Слайд 8)

- Подберите синонимы к этим словам.

3) В каком словосочетании связь иная, чем согласование? (Слайд 9)

  • А) совестливое отношение
  • Б) накопления ценностей
  • В) недобрый поступок
  • Г) нравственный долг

- Проанализируйте каждое словосочетание.

4) Замените словосочетания синонимичными со связью согласование: (слайд 10)

культура человека, развивается творчество

5. Деление текста на части (У учащихся текст без деления на абзацы).

- Найдите границы абзацев.

(Проверить с текстом на слайде) (Слайд 11)

6. Запись плана текста.

- Пункты плана должны включать ключевые слова. Поэтому, прежде чем составить план, необходимо определить их.

Чтение по абзацам и выделение ключевых слов:

Микротемы

  1. Память и знание прошлого делают наш мир интересным и значительным, без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.
  2. Человеческая память творческий процесс: путем памяти накапливается опыт жизни, формируется духовный мир человека, поэтому так важно воспитываться в атмосфере памяти.
  3. Память противостоит уничтожающей силе времени: каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.
  4. Личная память формирует совестливое отношение человека к окружающим, а историческая память формирует нравственную жизнь народа, поэтому наш долг – хранить память об истории Отечества.

7. Определение темы и идеи текста.

- Чтобы написать изложение, надо знать тему и идею текста.

- Где отражена тема? (В заголовке и в первом предложении).

- Какова идея текста? Где она может быть сформулирована? (В задании А). (см. слайд 7).

8. Работа над синтаксисом.

- Найдите предложения с однородными членами.

- Найдите сложные предложения, охарактеризуйте их.

- Определите количество грамматических основ в последнем предложении.

9. Повторение способов сжатия текста.

Способы сжатия текста (Слайды 13-16)

Содержательные

  1. Разделение информации на главную и второстепенную
  2. Свертывание исходной информации за счет обобщения
  1. Объединение.

Слияние нескольких предложений в одно.

2. Замена:

  1. однородных членов обобщающим словом;
  2. СПП простым предложением;
  3. фрагментов предложения указательным, определительным, отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Удаление части речи.

Исключение повторов, фрагментов предложения, одного или нескольких синонимов.

10. Практическая работа. Сокращение текста.

11. Проверка. Зачитывание проработанных, сокращенных текстов.

III. Домашнее задание:

Сочинение-рассуждение

Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Структура сочинения: (слайд 24)

  1. Тезис – основное положение, которое нужно доказать
  2. Аргументы – это факты (из жизни, из литературы, из истории), ссылки на авторитеты, суждения (пословицы, поговорки, крылатые слова)
  3. Вывод

IV. Оценка ответов.

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда помнили о важности воспитания в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (Просмотр слайдов 17-26 под музыку)

 Презентация