Урок окружающего мира по теме "Три кита экономики". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Обучающая: познакомить с новыми понятиями экономики; выделить и охарактеризовать фундаментальные части экономики.
  • Развивающая: Способствовать обогащению словарного запаса. Формировать коммуникативные навыки обучающихся.
  • Воспитывающая: Формировать бережное отношение к природным богатствам, окружающей среде.

ОБОРУДОВАНИЕ: металлическая ложка, кусочек цветной ткани, глиняная кружка, книга, картинки по теме урока

Ход урока

I. Организационный момент.

– Для начала урока повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям и также им подарите улыбку.

– Какое настроение мы возьмем сегодня на урок?

На стенах развешены слова о настроении: хорошее, весёлое, грустное, плохое, беззаботное, радостное, печальное.

*Дети рукой показывают своё настроение.

Вывод: Я рада, что у вас хорошее (радостное) настроение, значит, наш урок сегодня пройдет согласованно, гармонично.

II. Проверка изученного материала. Актуализация знаний.

* Пятак есть, а купить ничего не может. Поросёнок

И к нам в гости пожаловал не один поросёнок, а три брата из известной английской сказки «Три поросёнка». Жизнь этих малышей тесно связана с экономикой, а если быть точными, то с одной из её отраслей. Вспомните, какая отрасль экономики упоминается в сказке? Строительство.

Практическая работа по группам.

Сейчас вы будете работать по группам – постоянного состава – ряд. Лидера в группе вы выбираете самостоятельно.

Цель вашей работы: по картинкам устно ответить на вопросы, данные радом с картинкой.

* Группам даны картинки с изображением поросят строящих свои дома.

Вопросы:

  1. Для чего поросенок строил дом? Для удовлетворения своих потребностей в жилье.
  2. Какой природный материал брал поросенок для строительства своего дома? Солому, дерево, кирпич из глины.
  3. Почему он выбрал именно эти природные ресурсы (материалы)? Такие материалы смогли достать, обменять.
  4. С помощь, какой отрасли экономики, поросенок смог построить свой дом? Строительство, транспорт.
  5. Строительство дома – это товар или услуга? Услуга.
  6. Дом, который построил поросенок – это товар или услуга? Дом, в котором живёт поросёнок – это товар.

Вопросы для всех, после ответов групп:

  1. Кому из поросят удалось построить действительно безопасный дом? 3 поросёнку, который построил дом из кирпича
  2. Какие потребности были у волка?

Удовлетворить свою потребность в еде, потребляя товар (еду – поросят)

Вывод: Для того чтобы обезопасить себя поросята использовали:

  1. Отрасль экономики – … строительство
  2. Ресурсы – …природные
  3. Услуги – … строительство дома на доске
  4. Товар – …дом

и всё это является элементами экономики.

* Экономика! Она – интересна и важна,
Чтоб доходы посчитать
И расходы рассчитать.
Выбор сделать, если нужно
И купить товары дружно,
Если качество у них
Превосходит остальных.
Как продать и где купить,
Чтобы прибыль получить
И, чтоб жизнь была не в тягость,
И дарила людям радость.

Отдельно на стенде:Экономика – хозяйство страны, района.

Экономика – научная дисциплина.

(«Толковый словарь русского языка для начальной школы» под ред. М.Л. Кусова и др.)

Экономика – народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

Экономика – экономическая наука, изучающая сектора и отрасли хозяйства страны или отдельных её регионов.

Ресурсы – ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

(природные ресурсы, экономические ресурсы) («Новая иллюстрированная энциклопедия» под ред. А.М. Прохорова и др.)

Ресурсы – запасы, источник чего-либо. («Толковый словарь русского языка» под ред. О.В. Михайлова)

Части экономики – сельское хозяйство, строительство, транспорт, промышленность, торговля.

III. Введение в тему.

Давайте посмотрим, о чем сегодня на уроке пойдет речь. Для этого откройте учебник на стр.39 и прочитаем вопросы, данные на этой странице.

Практическая работа в парах

Сейчас, работа в паре, вы должны обсудить вопросы в учебнике вопросы. Речь пойдет о чём-то другом, а не о морских животных. Мы думаем, что существование экономики невозможно без труда, природных ресурсов.

Значит, сегодня на уроке, мы будем вести разговор о … трёх китах экономики (на доске тема урока «Три кита экономики»)

Что вы уже знаете об экономике? Что это такое, из каких отраслей состоит, для чего служит.

Об этом вы узнали во 2-ом классе. Так что же ещё можно узнать по этой теме, раз вы многое знаете? Познакомиться с основными частями экономики; узнать отличия частей экономики; научиться применять знания на практике.

Молодцы, правильно.

* На доске вывешиваются цели урока:

– На какие 3 основные части делиться экономика?

– Назвать и узнать отличительные признаки этих частей.

– Как применить полученные знания на практике.

IV. Работа над новым материалом.

  • Рассказ о понятии «Три кита»

В далеком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трех китах. Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение “три кита”, которое означает основу, фундамент чего-либо. Есть свои три кита и у экономики.

Наша главная цель узнать три основы экономики. В ходе урока вы выделите все три части, и схема на доске будет заполнена.

На доске дана эта схема без трёх нижних слов.

Приложение 1

2. Работа над 1 китом экономики.

Практическая работа в группах сменного состава.

Сейчас вы будете работать в группах. Лидер:

1 группы – ученик

2 группы – ученик

3 группы – ученик

4 группы – ученик

Распределитесь на группы самостоятельно. Каждая группа получает один из заготовленных предметов. Цель работы: внимательно рассмотреть данный предмет и письменно ответить на вопросы данные на голубой карточке. В заключение работы лидер каждой группы рассказывает о своих наблюдениях и умозаключениях.

Вопросы на голубой карточке:

  1. Назовите предмет.
  2. Из какого основного материала он изготовлен?
  3. В каком виде этот материал встречается в природе?
  4. Использовались ли дополнительные материалы (краска, клей, лак и др.)

Обобщение: Назовите ещё раз материалы, из которых были изготовлены ваши предметы. Железная руда, хлопок, дерево, глина. Слова на доске в столбик.

Как, одним словом назвать эти все материалы? (Где человек берет эти материалы для изготовления товаров?) Из природы, это природные материалы.

Значит первый кит экономики – это природные ресурсы или природные богатства Слова на доску в схему.

Но не только железо, дерево или глину мы можем назвать природным богатством, но и много других предметов, которыми пользуется человек для производства тех или других товаров. Откроем учебник на стр. 41 – 43. Каждый из вас самостоятельно читает о любом природном богатстве и через 2 минуты расскажет о нём.

С рассказами выступают: ученики

* Детям, которых буду спрашивать заранее дать вопросы, на которые они дают ответ.

Слова о природных богатствах добавляем на доску в схему.

Вывод: производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

3. Физминутка.

4. Работа над 2 китом экономики.

* Железная руда, хлопок, дерево, глина. Слова на доске в столбик

Тетрадь, ключ, рубашка, игрушка.

Соедините слова из левого столбики и правого столбика.

Это задание вы выполнили очень быстро. Для создания этих предметов тратилось так же мало времени?

Какой путь прошёл природный материал до получения, данного предмета? (на примере глиняной игрушки)

Сначала природный материал обработали, затем залили в специальную форму, остудили и раскрасили. Так получилась глиняная игрушка.

Мог ли этот предмет получиться, без участия человека? Нет. Чтобы получился любой товар или услуга необходим труд людей.

Обобщение: Значит, для производства любых товаров и услуг требуется…труд людей. И это является 2 китом экономики. Слово на доску в схему.

*Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.

Мы с вами живем в рабочем городе, где труд, несмотря на трудные времена, всегда в почёте. Вспомните и назовите несколько самых распространенных специальностей в городе. Металлург, продавец

5. Работа над 3 китом экономики.

1. Представь, что ты директор ткацкой фабрики. Чтобы вы сделали, чтобы увеличить свой капитал?

Построить новый цех, приобрести новое, современное оборудование, выучить своих рабочих, пригласить молодых специалистов с высшим образованием

Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, труд людей, капитал (оборудование, здания, инструменты и др.), есть экономические продукты.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

Практическая работа по группам.

Сейчас вы будете работать по группам – постоянного состава – ряд. Лидера в группе вы выбираете самостоятельно.

Цель вашей работы: ответить на вопросы данные на карточке.

1 группа:

Приложение 2

2 группа:

Приложение 3

3 группа:

Приложение 4

Выступление лидера групп с ответами.

Вывод: Для получения любого экономического продукта необходимы именно три «кита»: природные богатства, труд, капитал.

VII. Обобщение.

Основа жизни – три кита -
Об этом помните всегда.
А в экономике основа -
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

VIII. Организационный конец занятия. Рефлексия

Давайте подведём итог урока.

Прочитайте ещё раз цели, которые мы ставили на урок. Как вы думаете, целей урока мы достигли?

Понравилось вам занятие?

Что было особенно сложным?

Довольны ли вы результатом своей работы?

Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь)

Оценки.