Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.
Задачи:
- Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможность жизненного выбора.
- Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.
Материалы: цветные карточки, карандаши, белые листы бумаги, скотч, доска с проектором, мел.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Подростки входят в кабинет и берут цветные карточки, рассаживаясь в круг.
Представление ведущего:
-Здравствуйте! Меня зовут Н.В.
-В современном мире существует много проблем. Одна из проблем – это наркомания. Сегодня мы об этом поговорим. Тема нашего занятия будет звучать так: «Первый шаг. С чего начать?»
1. Визитка. Установление правил.
-По кругу я попрошу вас представиться, назвав своё имя и высказать своё отношение к этой проблеме.
На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать:
Правила занятия:
-Смотреть на того, к кому ты обращаешься;
-Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;
-Говорить по одному;
-Уважать чужое мнение;
-Внимательно слушать, когда говорят другие;
-Говорите искренне.
-Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.
-Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.
2. Упражнение «Дирижёр оркестра»
Участники начинают аплодировать, когда ведущий поднимает или опускает руки. Чем выше руки, тем громче участники хлопают в ладоши. Далее один из участников может взять на себя роль ведущего (дирижера оркестра).
II. Основная часть.
1. Упражнение «Марионетка»
Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метра. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой. Одновременно могут работать несколько «троек».
-Прошу сесть за столы по цвету карточек.
Обсуждение:
- Что чувствовали участники во время игры, когда были куклами?
- Понравилось ли им быть куклой в чужих руках?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
- Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?
2. Упражнение «Зависимость – независимость»
-Назовите чувства, которые возникают у вас при слове «зависимость». Ответы ребят фиксируются на доске.
-Подберите синонимы к слову «независимость».
Акцент делается на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность и т.д.).
-Какие слова вызывают больше позитива?
Ведущий:
- В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.
Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а ведущий их записывает на доске)
Наиболее типичные ответы:
- Любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми).
- Давление группы, отсутствие навыка отказа.
- Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
- Возможность привлечь внимание.
- Скука, неумение интересно проводить свободное время.
-К чему это приведёт, обсудите в группах, заполняя таблицу «Перспективы наркомана».
3. Упражнение «Перспективы наркомана»
Участники разбиваются на 6 групп по 3 человека, получают таблицу и при обсуждении заполняют бланк.
Таблица «Перспективы наркомана» Приложение 1
Утверждение | всегда | часто | редко |
1. Ухудшение здоровья | |||
2. Потеря доверительных отношений с родителями | |||
3. Потеря друзей | |||
4. Уголовная ответственность | |||
5. Физическая зависимость | |||
6. Снижение успехов в школе | |||
7. Потеря возможности учиться, работать | |||
8. Денежные проблемы | |||
9. Контакт с криминальным миром | |||
10. Духовная бедность, узость интересов | |||
11. Использование сильных наркотиков | |||
12. Преждевременная смерть |
4. Упражнение «Создание образа зависимого человека».
- Заполнение таблицы « перспективы наркомана»
- Создание образа зависимого человека.
Ведущий:
-Заполнение таблиц «Перспективы наркомана» помогут вам в выполнении следующего задания.
-В каждой группе создайте образ человека, который соответствует признакам, отмеченным в таблице, нарисуйте его и защитите свой проект:
- Как он выглядит;
- Как сложилась семейная жизнь и карьера;
- Каковы его жизненные перспективы и.т.д.
-Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?
-Что чувствуют по отношению к нему его родственники?
(образы крепятся к доске и группы защищают проекты)
Ведущий:
Люди, употребляющие наркотик болезненно выглядят, их семьи распадаются, не держатся на работе, в перспективе их ждёт смерть.
В начале нашего занятия мы говорили о том, что подростки стоят в начале жизненного пути, они начинают задумываться о том, какая будет их жизнь. Начинают ее постепенно выстраивать. Подросток, становясь наркоманом, отрезает себе этот путь
III. Заключительная часть.
Введение в образ (Звучит музыка «Одинокий пастух» Приложение 2):
-Сядьте удобно, расслабьтесь, положите руки на колени, можно закрыть глаза
-Представьте себя в будущем. Вы стали известными людьми. Кем вы стали, чего вы добились, как сложилась ваша жизнь.
1. Упражнение «Телеэфир»
-Вас пригласили на телепередачу, посвящённую профилактике наркомании, и сейчас вы можете обратиться к подросткам со словами, которые помогли бы ему не стать на путь наркомана.
2. Просмотр ролика «Спортсмены» Приложение 3
-А что по этому поводу думают спортсмены – люди успешные, независимые, добившиеся успехов.
3. Создание образа успешного человека:
- Создание образа независимого человека;
- Защита проектов.
-Мы послушали мнение известных спортсменов, а что по этому поводу думаете вы? Чем отличаются успешные, независимые люди от зависимых? Создайте свой образ успешного человека.
(образ независимого человека накладывается на образ зависимого человека)
4. Рефлексия.
-Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни независимые, самостоятельные, свободные. Хочется узнать ответ на следующий вопрос: «В чем преимущество людей, независимых, самостоятельных, свободных?», ответьте каждый по кругу, передавая игрушку.
5. Ритуал прощания.
- В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!
-Нам понравилась, как вы работали на занятии. Мы благодарим вас за занятие. Вы творческие, активные, жизнерадостные. Мы надеемся, что вы в своей жизни сделаете правильный выбор.
Список литературы:
- Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
- Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
- Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.
- Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.