Цель:
- создать условия для усвоения обучающимися знаний о приложении как особой группе определений, раздельном и дефисном написании;
- содействовать развитию познавательной активности учащихся.
Приёмы ТРКМ: кластер, корзина идей, синквейн.
Место урока в теме: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Начало урока.
1. Актуализация знаний:
Учитель: Какие группы второстепенных членов предложения вы знаете? (дополнение, согласованное и несогласованное определение, обстоятельство)
2. Выполнение теста «Второстепенные члены предложения». (Приложение1)
П. Стадия вызова.
1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Продолжаем разговор о второстепенных членах предложения, а чтобы тему урока узнать, нужно словарный диктант написать (слова даются в данной последовательности).
Пейзаж, репетиция, исследование, ландшафт, ориентироваться, желание, единственный, неизвестный, иллюстрированный, едва ли.
- В написанных словах выпишите первую букву и узнайте тему урока.
- Какое слово получилось? (Приложение).
- Запись темы урока: «Приложение».
2. Беседа:
- (Прием «Корзина идей»). Как вы понимаете значение слова приложение?
(Предположительный ответ:
- Положить, приблизить вплотную.
- То, что является добавлением к чему-нибудь.
- В грамматике: определение, выраженное именем существительным.)
- Какие приложения в периодической печати вам известны?
- Каков состав этого слова?
- Что обозначает приставка при-?
- Каково значение корня?
- А если приложение присоединяется, прикладывается к слову, что оно будет обозначать?
Вывод: Приложение – это синтаксическая единица языка.
III. Стадия осмысления.
1. Работа с учебником. § 26 (с.73-74). Составление кластера в парах.
2. Обобщение. Что могут обозначать приложения (приём «Кластер»)?
IV. Закрепление.
1. Спишите словосочетания, объясните постановку или отсутствие дефиса.
Зима-волшебница, попугай какаду, девушка-узбечка, дед-мороз, гражданин судья, изба старуха, старец-летописец, газета «Комсомольская правда», паук-водолаз, река Нева, Москва – река, стихотворение «Зимнее утро», в низовьях Енисея, братец Иванушка, Иван-царевич.
2. Синтаксический разбор предложений.
На опушке леса стоял сгорбленный старичок-охотник и высматривал зайца.
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- ____ ~~~~~~~~~~~ ~~~~~~ ___________ ------
3. Комментированное письмо. Упражнение140.
4. Упражнение 141 (устно)
5. Развитие речи. Составьте предложения со словами: врач-стоматолог, брат-кормилец, Марья-искусница, сын-отличник, город-герой.
V. Рефлексия.
1. Беседа
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Скажите своими словами, что такое приложение?
- Что могут обозначать приложения?
- В каких случаях приложения пишутся через дефис?
- Каким ещё знаком препинания может быть выделено приложение?
- При каких условиях ставятся кавычки?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
2. Составление синквейна. Вспомните особенности построения синквейна и составьте к слову ПРИЛОЖЕНИЕ.
Например:
ПРИЛОЖЕНИЕ
яркое, точное
присоединяется, прикладывается, дополняет
как много в этом слове
определение.
VI. Домашнее задание.
1 вариант:
выписать 6 примеров из художественной (публицистической) литературы по теме урока;
2 вариант:
сочинить сказку (в современном духе), употребив слова ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, петух-драчун и др.
Литература:
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык:8 класс /Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
- Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: «Экзамен», 2009.
- Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.8 класс. – М.: Просвещение, 2009.