Практическое занятие по профессии "швея". Выполнение соединительных швов. 10-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 10


Образовательная цель:

  1. Ознакомление учащихся с классификацией соединительных швов их применение в швейных изделиях.
  2. Научить учащихся выполнять соединительные швы, применяя технологические условия и приемы соединения деталей в соответствии с техническими требованиями к их выполнению.
  3. Развитие практических навыков работы на швейной машине.

Коррекционно-развивающая цель:

  1. корригировать устойчивое внимание и увеличение объема внимания путем выполнения различных видов самостоятельной работы;
  2. развивать психические функции памяти, внимания и восприятия;
  3. корригировать и развивать мыслительную деятельность.

Воспитывающая цель:

  1. воспитывать нравственные качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.
  2. воспитывать желание выполнять работу качественно, добросовестно.

Задачи урока:

  1. создать оптимальные условия для развития у учащихся интереса в трудовом процессе и создавать объекты труда своими руками;
  2. создать условия для проявления познавательной деятельности;
  3. создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе;
  4. создать “ситуацию успеха” для каждого учащегося.

Оборудование:

  1. наглядные пособия и технические средства: образцы швов, рисунки, схемы, ткань, иголки, булавки, швейные нитки, ножницы, простой карандаш, швейная машина, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
  2. дидактическое оснащение урока: «Техническая информация по выполнению стачных швов» Приложение 1, карточки для проведения инструктажа по технике безопасности, заранее приготовленные листы отчета практической работы.

Тип урока: лабораторно-практический.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная; индивидуальная.

Методы: беседа, объяснение с демонстрацией, упражнение, инструктаж, самостоятельная практическая работа, самоконтроль.

Словарная работа: стачной шов, вразутюжку, взаутюжку, шов с обмётыванием срезов, настрочные швы, расстрачной, настрочной с открытыми срезами, настрочной с закрытым срезом, накладные швы, накладной с открытым срезом, накладной с закрытым срезом, накладной с двумя закрытыми срезами, «встык», «в замок», двойной, запошивочный.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Вводный инструктаж.
  4. Пробное выполнение практической работы учащимися.
  5. Физминутка.
  6. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование.
  7. Итоговый инструктаж.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, дежурные отмечают отсутствующих, проверяют наличие рабочей одежды у учащихся и готовность каждого ученика к занятию.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с классификацией соединительных швов, рассмотрим их применение в швейных изделиях, научимся выполнять машинные швы, применяя технологические условия и приемы соединения деталей в соответствии с техническими требованиями к их выполнению. Но прежде чем приступить к изучению выполнения соединительных швах, я задам вам вопрос:

1. Что называют швом? Ответы детей…

Шов это ниточное соединения двух или нескольких слоев материалов строчкой.

2. Кроме ниточного способа соединение может быть выполнено и другими способами, какими? Ответы детей…

«Кроме ниточного способа, соединение может быть выполнено и другими способами: клеевым, сварным, заклепочным и литьевым.

Клеевое соединение образуется за счет взаимодействия клеящего вещества (клеевого порошка, клеевой нитки, клеевой пленки) со склеиваемым материалом химическим или термическим способом.

Сварное соединение - образуется сваркой синтетических материалов на ультразвуковых или высокочастотных установках.

Заклепочное соединение - образуется с помощью специальной фурнитуры механическим или термическим, способом.

Литьевое соединение - образуется за счет специальной термической обработки синтетических волокон материала.

В зависимости от назначения и расположения деталей относительно шва различают швы: соединительные Приложение 2, краевые и отделочные.

В соединительных швах детали изделия лежат по обе стороны от шва, например, швы соединения боковых срезов полочек и спинки, плечевых срезов, срезов рукавов и др.

Краевые швы применяют для обработки краев или срезов. Детали располагаются по одну сторону от шва, например, швы обработки низа изделия и низа рукавов, швы обработки бортов, воротника и т. д.

Отделочные швы предназначены для отделки деталей и изделия в целом. Эти швы применяют также для создания определенного силуэта (рельефные линии на полочках, спинке, полотнищах юбки, различные складки и др.)»[1].

III. Вводный инструктаж.

Перед практической самостоятельной работой необходимо повторить правила техники безопасности, это можно сделать в виде устного опроса по карточкам, их предлагают учащимся по очереди прочитать и продолжить фразу.

  1. Пользоваться иглой надо …
  2. Хранить иглы в ….
  3. Запрещается брать иглу …, вкалывать …
  4. Пользоваться ножницами надо …
  5. Не держать ножницы …, передавать их …
  6. Не класть ножницы у …
  7. Выполняемая работа должна лежать на …, на расстоянии … см от глаз работающего.
  8. Что нужно сделать до начала работы с утюгом: проверить …
  9. Что нужно делать во время работы с утюгом: выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на …; включать и выключать утюг …; ставить утюг на …; следить за тем, чтобы шнур …
  10. Что нужно сделать по окончании работы с утюгом …
  11. На швейной машине не должны …
  12. Перед работой проверять …
  13. Не наклоняться близко к …
  14. Следить за правильным …

IV. Пробное выполнение практической работы учащимися.

Ученикам предлагается выполнить виды соединительных швов по плану самостоятельно, пользуясь готовыми образцами соединительных швов, «Технической информацией по выполнению соединительных швов». Но практика показывает, что в силу своих возможностей, учащиеся с недостатками психического или физического развития, встречаются трудности в проецирование рисунка с учебника на бумагу, чтении и понимание технической информации для выполнения, какого либо изделия и в этом большую роль играет учитель. Учитель помогает в понимании технологической информации, акцентирует внимание на определенном объекте или этапе технологического процесса, показывает приемы оформлении работы, работы с иглой, ножницами, за швейной машиной, а также работы с утюгом.

Перечень выполнения машинных швов:

  1. Стачной шов вразутюжку <Рисунок 1> Приложение 3
  2. Стачной шов взаутюжку <Рисунок 2>
  3. Стачной шов с обметыванием срезов <Рисунок 3>
  4. Расстрочной шов <Рисунок 4>
  5. Настрочной шов с открытыми срезами <Рисунок 5>
  6. Настрочной шов с закрытыми срезами <Рисунок 6>
  7. Накладной шов с открытыми срезами <Рисунок 7>
  8. Накладной шов с закрытыми срезами <Рисунок 8>
  9. Накладной шов с двумя закрытыми срезами <Рисунок 9 >
  10. Шов «встык» <Рисунок 10>
  11. Шов «в замок» <Рисунок 11>
  12. Двойной шов <Рисунок 12>
  13. Запошивочный шов <Рисунок 13>

При выполнении одного машинного шва учащиеся должны выполнить необходимый объем заданий самостоятельно.

План работы

  1. Оформить лист отчета практической работы:
    1. на листе (формат А4) начертить рамку;
    2. написать название машинного шва;
    3. нарисовать графическое изображение машинного шва (нарисовать или обвести, раскрасить зависит от способностей каждого ученика);
    4. нарисовать (обвести) схему машинного шва;
    5. написать область применения машинного шва.
  2. Раскроить детали машинного шва (10х10 см).
  3. Технология обработки машинного шва и ВТО готового образца.
  4. Приклеивание готового образца на оформленный лист <Рисунок 14>.

V. Физминутка.

Включается мелодичная музыка и ученицы по очереди показывают танцевальные движения, а все остальные повторяют (2-3 минуты).

VI. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование.

VII. Итоговый инструктаж.

Формой контроля знаний, умений и навыков учащихся является альбом выполненных машинных швов. Учащиеся проверяют качество выполненной работы, сверяя с образцом машинного шва. За 5 минут до окончания урока учащиеся прибирают свои рабочие места, а дежурные проверяют чистоту и порядок в мастерской.

Список литературы:

  1. А. Т. Труханова, и др. Основы швейного производства: Проб. Учеб. Пособие для учащихся 8-9 кл. сред. Шк. / А.Т. Труханова, В.В. Исаев, Е.В. Рейнова.- М.: Просвещение, 1989.- стр. 86-97.