Образовательная цель:
- Ознакомление учащихся с классификацией соединительных швов их применение в швейных изделиях.
- Научить учащихся выполнять соединительные швы, применяя технологические условия и приемы соединения деталей в соответствии с техническими требованиями к их выполнению.
- Развитие практических навыков работы на швейной машине.
Коррекционно-развивающая цель:
- корригировать устойчивое внимание и увеличение объема внимания путем выполнения различных видов самостоятельной работы;
- развивать психические функции памяти, внимания и восприятия;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность.
Воспитывающая цель:
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.
- воспитывать желание выполнять работу качественно, добросовестно.
Задачи урока:
- создать оптимальные условия для развития у учащихся интереса в трудовом процессе и создавать объекты труда своими руками;
- создать условия для проявления познавательной деятельности;
- создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создать “ситуацию успеха” для каждого учащегося.
Оборудование:
- наглядные пособия и технические средства: образцы швов, рисунки, схемы, ткань, иголки, булавки, швейные нитки, ножницы, простой карандаш, швейная машина, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
- дидактическое оснащение урока: «Техническая информация по выполнению стачных швов» Приложение 1, карточки для проведения инструктажа по технике безопасности, заранее приготовленные листы отчета практической работы.
Тип урока: лабораторно-практический.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная; индивидуальная.
Методы: беседа, объяснение с демонстрацией, упражнение, инструктаж, самостоятельная практическая работа, самоконтроль.
Словарная работа: стачной шов, вразутюжку, взаутюжку, шов с обмётыванием срезов, настрочные швы, расстрачной, настрочной с открытыми срезами, настрочной с закрытым срезом, накладные швы, накладной с открытым срезом, накладной с закрытым срезом, накладной с двумя закрытыми срезами, «встык», «в замок», двойной, запошивочный.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Вводный инструктаж.
- Пробное выполнение практической работы учащимися.
- Физминутка.
- Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование.
- Итоговый инструктаж.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, дежурные отмечают отсутствующих, проверяют наличие рабочей одежды у учащихся и готовность каждого ученика к занятию.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с классификацией соединительных швов, рассмотрим их применение в швейных изделиях, научимся выполнять машинные швы, применяя технологические условия и приемы соединения деталей в соответствии с техническими требованиями к их выполнению. Но прежде чем приступить к изучению выполнения соединительных швах, я задам вам вопрос:
1. Что называют швом? Ответы детей…
Шов это ниточное соединения двух или нескольких слоев материалов строчкой.
2. Кроме ниточного способа соединение может быть выполнено и другими способами, какими? Ответы детей…
«Кроме ниточного способа, соединение может быть выполнено и другими способами: клеевым, сварным, заклепочным и литьевым.
Клеевое соединение образуется за счет взаимодействия клеящего вещества (клеевого порошка, клеевой нитки, клеевой пленки) со склеиваемым материалом химическим или термическим способом.
Сварное соединение - образуется сваркой синтетических материалов на ультразвуковых или высокочастотных установках.
Заклепочное соединение - образуется с помощью специальной фурнитуры механическим или термическим, способом.
Литьевое соединение - образуется за счет специальной термической обработки синтетических волокон материала.
В зависимости от назначения и расположения деталей относительно шва различают швы: соединительные Приложение 2, краевые и отделочные.
В соединительных швах детали изделия лежат по обе стороны от шва, например, швы соединения боковых срезов полочек и спинки, плечевых срезов, срезов рукавов и др.
Краевые швы применяют для обработки краев или срезов. Детали располагаются по одну сторону от шва, например, швы обработки низа изделия и низа рукавов, швы обработки бортов, воротника и т. д.
Отделочные швы предназначены для отделки деталей и изделия в целом. Эти швы применяют также для создания определенного силуэта (рельефные линии на полочках, спинке, полотнищах юбки, различные складки и др.)»[1].
III. Вводный инструктаж.
Перед практической самостоятельной работой необходимо повторить правила техники безопасности, это можно сделать в виде устного опроса по карточкам, их предлагают учащимся по очереди прочитать и продолжить фразу.
- Пользоваться иглой надо …
- Хранить иглы в ….
- Запрещается брать иглу …, вкалывать …
- Пользоваться ножницами надо …
- Не держать ножницы …, передавать их …
- Не класть ножницы у …
- Выполняемая работа должна лежать на …, на расстоянии … см от глаз работающего.
- Что нужно сделать до начала работы с утюгом: проверить …
- Что нужно делать во время работы с утюгом: выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на …; включать и выключать утюг …; ставить утюг на …; следить за тем, чтобы шнур …
- Что нужно сделать по окончании работы с утюгом …
- На швейной машине не должны …
- Перед работой проверять …
- Не наклоняться близко к …
- Следить за правильным …
IV. Пробное выполнение практической работы учащимися.
Ученикам предлагается выполнить виды соединительных швов по плану самостоятельно, пользуясь готовыми образцами соединительных швов, «Технической информацией по выполнению соединительных швов». Но практика показывает, что в силу своих возможностей, учащиеся с недостатками психического или физического развития, встречаются трудности в проецирование рисунка с учебника на бумагу, чтении и понимание технической информации для выполнения, какого либо изделия и в этом большую роль играет учитель. Учитель помогает в понимании технологической информации, акцентирует внимание на определенном объекте или этапе технологического процесса, показывает приемы оформлении работы, работы с иглой, ножницами, за швейной машиной, а также работы с утюгом.
Перечень выполнения машинных швов:
- Стачной шов вразутюжку <Рисунок 1> Приложение 3
- Стачной шов взаутюжку <Рисунок 2>
- Стачной шов с обметыванием срезов <Рисунок 3>
- Расстрочной шов <Рисунок 4>
- Настрочной шов с открытыми срезами <Рисунок 5>
- Настрочной шов с закрытыми срезами <Рисунок 6>
- Накладной шов с открытыми срезами <Рисунок 7>
- Накладной шов с закрытыми срезами <Рисунок 8>
- Накладной шов с двумя закрытыми срезами <Рисунок 9 >
- Шов «встык» <Рисунок 10>
- Шов «в замок» <Рисунок 11>
- Двойной шов <Рисунок 12>
- Запошивочный шов <Рисунок 13>
При выполнении одного машинного шва учащиеся должны выполнить необходимый объем заданий самостоятельно.
План работы
- Оформить лист отчета практической работы:
- на листе (формат А4) начертить рамку;
- написать название машинного шва;
- нарисовать графическое изображение машинного шва (нарисовать или обвести, раскрасить зависит от способностей каждого ученика);
- нарисовать (обвести) схему машинного шва;
- написать область применения машинного шва.
- Раскроить детали машинного шва (10х10 см).
- Технология обработки машинного шва и ВТО готового образца.
- Приклеивание готового образца на оформленный лист <Рисунок 14>.
V. Физминутка.
Включается мелодичная музыка и ученицы по очереди показывают танцевальные движения, а все остальные повторяют (2-3 минуты).
VI. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование.
VII. Итоговый инструктаж.
Формой контроля знаний, умений и навыков учащихся является альбом выполненных машинных швов. Учащиеся проверяют качество выполненной работы, сверяя с образцом машинного шва. За 5 минут до окончания урока учащиеся прибирают свои рабочие места, а дежурные проверяют чистоту и порядок в мастерской.
Список литературы:
- А. Т. Труханова, и др. Основы швейного производства: Проб. Учеб. Пособие для учащихся 8-9 кл. сред. Шк. / А.Т. Труханова, В.В. Исаев, Е.В. Рейнова.- М.: Просвещение, 1989.- стр. 86-97.