Проблемы становления правового государства чрезвычайно актуальны на современном этапе демократизациии общества. Одним из решений этой проблемы, на мой взгляд, является правовое воспитание и образование обучающихся на уроках истории и обществознания.
Основная идея данной работы заключается в том, что обучающиеся посредством политико-правовых знаний на уроках истории и обществознания усваивают не только информацию, но и овладевают базовыми компетентностями. Школьники учатся работать с учебной информацией различных жанров и из разных источников; проектируют, исследуют, выделяют факты, события, учатся анализировать социальную информацию, разрешают конфликты на основе исторического опыта, развивают способность критического мышления.
Применение правовых знаний на уроках истории и обществознания может быть:
- В структурных элементах учебного занятия.
- Во внеурочной деятельности учащихся.
Структурные элементы учебного занятия.
Типовой урок обычно идет по классической системе, но с добавлением на разных этапах инновационных подходов обучения.
Проверка домашнего задания:
- Устный опрос (фронтальный, индивидуальный)
- Решение задач (технология ТРИЗ)
- Письменная работа по карточкам (деятельностный подход)
Например, тестирование по теме «Эпоха освобождения».
Дополнить задания:
- Царем России в год отмены крепостного права был………
- Крепостное право было отменено в……..
- Лично свободные крестьяне, несущие повинности помещику назывались….
Обязательным условием при ответе на вопрос является аргументированное высказывание своей точки зрения на проблему.
Подготовка к восприятию нового материала на примере урока по обществознанию:
- Постановка проблемы или вопроса (элементы проблемного обучения)
- Разыгрывание ситуаций, для разрешения которых, необходимы новые знания.
При изучении темы: «Налоги»
«Елена Семеновна, получив заработную плату за июль месяц, была удивлена, что получила на 130 рублей меньше, чем за предыдущий месяц. Она не болела, проработала такое же количество дней, как и в прошлом месяце, тогда, почему такая разница? Можем ли мы объяснить Елене Семеновне, в чем дело?».
Изучение нового материала
- Сообщение нового материала в форме беседы.
- Самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом (блочно-модульная технология).
- Работа с документами (анализ, выводы, обобщения).
Например, по теме «Власть»:
Заполните пропуски в цитате Лао-Цзы приведенными ниже словосочетаниями:
«Там, где великие мудрецы имеют власть, народ…(а). Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ…(б). Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ…(в), а там, где еще меньшие, народ…(г).
- Презирает их.
- Не замечает их существования.
- Привязан к ним и хвалит их.
- Боится их.
А также изучение нового материала может быть в виде диалога, использованием карт, схем.
На всех этапах урока я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, навыков публичного выступления.
На закрепление учебного материала, на мой взгляд, большой эффективностью обладают лабораторно-практические работы.
Примерные задания для лабораторной работы (11 класс).
1. Какая из точек зрения на причины возникновения государства Вам кажется наиболее убедительной? Почему?
- Мнение К.Маркса. Государство возникло как следствие совершенствования орудий труда, приведшего к появлению противостоящих общественных классов.
- Мнение Т. Гоббса. Государство явилось следствием общественного договора.
- Мнение Д. Локка. Появление собственности порождает покушение на собственность и- как следствие- необходимость третейской силы, т.е. государства.
2. Сопоставьте следующие высказывания известных людей о правах человека. Сделайте выводы.
«Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизни за то, чтобы вы могли их свободно высказывать» (Вольтер).
«Чтобы нация стала свободной, ей достаточно этого захотеть» (Лафайет).
«Свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми себя уважающими, а стало быть, уважающими и свой долг гражданина» (Ф.Достоевский).
3. Какие выводы можно сделать из анализа надписей на домах в Помпеях, заменявших ежедневную прессу о политической жизни в этом городе (не позднее 79 г.н.э.):
«Сделайте Пансу эдилом, прошу вас. Он достоен этого».
«Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу».
«Цирюльники: в эдилы - Юлия Требия».
«Земледельцы требуют сделать эдилом Марка Казелия Марцелла».
4. Ролевые игры с опорой на изученный материал (элементы игровой технологии обучения).
Разыгрывание предложенной ситуации, оценка действий персонажей по теме «Трудовое право», 11 класс.
«Молодой специалист Семенова Мария Ивановна, только что окончившая политехнический институт и имеющая дочь в возрасте 1 года. Пришла устраиваться на работу (инженером на завод). Директор предприятия не хочет ее трудоустраивать и ищет любые причины для отказа. Мария, зная трудовое законодательство, опровергает все его доводы, опираясь на статьи Трудового кодекса РФ.
Подсказка: смотрите статьи 2. 16. 18. 19. 21. 22. 39. 57. 70 ТК РФ.
Домашнее задание.
- Работа с документами
- Творческие задания (кроссворды, сочинения, рефераты)
- Разноуровневые задания по тексту учебника.
Кроме того, применяю различные нетрадиционные формы уроков: урок-диспут «В политике кто гений, тот злодей (о Петре 1), урок-митинг, где идет защита различных взглядов на формы правления по теме «Политические режимы», урок «Бизнес-игра. Составление годового бюджета».
Опыт проведенной работы, позволяет сделать вывод о положительных результатах применения правовых знаний на уроках истории и обществознания. Технология способствует усилению практической направленности образования, повышению уровня компетенций личности, таких как социальной, коммуникативной, гражданственной, способствует формированию личностной устойчивости в обществе. Правовые знания обеспечивают способность учащихся самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания и порождать новые.
Использованная литература.
- Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. – М.: 1990.
- Содержание правового образования в средней школе / Концепция. Учебные программы под общей редакцией Элиасберга Н.И. – СПб, 1994. – 5-24 с.
- Практическая психология образования. М.: 2000. 373, 383 с.
- Психологический справочник учителя. М. «Просвещение», 1991
- Задания по курсу «Основы государства и права» // М.: 1998. №3. Преподавание истории в школе, 34 с. А.В. Клименко.
- Диспут на уроке истории // М.: 1998. №5. Преподавание истории в школе, 37 с. А.И. Гончарова.