Открытый урок по теме "Звуки [п], [п'], обозначение их буквой П, п". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема, цели, оборудование урока

  • Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта “Гармония”;
  • Обучение ведётся по учебнику “Букварь”, авторы М. С. Соловейчик, Н. Б. Бетенькова, Н. С. Кузьменко.
  • Направление: формирование школьника как субъекта учебной деятельности.

Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся.

Тема урока: “Буквы П, п”

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.

Цели:

Обучающие:

  • познакомиться с графическим изображением звуков [п] и [п’]-буквами П, п. /Познавательные УУД/
  • совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/
  • развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
  • развивать умение контролировать свой результат./Регулятивные УУД/
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь/ Регулятивные УУД

Воспитательные:

  • прививать интерес и любовь к чтению.
  • воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД/, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/
  • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/

Оборудование:

  • Учебник “Букварь” часть 2, авторы М. С. Соловейчик, Н. М Бетенькова, Н. С. Кузьменко
  • Набор значков для звукового анализа слов
  • Лента букв.
  • Мультимедийная установка

План урока

Организационный момент

I  Мотивационно-ориентировочная часть

  1. Дыхательная зарядка
  2. Зарядка для диктора
  3. Актуализация знаний
  4. Целеполагание

II Операционно-исполнительная часть

  1. Характеристика звуков
  2. Знакомство с новой буквой
  3. Артикуляционная зарядка.
    Физкультминутка
  4. Работа со схемой слов
  5. Работа со словами, обозначающими профессии.
  6. Работа над текстом
    1. Прогнозирование содержания
    2. Нахождение и чтение трудных слов
    3. Первичное восприятие
    4. Жужжащее чтение
    5. Aнализ текста
    6. Физкультминутка
  7. Речевая разминка. Скороговорка. Работа в парах
  8. Игра “Наборщик” Групповая работа.

III Рефлексивно-оценочная часть

  1. Этап рефлексии
  2. Этап оценивания

Ход урока

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

Мотивационно-ориентировочная часть

1. Дыхательная зарядка

– Ребята, Вы верите в чудеса?

И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своём воображении.

- Представьте, что нам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы сами отгадаете.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

- Да, действительно, к нам прилетела бабочка (появляется бабочка) /Слайд 2/

- А почему чудо?

- Потому что красивая. Потому что сейчас зима.

- “Греем бабочку” (упражнения для развития дыхания)

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.

2. Зарядка для диктора /Слайд 3/

- Работать будем парами. Кто готов?

Учащиеся показывают свою готовность, соединяя ладошки вместе наверху

  • Ауи?- Иуа?
  • Оыа?- Аыо?
  • Уао? – Оау?

- Кто хочет похвалить своего соседа?

- Кто бы мог высказать какие-либо рекомендации, над чем надо ещё поработать?

- Чему учились во время речевой зарядки?

- Учились чётко проговаривать звуки.

- Готовили речевой аппарат к работе.

- Учились регулировать громкость голоса.

3. Актуализация знаний

- Кого описал словами автор, так же красиво, как художник рисует словами? /Слайд 4/

В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда... - пингвин

- А если по-научному, по-деловому, кто такой пингвин? /Слайд 5/

Что вы про него ещё можете сказать? /Учащиеся высказывают свои мнения, сообщают всё, что они знают о пингвинах/

- Произносим слово и выделяем первый звук. /Первый звук [ п’]/

- Назовём его пару по мягкости- твёрдости.

4. Целеполагание

- Новые звуки появились. Что мы с ними будем делать?

- Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

- Будем исследовать эти звуки,

- Заменим их буквой, научимся читать с ними слоги и слова.

- Будем дальше заселять “Звукоград” и “Буквоград”

Операционно-исполнительная часть.

1. Характеристика звуков

- Давайте начнём исследовать. Что вы можете сказать про эти звуки? -Что их объединяет? - Оба звука согласные, потому что воздух встречает преграду и задерживается. - Оба звука твёрдые.

- В чём отличие? /Звук [п ] – твёрдый, а [п’]- мягкий/

- Для обозначения наших звуков новая буква. Какая?

2. Введение новой буквы /Слайд 6/

- Появилась буква сегодня со знакомым пингвином. Почему?

- Это пингвин Пин. В его имени есть наш новый звук

/Ловушка: буква строчная одна, а заглавной нет. Учащиеся должны догадаться, что на слайде не хватает заглавной буквы П и изобразить ладошками наш условный знак “ловушка” /

- Где будем использовать заглавную букву П? /-В написании имён, кличек животных.- Начало предложения пишем с заглавной буквы.

- Печатаем букву П,п /Учащиеся в тетради печатают заглавную и строчную буквы/ 3.Артикуляционная зарядка. /Слайд 7/

Чтение слогов

па пу ап пы по уп

пар роп мип рпа суп

нап пол лип воп кпу

- Какие слова встретили?

Внимательные ученики называют: суп, пар, пол, по

Физкультминутка

Учащиеся, сидя за партой, в паре стараются изобразить с помощью рук букву П

4. Звуковая схема слова

- Кем был наш Пин? Чем он занимался? /Слайд 8/ /-Пин был пилотом/

- А когда Пин управлял подводной лодкой? /-Пин ещё был капитаном /

Звуковая схема слова “капитан”

Учащимися выполняется схема слова (один работает у доски, остальные в тетради)

5. Работа со словами, обозначающими профессии.

- Прочитаем слова. /Слайд 9/

пилот

капитан

повар

продавец

- Значения всех слов понятны?

- Каким словом можно продолжить этот столбик? -Парикмахер, плотник ,почтальон/

- Почему? /-Это профессии. Во всех словах есть буква п./

6. Работа с текстом.

Прогнозирование содержания

- Будем сейчас читать текст, который называется “Полкан и Тимка”. О чём он будет? Открываем учебник, наши версии оправдались?

Нахождение и чтение трудных слов /Слайд 10 /

по-ста-ви-ли- поставили

о-про-ки-нул- опрокинул

про-лил- пролил

у-ска-кал- ускакал

Первичное восприятие. Чтение учителем

- Какое настроение у вас было, когда слушали?

  • Жужжащее чтение
  • Чтение детьми.
  • Анализ текста

- Как звали хозяйку домашних животных?

- Куда Полина поставила миску?

- Кто опрокинул молоко?

- Как можем назвать Полкана?

Физкультминутка.

7. Работа со скороговоркой. Работа в парах /Слайд 11/

У пингвина Пина из-под пилки сыплются опилки.

- Прочитайте. Что это?

- Это скороговорка

- Поработаем над чётким произношением.

- Давайте проверим, как работают наши приёмники. Выключаем звук, произносим только губами.

Учащиеся произносят скороговорку губами, шёпотом, вполголоса, громко.

- Работаем над интонацией. /Слайд 12,13/

Учащиеся произносят с вопросительной интонацией, логически выделяя заданное слово.

- Работаем в парах. Читаем своему соседу.

- Кто хочет похвалить своего соседа?

- А сейчас слушаем скороговорку и приготовились оценивать. Что можно оценить?

- Можно оценить правильность и чёткость.

- Можно оценить быстроту

8. Игра “Наборщик” Работа в парах /Слайд 14/

Слово “Простокваша”

Составляем из букв данного слова другие слова.

Рефлексивно-оценочная часть.

1. Этап рефлексии.

- Если вы со мной согласны +

- Если чувствуете в чём- то ловушку..-

- Пингвины- это птицы.

- Пингвины живут на Северном полюсе.

- Буква П- буква согласного звука

- Звук п – согласный, звонкий, твёрдый.

- Звуки [п] и [п’] - пара по мягкости-твёрдости

- Куда же мы поселим букву П?

2. Этап оценивания. /Слайд 15/

Сегодня на уроке

  • Я узнал, что...
  • Мне было интересно..
  • Мне было трудно...

Учащиеся продолжают предложение по своему усмотрению.

- Спасибо всем за работу. Отдыхайте.