КВН "Пернатые друзья"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: КВН.

Участники: обучающиеся 6 класса.

Задачи: расширить знания учащихся о пернатом мире Кузбасса, содействовать воспитанию чувств доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: выставка книг «Пернатые Кузбасса». Плакаты: «Береги природу», музыкальные фонограммы; голоса птиц.

Подготовительная работа:

  1. Класс делится на две команды
  2. Задания командам придумать:
    • А) название команды
    • Б) приветствие,
    • В) эмблему команды
  3. Подобрать пословицы о птицах
  4. Выпуск и защита листовок «Сохрани жизнь пернатым»
  5. Составить загадку для соперника (по описанию узнать птицу)
  6. Инсценировка басен, где упоминаются птицы
  7. Подобрать материал I команде – оседлые птицы, II команде - перелетные птицы Кузбасса (фото, краткое описание)
  8. Договориться с учителем технологии об изготовлении скворечников, на уроках, во внеурочное время.

Ход игры

Ведущий: Человеку свойственно особое отношение к пернатым. Ведь среди тысяч живых существ, населяющих Землю, именно птицы нашли самый убедительный ответ на вызов пространства и подарили людям вдохновляющую идею полета.

Они радуют нас красивым пением, разнообразной окраской оперения. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Фауна птиц Кемеровской области насчитывает более 300 видов и подвидов птиц, которые составляют 17 отрядов и 49 семейств. Раздел биологии изучающий пернатых, называется орнитология.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы состязаться в знаниях, которые вы получали в течение месяца на уроках биологии, географии, читая дополнительную литературу.9

Птичий КВН, мы начнем с представления жюри.

Объявляется первый конкурс

Конкурс представления и приветствия команд..

Ведущий: так, первые баллы командами уже заработаны.

Мне известно, что вы любите загадывать загадки.

Я, объявляю следующий конкурс «Отгадай загадку».

Загадки для первой команды.

Что за большая черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
(Грач)

Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
(Клест)

Загадки для второй команды.

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворение.
(Жаворонок)

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец
Я рад увидеться с друзьями
Ну а зовут меня…
(Скворец)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)

(ответы прикрепляются к доске, в две колонки: оседлые и перелетные)

Разминка окончена.

Слово жюри.

Ведущий: С 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц – не сад, лес без птиц не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок. Оседло в Кузбассе живет только 40 видов

птиц. Большинство из них связаны с лесными биотопами или поселениями человека. Всего же гнездятся на территории области около 200 видов птиц

Конкурс «Расскажи мне о пернатых».

Задания для первой команды:

- Какие птицы живут в Кемеровской области оседло, дайте им краткую характеристику (см. пункт № 8 подготовительного периода)

(синицы, гаичка буроголовая или пухляк, белая лазоревка или князек, поползень, воробьи, дятлы, вертишейка, сова, мохноногий сыч).

Название, фото представленных птиц, прикрепляются на доску. (Приложение № 1).

Задания для второй команды.

- Какие вам известны перелетные птицы Кузбасса? Дайте им краткую характеристику (см. пункт № 8 подготовительного периода).

(скворцы, трясогузки, горихвостки, мухоловки, обыкновенная пустельга)

Название представленных птиц, прикрепляются к доске.

Слово жюри.

Ведущий: Птицы были современниками динозавров, но благополучно дожили до

расцвета, человеческой, цивилизации и повстречались в небе с реактивными лайнерами. Хрупок, и беззащитен, оказался мир живой природы перед лицом всесокрушающей экспансии человека. Неужели птицы выжили в борьбе с хищными динозаврами для того, чтобы оказаться на краю гибели от людского неблагоразумия? Что же нужно делать каждому из нас, чтобы в природе, было больше этих прекрасных пташек?

Следующий конкурс «Охрана тайги».

- Команды представляют свои листовки под девизом: «Сохрани жизнь пернатым».

Ведущий: О птицах в народе слагали пословицы, стихи, песни, даже легенды.

Легенда всегда связана с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь.

Следующий конкурс «Вопрос – ответ».

(Команды задают друг другу вопросы).

Вопросы I- команды.

1. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится: одна

Женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено было иметь своей семьи. Нередко плачет с тех пор птица.

О какой птице идет речь?

(речь идет о кукушке)

2. А эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус - Христос был прибит к кресту. (рассказ о клестах)91

3. Каких птиц больше всего на свете? (воробьев)

Вопросы II- команды

  1. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (у клестов)
  2. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла до 15см.)
  3. Какая птица стала символом мира на Земле? (голубь)

Ведущий: Верно, голубь. Я думаю, все видели знаменитый рисунок

П.Пикассо «Голубь мира» (показывает рисунок)

Слово жюри.

Конкурс пословиц и поговорок.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки о птицах - кто больше.

- Грач на горе, весна на дворе.

- Синица к избе, зима на дворе.

- Любит кукушка чужие гнезда считать.

- Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев.

- Не для того птице хвост, чтобы мух гонять.

- Всякая пташечка хлопочет – своего гнезда хочет.

- Не учи орла летать, а соловья петь.

- Невиданный соловей, да не слышный.

- Летит скворец – зиме конец.

- Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

- Слово не воробей вылетит – не поймаешь.

- Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Ведущий: Ребята, для каждой команды пришли письма от пернатых жителей.

Ваша задача определить, какие птицы их прислали.

Конкурс «Птичьи письма»

Команды получают конверты, в которых находятся письма от птиц.

Письмо для первой команды.

1. Коренастая, плотного сложения птичка размером с воробья. Чаще всего можно увидеть деятельно осматривающим стволы деревьев, по которым он свободно передвигается во все стороны, в том числе и вниз головой. Вероятно, и прозвали его так за то, что он все время по деревьям ползает. Гнезда устраивает в дуплах деревьев. Питается разными насекомыми, которые скрываются под корой деревьев, а также орехами, семенами. (поползень)

Письмо для второй команды.

Первоначально- эти птицы населяли юго-западную часть Евразии. Часто они поселяются небольшими колониями, вблизи человека. Питаются, растительным кормом и остатками «со стола человека». Осенью объединяются в стайки и с удовольствием кормятся семенами, птичьей гречихи, лебеды, крапивы. В Америке, Австралии, Новой Зеландии нашего брата совсем не было, так специально нас туда за

везли, потому что пользу приносим огромную. А в городе Бостоне нам даже памятник поставили. (воробей)

Слово жюри.

Ведущий: Ребята, у вас было домашнее задание: подобрать басню, где действующими лицами являются птицы.

Я объявляю конкурс «Театрального мастерства»92

Инсценировка басен. (только тех, где персонажи птицы)

Ведущий: Следующий конкурс «Музыкальный», звучит музыка «Танец маленьких лебедей». Вам, уважаемые участники, нужно придумать танец и исполнить его всей командой, под данную мелодию.

(звучит музыка, команды выполняют задания)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, давайте с вами поиграем.

Слушайте меня внимательно.

Кукушка – кукует,

Сорока - …

Соловей - …

Утка - …

Курица - …

Голубь - …

Воробей - …

Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Обратите внимание на доску, давай те вспомним название птиц, о которых мы говорили. Многих птиц люди привлекают в искусственные гнездовья. Оно известно с XVI века. Первыми- это стали делать фламандцы. Затем жители Германии. Известный орнитолог профессор Г.П. Дементьев писал, что скворечник - изобретение русских крестьян для привлечения скворцов. В XVIII в. домики для птиц делали из разного материала: из старых горшков, дерева или коры. Современный облик скворечники приобрели в XIX веке. В средней полосе России фактически у каждой крестьянской избы был вывешен птичий домик. Так что разные формы заботы о певчих птицах – давняя русская традиция.

На уроках технологии вы изготовили скворечники, и после КВН мы с вами развешаем их. (О том, как ребята изготавливали скворечники в приложении № 3).

Ведущий: Для подведения итогов, награждения слово жюри.

Ведущий: в заключении КВН прошу выйти на пришкольный участок и развешать скворечники.

Литература

  1. Папорков М. А. Школьные походы в природу. / М. А. Папорков. – М.: Просвещение 1968.
  2. Скалон Н. В. Новоселье для птиц. / Н. В. Скалон и др. – К.: КРЭООИрбис 2006.
  3. Гусев В. Г. Наши питомцы. / В. Г. Гусев.– М.: Лесная промышленность, 1978.
  4. Дементьев Г. П. К истории скворечника // №10. – Охрана природы.1950.

Приложения