Урок обществознания по теме "Типология социальных групп". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

Формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации.

На уроке учащиеся отрабатывают следующие умения и навыки:

  1. Высказывать свою точку зрения, интерпретировать исторические документы.
  2. Применять свои обществоведческие знания.
  3. Делать сравнительный анализ.
  4. Логически мыслить, выстраивать доказательства.
  5. Формулировать оценочные суждения.

Этапы урока:

  1. Приветствие, организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания предыдущего урока.
  3. Новая тема. Мультимедийная презентация.
  4. Преподаватель делит класс на 4 группы и раздает каждой группе свой источник информации и задание к нему.
  5. Учащиеся исследуют свои вопросы, готовятся к выступлению.
  6. Группы выступают по очереди и знакомят всех с результатами работы.
  7. Остальные группы внимательно слушают ответы и анализируют их, указывают на ошибки, при их наличии, оценивают ответы других групп.
  8. Учитель спрашивает мнение групп об ответах других, затем окончательно оценивает учащихся.
  9. Учитель задает домашнее задание на следующий урок.

Критерии оценивания ответов учащихся:

Оценка “5” Учащиеся правильно интерпретировали текст, поняли точку зрения автора, верно ответили на вопросы по тексту, привели необходимые аргументы,примеры из обществоведческих знаний и личного опыта

Оценка “4” Учащиеся правильно интерпретировали текст, поняли точку зрения автора,но есть один из недочетов: ошибки в ответах на вопросы по тексту, либо привели недостаточно веские аргументы, либо не применили личный опыт, либо не достаточно показали собственные знания.

Оценка “3” Учащиеся правильно интерпретировали текст, поняли точку зрения автора, но есть 2 или 3 из следующих недочетов: ошибки в ответах на вопросы по тексту, либо привели недостаточно веские аргументы, либо не применили личный опыт, либо не достаточно показали собственные знания.

Оценка “2” Учащиеся неверно поняли текст и точку зрения автора, в связи с чем не справились с заданием к тексту.

Тексты для анализа с вопросами.

1 текст.
МАРГИНАЛЫ

“Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на “окраинах”, на “обочинах” или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальное качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации — все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70—80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых “неформальных” общественных движений — просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время — как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания”.

(Е. Рашковский)

1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сформулируйте собственное определение понятия “маргиналы”.

2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся “за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций”? Приведите два объяснения.

3. Укажите названные автором причины появления маргинализированных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером.

4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем заключается общественная опасность каждой из них.[1]

Текст 2.
МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

ИМ. Ильинский. “О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи”

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь. [2]

Текст 3.
Семья — социальная группа или социальный институт?

Прежде всего семья — это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Вместе с тем семья является социальным институтом, деятельность которого направлена прежде всего на удовлетворение важнейшей потребности — в воспроизводстве (репродукции) населения. Кроме того, семья выполняет и ряд других функций, например: воспитательную (семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи); хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства: семейный бюджет; распределение домашнего труда; опека над малолетними и престарелыми); рекреационную (создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи; организация семейного досуга и отдыха) и т.п.

Таким образом, семья — это и социальная группа, и социальный институт. [3]

1. Какие два смысла семьи выделяет автор? Сформулируйте собственное определение понятия “семья”.

2. Как вы понимаете мысль автора о том, что “семья выполняет и ряд других функций, например: воспитательную (семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи)”? Приведите два объяснения.

3. Опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте функции семьи примерами. Также используйте личный опыт.

4. Назовите функции семьи, не упомянутые автором.

Текст 4.
Принадлежность к  группе

В социальной  психологии под группой   понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы  по разным причинам. Прежде всего,  группы   помогают удовлетворить важные психологические или социальные  проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Р. Бэрон

1. По каким причинам люди объединяются в группы?

2. Автор предлагает: “представьте себе жизнь в полной социальной изоляции”? Приведите примеры из общественных фактов или личного опыта о такой жизни.

3. Какие задачи может выполнить человек, принадлежащий к группе, с которыми он не мог справиться бы в одиночку?

Автор пишет: “На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет… На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом”... Исходя из типологии социальных групп, о каких группах говорит автор?

Список использованной литературы.

  1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Е. С. Королькова и др. — М. : Эксмо, 2008. — 120 с.
  2. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания / Г.И. Аверьянова. — М. : Эксмо, 2009. - 128 с.
  3. ЕГЭ 2009. Обществознание: Репетитор / А.Ю. Лазебникова,
  4. Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др.— М.: Эксмо, 2009.— 176 с. — (ЕГЭ. Репетитор).