Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И.Л Лобачевский
Дидактическая цель урока: изучить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.
Задачи:
- образовательная: вывести алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке, первичное закрепление полученных знаний в процессе решения несложных задач;
- развивающая: развитие практического и творческого мышления, развитие познавательного интереса кадет, развитие алгоритмической культуры;
- воспитательная: воспитание устойчивого интереса кадет к изучению математики, содействовать развитию экономической культуры кадет в процессе решения задач практической направленности.
Тип урока: урок формирования знаний.
Структура урока:
- Организационный этап – сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности;
- Актуализация опорных знаний, подготовка к изучению нового материала;
- Ознакомление с новым материалом;
- Обобщение и первичное закрепление нового материала;
- Домашнее задание;
- Подведение итогов урока, рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Кадетам сообщается тема и цель урока.
2. Актуализация опорных знаний:
1. Установить соответствие формул производных функций (1 кадет работает на интерактивной доске). (Слайд 3)
2. Сформулировать и записать правила дифференцирования (1 кадет готовится на интерактивной доске). (Слайд 4)
3. Ответить на вопрос: какие точки функции называются критическими, способ их нахождения (1 кадет готовится на отвёрнутой доске).
4. С остальными кадетами устная подготовительная работа:
- найти производную функции:
sin x; tg 2x; x2; x4 + 2; ; ex+2; xvx; 2x3 + x2 + 2x + 6;
9x – 8sinx + 7; 4tgx – 4x + ? – 6; ln (7x) – 7x + 7; x3 - 3x + ln х + 5.
- найти: f(2), f(-3), если f(x) = x2 – 3x.
- решить уравнение f/ (x) = 0, если f(x) = 2x – x2.
-найти критические точки функции: f(x) = x2 +8x.
3. Изложение нового материала.
Русский математик XIX века Чебышев говорил, что “особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды”.
В практической жизни человеку приходится решать следующие задачи:
- Рекламный щит имеет форму прямоугольника площадью 9 м2. Необходимо изготовить щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром.
- Садовый участок имеет форму прямоугольника. Длина забора 12 м. Какие должны быть размеры этого участка, чтобы площадь его была наибольшей. (Слайд 5)
Решение подобных практических задач приводит к отысканию наибольшего и наименьшего значения. Задачи нахождения наибольшего и наименьшего значения функции входят в тесты ЕГЭ 2012г. – это задачи типа В14.
Пусть функция y=f(x) непрерывна на отрезке [a;b]. Как известно непрерывная функция достигает своих наибольшего и наименьшего значений. Эти значения функция может принять либо во внутренней точке x0 отрезка [a;b], либо на концах отрезка х=а или х=в. Точка x0 - критическая точка функции.
Значит, чтобы найти наибольшее и наименьшее значение функции надо: найти значения функции на концах отрезка и в критических точках, принадлежащих данному отрезку. (Слайд 6)
Рассмотрим алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции:
- Найти производную функции;
- Найти критические точки функции из уравнения f/(x) = 0;
- Определить критические точки, которые принадлежат отрезку [a;b];
- Найти значение функции в критических точках (внутри данного отрезка) и на концах отрезка, т.е. в точках х=а и х=в.
- Выбрать наибольшее f(x)наиб. и наименьшее f(x)наим. значения функции;
- Записать ответ.
(Слайд 7), (раздаточный материал Приложение 1).
Например: найти наибольшее и наименьшее значение функции у= х4 – 8х2 + 5 на отрезке [-3; 2].
Обобщение и первичное закрепление материала.
Решить: - № 937(1);
- из тестов ЕГЭ 2012г.:
1). Найти наибольшее значение функции y=9x – 8sinx + 7 на отрезке [-/2; 0].
2). Решить самостоятельно (два человека на отвёрнутой доске): найти наименьшее значение функции у= х3 +6х2 + 9х + 21 на отрезке [-3; 0]. Взаимопроверка по парам.
5. Подведение итогов:
- как найти наибольшее и наименьшее значение функции (если функция имеет критические точке на отрезке и не имеет)?
- верно ли, что функция принимает наименьшее значение на отрезке только в точках минимума?
6. Домашнее задание: параграф52, из тестов ЕГЭ 2012г. В14 – вариант 3, 7, 9, 10.
7. Продолжите фразу:
“ Сегодня на уроке я узнал ...”
“ Сегодня на уроке я познакомился ...”
“ Сегодня на уроке я научился ...”
“ Сегодня на уроке я повторил ...”
“ Сегодня на уроке я закрепил ...” . (Слайд11)
ИТОГ:
“Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!”
Пойа Д.