Методическая разработка по теме "Мы – краеведы-туристы"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Концепция авторской программы «Мы – краеведы-туристы»

Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу государства и общественности, медицинских работников и педагогов, родителей и самих детей.

Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского сада в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.

Недостаточно понимают родители всей важности введения здорового образа жизни и воспитания правильного отношения к своему здоровью.

В существующей организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения можно заметить следующее противоречие. С одной стороны, роль движений в целостностном физическом развитии ребёнка, является очевидной и общепринятой и поэтому не требует какого – то, особого обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы целенаправленной организации по формированию потребности к здоровому образу жизни, занимают скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Они вынесены на периферию воспитательно-образовательного процесса.

Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья дошкольников не использовались в детском саду, ожидаемого эффекта не будет, если у самих детей не будут сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании, своих двигательных навыков. В связи с этим, применяемые методы, направленных на развитие у дошкольников физических качеств, не соотносятся с этапами формирования потребности к здоровому образу жизни.

В фундаменте традиционных методик лежит схема формирования у детей двигательных навыков. Которая выстроена в логике научных педагогических представлений первой трети ХХ столетия. Она такова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движения и многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов.

Сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, ни формирования у дошкольников навыка сохранения своего здоровья.

Оба процесса протекают стихийно, вне и в специально организованном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Это связано с тем, что дети не выделяют себя и свои действия из неоформленного потока собственной двигательной активности. Они не способны увидеть со стороны, глазами другого человека, что и как они делают. Дети ориентируются лишь на задаваемый педагогом внешний предметный образец, из которого выхолащиваются все характеристики живого формирующего человеческого движения, не следят за состоянием своего здоровья, не занимаются его укреплением, и часто делают то, что разрушает здоровье. Как не парадоксально. Проблема подлинного управления движениями является фактически неразрушимой традиционной педагогики.

Согласно теории выдающегося педагога Запорожца А.В., движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, осознанным.

Сосредотачивая свои усилия на выполнение движений, сохранения своего здоровья, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений. При этом видимо, предполагается, что ощущаемость, осмысление – это характеристики, естественно и изначально присуще только движению, тогда как в действительности их все - таки нужно формировать.

Всё это говорит о том, что развитию двигательной активности, воспитанию потребности к здоровому образу жизни, не только не уделяется достаточно времени, но также не придаётся должного значения возможности через организацию детского туризма влиять на укрепление физического здоровья ребёнка.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы довести до сознания детей, родителей то, что детский туризм является одним из источников крепкого здоровья.

Анализ теоретических источников (А.В. Запорожец, М.В.Антропова, Н.В.Дубровинская, ЛК. Семёнова, Д.А.Фарбер) позволил сделать следующие выводы, что организация детского туризма с дошкольниками является одним из условий для формирования двигательных навыков, привычки к здоровому образу жизни, и здоровье человека в целом на 50 % определяется его образом жизни, которые в свою очередь включает три категории:

  • качество жизни, характеризующиеся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;
  • уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных и духовных потребностей;
  • состояние здоровья зависит от стиля жизни индивидуума.

Считаем, что в современном обществе большое внимание должно уделяться формированию в сознании людей приоритета здоровья, начиная с дошкольного возраста.

Однако на данный момент проблема формирования потребности в самосохранении своего здоровья в дошкольном возрасте не решается в полном объёме. В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт и разработаны ряд программ, связанных с содержательной стороной гигиенического обучения и воспитания и формирование навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Однако, .как показали результаты исследований, теоретическое изучение вопроса о путях формирования здоровой личности разработано не достаточно.

В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и образу жизни.

Новизна заключается в том, что через организацию с дошкольниками детского туризма формируются первые навыки бережного отношения к природе, самосохранения, потребность в здоровом образе жизни, повышается двигательная активность.

Известно, что туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные навыки и физические навыки детей, формирование первых навыков здорового образа жизни.

Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки авторской программы «Мы – краеведы-туристы» направленной на оптимизацию двигательной активности детей в естественных природных условиях, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

1.2. Цели и задачи авторской программы «Мы – краеведы-туристы»

Исходя из выше перечисленных проблем и теоретических положений нами обозначена основная цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни средствами организации детского туризма.

Исходя из цели и концептуальных положений, были определены следующие задачи ориентированные на реализацию основной цели дошкольного образовательного учреждения:

  • Формировать у детей привычки думать и заботиться о своём здоровье.
  • Совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей.
  • Научить некоторым приёмам первой медицинской помощи.
  • Обучать детей первоначальным туристическим навыкам.
  • Воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.
  • Обогатить представление детей о природе родного края.

Разработанная в авторской программе «Мы – краеведы-туристы» система организации детского туризма основывается на программу «Истоки» - центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, методическое пособие Руновой М.А. «Двигательная активность ребёнка», программу «Азбука здоровья» Такаевой Т.К., на опыт работы туристско-краеведческого центра г. Ийошкар-Олы.

Туристические мероприятия с детьми старшего дошкольного взрослого проводятся 1 раз в месяц.

Полностью Программа приведена в Приложении 2.

Методическое сопровождение – Приложение 3.

Презентация – Приложение 1.