Семинар для учителей начальных классов по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Современный мир постоянно меняется. Знания человека становятся его главным ресурсом благополучия, как экономического, так и психологического. С каждым годом повышаются требования к профессиональной подготовке человека, а следовательно и к качеству его знаний.

Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.

Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:

- от наследственности;

- от среды;

- от обучения и воспитания;

- от активности самого ребёнка.

Все эти факторы неразрывно связаны друг с другом.

Рубинштейн С.Я. показал, “что воспитание и развитие – это две стороны единого процесса. Ребёнок не обучается и развивается, но развивается, воспитываясь и обучаясь.”

А полноценное усвоение учебного материала возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности. Мы все знаем, что именно в начальной школе ребёнок учится учиться, и часто от того как он будет успешен именно в начальной школе зависит его успешность на последующих этапах обучения. Поэтому учителя начальных классов должны применять различные методы и приёмы, стимулирующие активность учащихся . Учитывая выше сказанное, “Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов” - одна из актуальных проблем обучения в школе.

Участники: учителя школы.

Время проведения: 1 час.

Оборудование: компьютер

Слайд 1

Цель семинара: Рассмотреть активность ребёнка, как одно из условий психического развития младшего школьника.

Задачи:

  • Познакомить с понятием и видами познавательной активности ребёнка.
  • Психологические особенности младших школьников.
  • Рассмотреть признаки познавательной активности учащихся.
  • Познакомить педагогов с психолого- педагогическими основами активизации познавательной деятельности младших школьников.
  • Роль взрослого в создании условий для проявления физической и психической активности детей.
  • Рассмотреть условия необходимые для активизации познавательной деятельности.

Слайд 2

Так что же такое познавательная активность? (ответы учителей)

Учёные определяют познавательную активность, как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно- волевых усилий на достижение учебно- познавательной цели.

Мы все думаем о том, что если ребёнок хорошо учится, значит это является высоким уровнем его познавательной активности. Но существует несколько видов и признаков познавательной активности, а учёба является лишь одним из них. Бывают случаи, когда младший школьник учится только на хорошие оценки, но проведя обследование мы видим, что уровень познавательной активности его не высок. Поэтому в первую очередь нам взрослым необходимо знать точно признаки проявления познавательной активности.

Слайд 3

Существует два вида активности - это внешняя (моторная) и внутренняя.

Внешняя активность не всегда свидетельствует о направлении мысли ребёнка. Она часто проявляется в желании постоянно отвечать, выкрикивании с места, во вмешательстве в ответы других учащихся, и т.д.

Внутренняя, т.е. мыслительная активность, нами относится к пассивному состоянию учащегося, но ведь ребёнок может не совершая внешних действий активно мыслить. Следовательно, многое зависит от того, какие внутренние мотивы побуждают ребёнка к познанию – стремление узнать что- то новое, интерес к чему – то. В процессе обучения присутствует и внешний и внутренний вид активности.

Слайд 4

Учителя должны учитывать, что в младшем школьном возрасте детям свойственен высокий уровень подвижности, импульсивность, заражение чужим поведением, весёлость, преобладает пока ещё непроизвольность внимания, , преобладание процесса возбуждения над торможением...

Слайд 5

Давайте рассмотрим конкретные признаки познавательной активности младших школьников:

В первую очередь – это отношение к учению, в чём дети видят смысл учения, регулярно ли выполняют домашнее задание.

Качество знаний учащихся - знание материала программы и самое главное – умение применять эти знания на практике.

Особенности учебной деятельности - сосредоточенность, устойчивость внимания, мыслительная активность, общий тонус в работе, эмоционально- волевые проявления, внешняя активность ребёнка.

Отношение к внеучебной познавательной деятельности - на сколько увлечён и системность этой деятельности.

Слайд 6

Исследование особенностей познавательной активности младших школьников позволяет условно разделить их по уровню развития этого качества на три группы:

Дети творчески активные. Детей относящихся к первой группе учение увлекает и они постоянно совершенствуют свои знания. Они хорошо владеют учебным материалом не только в пределах программы, но и сверх её. Они владеют глубокими знаниями, способны уточнить, дополнить ответы других. На уроках они сосредоточенны, внимательны, с радостью и оживлением воспринимают новый материал и это всё проявляется во внешней активности. Они полностью загружены – занимаются в кружках, секциях, занимаются творчеством; систематически и с определённой целью читают книги, смотрят телевизор, занимаются на компьютере.

Вторая группа – хорошо успевающие дети. Они с интересом ходят в школу, быстро и хорошо усваивают новый материал, но только предусмотренный программой. Эти дети так же внешне с высокой активностью, часто задают вопросы. Они тоже занимаются в кружках, секциях, но просто так – нецеленаправленно. Могут менять интерес к виду деятельности и сам вид деятельности.

И третья группа детей, которые учатся по принуждению. У таких детей нет системы в учёбе. Они могут хорошо отвечать сегодня, а завтра совсем ничего не делать. Новый материал их мало интересует и увлекает. Они учатся потому, что НАДО, вопросы задают редко или вообще не по теме. Задания выполняют, но в основном по образцу. Внимание у них неустойчивое и только очень интересный материал может вызвать у них оживление. Читают они мало (по принуждению), не занимаются ни в каких кружках, занятия творчеством их не интересует.

Слайд 7 [5]

В каком бы возрасте не был ребёнок, его активность формируется на всех этапах психического развития именно в деятельности.

Слайд 8 [5]

Если деятельность для ребёнка значима, отсюда и будет её эффективность. А от способов организации и от содержания зависят развивающие возможности каждого вида деятельности. Именно взрослый в процессе обучения ребёнка, используя разные методы, приёмы , способствует усвоению у учащихся новых знаний, умений, навыков.

Слайды 9 – 10

Детям присуща непосредственность, открытость, наивность, и т.д., поэтому большую роль в развитии активности у ребёнка играет взрослый .

Слайд 11

Взрослый не должен требовать послушного, тихого поведения, это может привести к ЗПР.

Слайд 12

Если взрослый будет поощрять и руководить активностью учащихся , то ребёнок постоянно будет развиваться (пример положительного и отрицательного влияния учителя на развитие активности у детей начальной школы - из жизни школы).

Выводы: Дети начальной школы видят себя в зеркале слов учителей. И здесь важно подчёркивать достоинства учащихся, повышать их самооценку. Успех активности – это источник детской радости, вдохновляющий на новые успехи, без которых дети теряют веру в себя.

Дисциплинарная установка блокирует активность учащихся, подавляет его инициативу;

Снижение активности ведёт: к потере интереса;

Сила переживаний (радость, страх, ...)

Слайд 13

Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимы:

Свободный выбор деятельности ребёнком (игра – пока интересна, значима для ребёнка, т.к. это залог активности ребёнка);

Положительная мотивация. Для того, чтобы сложилась положительная мотивация у ребёнка необходимы: - объективные успехи в деятельности; - субъективное восприятие детьми этих успехов; - уверенность, что они хорошо и правильно действуют, что они умные, сообразительные. Любой ребёнок должен постоянно получать информацию, подтверждающую, что у него всё идёт хорошо, получается всё и получится ещё лучше. (пример) Можно провести мини- исследование на уроке: во время контрольной работы, одних всё время хвалите; других несколько раз поругайте; третьих не замечайте, даже если они обращаются к вам. А потом посмотрите какие дети лучше выполнят работу, и подумайте, почему.

В ходе обучения дети должны осознавать то, что подлежит усвоению.

Учебный материал в начальной школе обязательно должен быть эмоционально окрашен, т.е. внешний интерес должен перерастать во внутренний – познавательный.

Помните, когда речь идёт об активности ребёнка, что существуют: - манипуляции, которые видны всем; - процессы, которые происходят в сознании.

Не забывайте, что на уроке учитель должен:

- как можно меньше говорить и делать сам;

- как можно больше говорить и делать должны учащиеся.

Вывод: успех обучения зависит от того, обеспечили ли рассуждения и демонстрации учителя успешность собственной работы учащихся с подлежащим усвоению материалом.

Та работа учащихся обеспечивает усвоение материала, которая соответствует материалу (которую человек может выполнять быстро, владея материалом, когда им пользуется и когда может использовать материал в разных ситуациях по назначению).

Таким образом, взрослые должны развивать и поддерживать у учащихся начальных классов познавательный интерес, активизировать познавательную деятельность, за счёт использования разнообразных методов, форм, приёмов. Для этого необходимо строить занятия учитывая возрастные особенности младших школьников, использовать игровые методы работы. Помнить, что главное преподносить новый материал живо, эмоционально, используя иллюстрированную красочную наглядность.

Список использованной литературы:

  1. Педагогика и практическая психология. Басова Н.В. Ростов-на-Дону. 1999.
  2. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
  4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Речь. 2005.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология.- М., ВЛАДОС,2003.
  6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Под ред. Давыдова. М., 1990