Цель урока: обобщить и систематизировать знания природных регионов России.
Задачи:
- определить уровень знаний основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России;
- развивать умение работать с различными источниками географической информации;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта России, климатическая карта, атласы, контурные карты.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
II. Учитель читает стихотворение о природе.
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг – природа!
Сегодня мы работаем с вами по станциям, которые вы видите на доске. Прежде чем мы с вами перейдем непосредственно к работе, давайте вспомним и покажем на карте, какие крупные регионы России мы с вами изучили.
Ученик: отвечает и показывает у доски
Учитель: Предлагаю вам первое задание: «Убери лишнее в цепочке», и объясните, почему вы это сделали?
А) Баренцево, Карское, Балтийское, Охотское, Черное, Азовское;
Б) Эльбрус, Казбек, Алтай, Машук, Бештау;
– Что из себя представляет Машук и Бештау?
В) Сарма, Голомянка, Баргузин, Амур, Селенга, Ангара.
Учитель: Второе задание называется «Визитная карточка». В этом задании вам нужно угадать, о каком географическом объекте идет речь?
Ученик 1:
Семь тысяч рек, ни в чем нет равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала-
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной
(А. Твардовский в поэме «За далью даль» писал о Волге)
Ученик 2:
«И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.
(В.А. Жуковский о Кавказе)
Ученик 3:
Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту
(С. Щипачев об Уральских горах)
Ученик 4.
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север, равнина – на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
(И. Фролов о Западной Сибири)
Ученик 5.
Край, где несметный клад заложен.
Под слоем – слой мощней вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как донный лед на глубине
(А. Твардовский о Восточной Сибири).
Ученик 6.
Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.
(А. Вознесенский)
Учитель: Назовите источники загрязнения Байкала. (ЦБК, Иркутская ГЭС, сплав леса по рекам).
Учитель: Задание №3.
А теперь давайте вспомним моря, омывающие территорию России и покажем их на карте.
- Незамерзающее море на севере России. (Баренцево).
- Море, омывающее с юго-востока Чукотский полуостров. (Берингово).
- Море в Калининградской области. (Балтийское).
- Море на востоке России. (Охотское).
- Море, названное в честь двух братьев-исследователей. (Лаптевых).
Рекламная пауза.
Задание №4. Географический диктант.
- Восточно-Европейская (Русская равнина)
- Западная Сибирь
- Восточная Сибирь
- Дальний Восток
- Кавказ
- Урал
А) Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.
Б) Там находится первый в России курорт, построенный по указанию Петра 1 возле источника минеральной воды, содержащей много железа. Поэтому его назвали в честь Марса – бога войны и железа.
В) Здесь находится Ильменский заповедник, т. е охраняемая территория, где под охраной находятся минералы и горные породы.
Г) Этот регион занимает первое место в мире по добыче природного газа и второе место в мире (после Саудовской Аравии) по добыче нефти.
Д) Климат этой территории резко-континентальный. Здесь находится полюс холода «Оймякон»
Е) Край контрастов. Здесь все не так, как у нас. Все то же, да не то. «Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна»
Задание №5. Групповая работа.
Класс делится на 5 групп (по 4 человека), каждой группе выдается листок с заданием.
1 группа. Географическое положение Русской равнины и Западно-Сибирской низменности
- Определить площади равнин, протяженность с севера на юг, с запада на восток.
- Границы равнин – на севере, юге, западе, востоке.
- На контурной карте указать границы равнин, полуострова, губу, моря, омывающие равнины.
2 группа. Рельеф Русской и Западно-Сибирской равнин.
- Определить абсолютные высоты равнин. В каком направлении общий уклон равнин и почему?
- Какое влияние на рельеф равнин оказал ледник?
- Что такое Сибирские увалы?
3 группа. Климат Западной и Восточной Сибири.
- Определить, какие факторы сформировали континентальный и резко-континентальный климаты равнин? Широта, рельеф, фронты и циклоны, океаны, горы.
4 группа. Поверхностные воды.
- Определите крупные реки равнины, бассейн океана, скорость течения рек.
- Какое происхождение имеют озера. Найдите самое крупное озеро.
- Объясните причины заболоченности Западно-Сибирской равнины.
5 группа. Природные зоны.
- В чем особенности размещения природных зон на Западно-Сибирской равнине.
- Как приспособились растения и животные к суровости климата.
- Расскажите об особенностях растений и животных тайги.
- Что такое гривы и колки?
III. Выступление учащихся из групп.
IV. Выставление оценок за урок.
V. Домашнее задание.
Подготовить буклет на тему «Природа регионов России»