Природа регионов России

Разделы: География


Цель урока: обобщить и систематизировать знания природных регионов России.

Задачи:

  • определить уровень знаний основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России;
  • развивать умение работать с различными источниками географической информации;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России, климатическая карта, атласы, контурные карты.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

II. Учитель читает стихотворение о природе.

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг – природа!

Сегодня мы работаем с вами по станциям, которые вы видите на доске. Прежде чем мы с вами перейдем непосредственно к работе, давайте вспомним и покажем на карте, какие крупные регионы России мы с вами изучили.

Ученик: отвечает и показывает у доски

Учитель: Предлагаю вам первое задание: «Убери лишнее в цепочке», и объясните, почему вы это сделали?

А) Баренцево, Карское, Балтийское, Охотское, Черное, Азовское;
Б) Эльбрус, Казбек, Алтай, Машук, Бештау;

– Что из себя представляет Машук и Бештау?

В) Сарма, Голомянка, Баргузин, Амур, Селенга, Ангара.

Учитель: Второе задание называется «Визитная карточка». В этом задании вам нужно угадать, о каком географическом объекте идет речь?

Ученик 1:

Семь тысяч рек, ни в чем нет равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала-
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной

(А. Твардовский в поэме «За далью даль» писал о Волге)

Ученик 2:

«И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.

(В.А. Жуковский о Кавказе)

Ученик 3:

Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту

(С. Щипачев об Уральских горах)

Ученик 4.

Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север, равнина – на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.

(И. Фролов о Западной Сибири)

Ученик 5.

Край, где несметный клад заложен.
Под слоем – слой мощней вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как донный лед на глубине

(А. Твардовский о Восточной Сибири).

Ученик 6.

Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.

(А. Вознесенский)

Учитель: Назовите источники загрязнения Байкала. (ЦБК, Иркутская ГЭС, сплав леса по рекам).

Учитель: Задание №3.

А теперь давайте вспомним моря, омывающие территорию России и покажем их на карте.

  1. Незамерзающее море на севере России. (Баренцево).
  2. Море, омывающее с юго-востока Чукотский полуостров. (Берингово).
  3. Море в Калининградской области. (Балтийское).
  4. Море на востоке России. (Охотское).
  5. Море, названное в честь двух братьев-исследователей. (Лаптевых).

Рекламная пауза.

 Задание №4. Географический диктант.

  1. Восточно-Европейская (Русская равнина)
  2. Западная Сибирь
  3. Восточная Сибирь
  4. Дальний Восток
  5. Кавказ
  6. Урал

А) Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.
Б) Там находится первый в России курорт, построенный по указанию Петра 1 возле источника минеральной воды, содержащей много железа. Поэтому его назвали в честь Марса – бога войны и железа.
В) Здесь находится Ильменский заповедник, т. е охраняемая территория, где под охраной находятся минералы и горные породы.
Г) Этот регион занимает первое место в мире по добыче природного газа и второе место в мире (после Саудовской Аравии) по добыче нефти.
Д) Климат этой территории резко-континентальный. Здесь находится полюс холода «Оймякон»
Е) Край контрастов. Здесь все не так, как у нас. Все то же, да не то. «Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна»

Задание №5. Групповая работа.

Класс делится на 5 групп (по 4 человека), каждой группе выдается листок с заданием.

1 группа. Географическое положение Русской равнины и Западно-Сибирской низменности

  • Определить площади равнин, протяженность с севера на юг, с запада на восток.
  • Границы равнин – на севере, юге, западе, востоке.
  • На контурной карте указать границы равнин, полуострова, губу, моря, омывающие равнины.

2 группа. Рельеф Русской и Западно-Сибирской равнин.

  • Определить абсолютные высоты равнин. В каком направлении общий уклон равнин и почему?
  • Какое влияние на рельеф равнин оказал ледник?
  • Что такое Сибирские увалы?

3 группа. Климат Западной и Восточной Сибири.

  • Определить, какие факторы сформировали континентальный и резко-континентальный климаты равнин? Широта, рельеф, фронты и циклоны, океаны, горы.

4 группа. Поверхностные воды.

  • Определите крупные реки равнины, бассейн океана, скорость течения рек.
  • Какое происхождение имеют озера. Найдите самое крупное озеро.
  • Объясните причины заболоченности Западно-Сибирской равнины.

5 группа. Природные зоны.

  • В чем особенности размещения природных зон на Западно-Сибирской равнине.
  • Как приспособились растения и животные к суровости климата.
  • Расскажите об особенностях растений и животных тайги.
  • Что такое гривы и колки?

III. Выступление учащихся из групп.

IV. Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание.

Подготовить буклет на тему «Природа регионов России»