На современном этапе изучения иностранным языкам всё большее внимание уделяется изучению вопросов мышления носителей языка, поскольку обучение прямо и косвенно базируется на сопоставлении культур англоговорящих народов (в нашем случае – англичан и американцев), их ценностных категорий и норм поведения. Именно поэтому знакомство школьников с ментальностью (mentality) народа страны изучаемого языка носит актуальный характер.
В российской науке под ментальностью следует понимать “совокупность представлений, воззрений, чувствований” общности людей определённой эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющие на исторические и социальные процессы.
Таким образом, изучая тексты на английском языке, разбирая и заучивая диалогические клише, даже изучая порядок слов английского предложения, мы имеем дело с английской ментальностью. В этой ситуации позиция грамотного учителя должна быть только активной, т.е. он должен объяснить ребятам, как думают и считают дети и как думаем мы. Что же касается выводов в стиле “ что лучше, а что хуже”, то учителю нужно быть очень осторожным и деликатным. К таким выводам нужно подходить только в результате дискуссии, когда ребята сами вырабатывают определённую позицию. Задача учителя состоит в том, что такая позиция должна быть обязательно уважительной вне зависимости от того, принимаются или нет определённые ценности народа страны изучаемого языка. Воспитание уважения к чужой культуре неотделимо от воспитания чувства собственного достоинства, самоуважения, чувства гордости за собственную страну. Следует отметить, что учебники, по которым мы работаем в Центре образования, в разделах закрепления пройденного страноведческого материала обязательно включают материалы о родной стране. В качестве примера возьмём учебник Spotlight для 10 класса. В 3 модуле (Schooldays and Work) ребята знакомятся с разнообразием школ в разных странах мира, как учатся, как проводят своё свободное время, как подрабатывают старшеклассники этих школ. В качестве закрепления пройденного материала, ученикам предлагается отобразить полученные знания на секцию Spotlight on Russia и провести беседу по теме Unusual Russian Schools. Обсуждение проблемного вопроса How could your school be improve? развивает навыки диалогической речи.
Совершенствование навыков диалогического высказывания ведёт к подсознательному усвоению форм вежливости и этических норм, украшающих английский язык. Уже ученики младших классов знают, что слово please нужно использовать в вопросах, беспокоящих собеседника и требующие его внимания. Любой отказ требует объяснения, чтобы смягчить невольную обиду. Прежде чем сообщить что-то неприятное, нужно найти что-нибудь хорошее, чтобы нейтрализовать негатив и т.д. Приведём пример подобного диалога.
Dialogue about declining invitation.
Ann and Sophia were watching a movie in Sophia’s house when somebody knocked at the door. It was Raihan. Sophia went to open.
R: Good morning, Sophia.
S: Morning, Raihan. Please, have a seat.
R: Thank you.
S: Hm… What can I do for you?
R: There is a little party at my house tonight.
A: What kind of party?
R: It’s my birthday party. Would you like to come and have a fun?
A: I am sorry, Raihan. I wish I could, but I’ve already made a plan with Sophia.
S: Yeah, Ann wants to accompany me to the hospital.
R: OK, no problem, goodbye…
S&A: Goodbye…
Изучая английский язык, мы рассматриваем вопросы истории, географии, искусства, экологии, естествознания. Урок английского языка, очень часто являясь уроком интегральным, объединяющим другие дисциплины, не только закрепляет определённые знания, но и пробуждает к ним интерес, т.е. повышает мотивацию в отношении других школьных предметов. В каждом модуле учебника Spotlight есть такие разделы как Literature, Culture Corner, Going Green.
Изучение иностранного языка, как и любого другого предмета, обязательно включает самоподготовку, т.е. формирует навыки самостоятельной работы, что является неотъемлемой частью учебного процесса.
Таким образом, изучение иностранного языка, безусловно, можно определить как воспитывающее обучение. Активная роль учителя способствует самообразованию и самовоспитанию, т.е. самосовершенствованию личности, что в современных условиях развития общества является исключительно актуальным.