Главная дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;
- научить ребят различать звуки [ ф], [ ф'];
- читать слоги, слова и текст с данной буквой;
- Развивающие:
- развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся;
- Воспитательные:
- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
- учить работать в парах, группами, сообща.
Тип урока: знакомство с новой буквой.
Технология: проблемного диалога
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран, толковые словари Ожегова.
Учебная литература: В.Г.Горецкий «Русская азбука».
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учитель |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | – Ребята, у нас сегодня необычный урок.
Необычен он тем, что к нам пришли гости.
Поздоровайтесь с ними. Кто из вас любит гостей? И
я люблю ходить в гости и принимать гостей. И поэтому у меня чудесное настроение. – У кого из вас хорошее настроение? – Только с хорошим настроением можно успешно учиться. |
Ученики приветствуют гостей. Ответы ребят. |
2. Мотивация. Определение темы урока |
– Урок начнем сегодня с разгадывания
ребусов. Внимание на экран. (Слайд 1) – Молодцы! |
Ученики разгадывают ребусы: фонарик и фиалка. |
Постановка проблемы | ||
Звуко-буквенный анализ слова фонарик и фиалка. | ||
– Что общего в этих словах? | Есть звук [ф]. | |
– Охарактеризуйте первый звук в слове фонарик. | Согласный, твердый, глухой. | |
– Во всех ли словах звук [ф] твердый? | В слове филин – мягкий звук. | |
– Охарактеризуйте первый звук в слове фиалка. | Согласный, глухой, мягкий. | |
(Слайд 2) | ||
|
||
– Внимание! Придумайте слова, где звуки
[ф] и [ф, ]: Первая колонка – в начале; Вторая – в середине; Третья – в конце. |
Дети дают ответы. | |
Знакомство с буквой На письме звуки [ф] и [ф,] обозначены буквой “эф”. |
||
Наблюдение за графическим обликом
буквы Ф. Показ буквы. На что похожа буква “Ф”? |
Первый ученик, показывая бумажный ключ,
читает:
|
|
– Положите перед собой азбуку – раз. По закладке откройте ее – два. Найдите стр.195. | ||
3. Работа по «Азбуке» | Чтение слогов хором: | фа аф фо оф фу уф фы иф фи еф фе |
Чтение по заданию: | ||
прочитайте слог, обозначающий ноту; прочитайте слоги – междометия; прочитайте слог, где звуков больше букв; прочитайте слоги, где [ф, ] мягкий. |
фа уф еф фи фе |
|
– Давайте, определим место Ф в алфавите. | 22 буква алфавита, между буквами У и Х . | |
На доске слова: фуражка филин
флажки травка – Какие слова лишние? Докажите. |
Травка – слышим [ф], пишем
в; Филин – звук [ф,] мягкий, одушевленный, в слове нет орфограммы “парная согласная”; Флажки – множественное число; Фуражка – три слога. |
|
4. Решение проблемы. Знакомство с новыми словами. | На экране появляются новые слова. – Попробуйте объяснить значение новых слов. Что нужно сделать, если вы не можете объяснить значение новых слов? |
Обратиться к словарю. |
Каждая группа получает словарь Ожегова, ищет значение слова в словаре и объясняет своим товарищам. | ||
Для зрительной ассоциации на экране появляются изображения: | ||
Фуфайка (слайд 3) | ||
Офицер (слайд 4) | ||
Фен (слайд 5) | Электрический прибор для сушки волос струей нагретого воздуха. | |
Гриф (слайд 6) | Длинная, узкая часть инструментов,
вдоль которой натянуты струны. Печать и оттиск с изображением подписи. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва. |
|
Телеграф (слайд 7) | ||
Флот (слайд 8) | Крупное соединение военно-морских судов. | |
Фрак (слайд 9) | Парадный пиджак с короткими передними полами. | |
Фронт (слайд 10) | Место военных действий. Грозовой фронт. |
|
Фикус (слайд 11) | Тропическое вечнозеленое дерево с широкими плотными овальными листьями. | |
Финиш (слайд 12) | Конечный пункт спортивного состязания. | |
Факел (слайд 13) | Светильник на рукоятке. | |
Конфетти (слайд 14) | Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках. | |
– Прочитайте слова, которые записаны с
заглавной буквы. Африка (слайд 15) Уфа (слайд 16) |
Африка и Уфа. | |
– Почему эти слова записаны с заглавной буквы? | Это географические названия материка и столицы Башкирии | |
– И снова внимание на экран. (слайд 17) |
Фотограф, фотокорреспондент, Фотоаппарат фотография |
|
– Как связаны эти слова между собой? | Это однокоренные слова. | |
Найдите их в учебнике. – Прочитайте их. |
Ученики читают слова. | |
– От какого слова они образованы? | Фото | |
– Выделите простым карандашом корень | Ученики выделяют корень в словах в букваре. | |
Флагшток (слайд 18) – шест, на котором держится флаг – (настольный и самый высокий в Туркмении, вошел в книгу рекордов Гиннеса – 133 метра). | Шест для флага. | |
Фауна (слайд 19) – Назовите представителей фауны. |
Фауна – животный мир Земли. | |
Флора (слайд 20) – Назовите представителей флоры. |
Флора – растительный мир. | |
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы Ф. | ||
– Прочитайте слова, где звук [ ф]. | ||
– Прочитайте слова, где звук [ ф']. | ||
– Найдите и прочитайте слово, где 2 звука [ ф]. | фуфайка | |
– Найдите и прочитайте самое маленькое слово. | фен | |
– Найдите слова, где буква Ф в середине слова. | гриф | |
– Найдите слова, где буква Ф в конце слова. | телеграф | |
5. Физкультминутка | (Слайд 21) | Ученики выполняют упражнения. |
6. Работа со стихотворением | «Азбука» стр. 196 Работа со стихотворением до начала чтения. |
|
– Сколько цветов есть у светофора? | Три | |
– Какие цвета? | Красный, желтый, зеленый | |
– Что обозначает каждый цвет? – Где встречается звук ф? Чтение стихотворения самостоятельно. Выразительное чтение стихотворения |
||
7. Работа с текстом | Чтение текста самостоятельно. | Ученики читают текст. |
– Расскажите, что особенно любит снимать Андрей Ефимов. |
|
|
Повторное чтение вслух по абзацам. 1-й абзац. |
||
– Кем работает папа Саши Ефимова? | Фотокорреспондентом журнала «Азия и Африка». | |
– Прочитайте второе предложение так,
как будто мы все фотокорреспонденты и очень
гордимся этим. 2-й абзац |
||
– Прочитайте, что еще мы увидим на его фотографиях. | Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция. | |
3-й абзац – Прочитайте этот абзац голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная. |
Ученики читают абзац. |
|
4-й абзац – Прочитайте последний абзац медленно и вдумчиво. |
||
Проблемный вопрос к тексту. | Ответы учащихся.
|
|
– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа? | Любимая профессия семьи Ефимовых. | |
– Вернемся к названию текста. – Какие заголовки еще можно подобрать? |
О профессии фотокорреспондента. Профессия моего папы – фотокорреспондент. |
|
7. Подведение итогов | – Закрыли букварь. А у меня для вас еще один ребус. Внимание на экран. (Слайд 22) | Ученики разгадывают ребус. |
– А вы что нового узнали сегодня на уроке? | Знания. | |
8. Рефлексия | – С помощью значков (смайлов) ответьте
на вопросы: – Было вам интересно на уроке? – Было ли вам трудно? – Какие вы молодцы! Спасибо за хорошую работу. Урок окончен. (Слайд 23) |
Проводят самооценку. Рисуют смайл, который отражает ответы на вопросы. |