Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф']. Буква "Ф, ф""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Главная дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с буквой  Ф, и звуками, которая она  обозначает;
    • научить ребят различать  звуки [ ф],  [ ф'];
    • читать слоги,  слова и текст с данной буквой;
  • Развивающие:
    • развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику,  обогащать словарный запас учащихся; 
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, к книге;
    • формировать познавательный интерес;
    • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
    • учить работать в парах, группами, сообща.

Тип урока: знакомство с новой буквой.

Технология: проблемного диалога

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран, толковые словари Ожегова.

Учебная литература: В.Г.Горецкий «Русская азбука».

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учитель

Деятельность учащихся

1. Организационный момент – Ребята, у нас сегодня необычный урок. Необычен он тем, что к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Кто из вас любит гостей? И я люблю ходить в гости и принимать
гостей. И поэтому у меня чудесное настроение.
– У кого из вас хорошее настроение?
– Только с хорошим настроением можно успешно учиться.
 

Ученики приветствуют гостей.

Ответы ребят.

2. Мотивация.
Определение темы урока
– Урок начнем сегодня с разгадывания ребусов. Внимание на экран. (Слайд 1)
– Молодцы!
Ученики разгадывают ребусы: фонарик и фиалка.
Постановка проблемы  
Звуко-буквенный анализ слова фонарик и фиалка.  
– Что общего в этих словах?  Есть звук [ф].
– Охарактеризуйте первый звук в слове фонарик. Согласный, твердый, глухой.
– Во всех ли словах звук [ф] твердый? В слове филин – мягкий звук.
– Охарактеризуйте первый звук в слове фиалка. Согласный, глухой, мягкий.
(Слайд 2)  

Звуков немало мы узнали,
Добрались до звука [ф].
Есть слова, где ф в начале,
В середине и в конце.

 
– Внимание! Придумайте слова, где звуки [ф] и [ф, ]:
Первая колонка – в начале;
Вторая – в середине;
Третья – в конце.
Дети дают ответы.
Знакомство с буквой

На письме звуки [ф] и [ф,] обозначены буквой “эф”.

 
Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.
Показ буквы. На что похожа буква “Ф”?
Первый ученик, показывая бумажный ключ, читает:

Всем известно без подсказки:
Буква Ф –
Как ключ от сказки.
Никогда его от нас не отнимет Карабас.

Второй ученик, показывая жестами:
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.

Третий ученик показывает иллюстрацию:
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

– Положите перед собой азбуку – раз. По закладке откройте ее – два. Найдите стр.195.  
3. Работа по «Азбуке» Чтение слогов  хором: фа аф
фо оф
фу уф
фы иф
фи еф
фе
Чтение по заданию:  
прочитайте слог, обозначающий ноту;
прочитайте слоги – междометия;
прочитайте слог, где звуков больше букв;
прочитайте слоги, где [ф, ] мягкий.
фа
уф
еф
фи фе
– Давайте, определим место Ф в алфавите. 22 буква алфавита, между буквами У и Х .
На доске слова: фуражка филин флажки травка
– Какие слова лишние? Докажите.
Травка – слышим [ф], пишем в;
Филин – звук [ф,] мягкий, одушевленный, в слове нет орфограммы “парная согласная”;
Флажки – множественное число;
Фуражка – три слога.
4. Решение проблемы. Знакомство с новыми словами. На экране появляются новые слова.
– Попробуйте объяснить значение новых слов. Что нужно сделать, если вы не можете объяснить значение новых слов?
 

Обратиться к словарю.

Каждая группа получает словарь Ожегова, ищет значение слова в словаре и объясняет своим товарищам.  
Для зрительной ассоциации на экране появляются изображения:  
Фуфайка (слайд 3)  
Офицер (слайд 4)  
Фен (слайд 5) Электрический прибор для сушки волос струей нагретого воздуха.
Гриф (слайд 6) Длинная, узкая часть инструментов, вдоль которой натянуты струны.
Печать и оттиск с изображением подписи.
В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.
Телеграф (слайд 7)  
Флот (слайд 8) Крупное соединение военно-морских судов.
Фрак (слайд 9) Парадный пиджак с короткими передними полами.
Фронт (слайд 10) Место военных действий.
Грозовой фронт.
Фикус (слайд 11) Тропическое вечнозеленое дерево с широкими плотными овальными листьями.
Финиш (слайд 12) Конечный пункт спортивного состязания.
Факел (слайд 13) Светильник на рукоятке.
Конфетти (слайд 14) Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.
– Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы.
Африка (слайд 15)
Уфа (слайд 16)
Африка и Уфа.
– Почему эти слова записаны с заглавной буквы? Это географические названия материка и столицы Башкирии
– И снова внимание на экран.
(слайд 17)
Фотограф, фотокорреспондент,
Фотоаппарат
фотография
– Как связаны эти слова между собой? Это однокоренные слова.
Найдите их в учебнике.
– Прочитайте их.
Ученики читают слова.
– От какого слова они образованы? Фото
– Выделите простым карандашом корень Ученики выделяют корень в словах в букваре.
Флагшток (слайд 18) – шест, на котором держится флаг – (настольный и самый высокий в Туркмении, вошел в книгу рекордов Гиннеса – 133 метра). Шест для флага.
Фауна (слайд 19)
– Назовите представителей фауны.
Фауна – животный мир Земли.
Флора (слайд 20)
– Назовите представителей флоры.
Флора – растительный мир.
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы Ф.  
– Прочитайте слова, где звук [ ф].  
– Прочитайте слова, где звук  [ ф'].  
– Найдите и прочитайте слово, где 2 звука  [ ф]. фуфайка
– Найдите и прочитайте самое маленькое слово. фен
– Найдите слова, где буква  Ф в середине слова. гриф
– Найдите слова, где буква Ф в конце слова. телеграф
5. Физкультминутка (Слайд 21) Ученики выполняют упражнения.
6. Работа со стихотворением «Азбука» стр. 196
Работа со стихотворением  до начала чтения.
 
– Сколько цветов есть у светофора? Три
– Какие цвета? Красный, желтый, зеленый
– Что обозначает каждый цвет?
– Где встречается звук ф?
Чтение стихотворения самостоятельно.
Выразительное чтение стихотворения
 
 7. Работа  с  текстом Чтение текста самостоятельно. Ученики читают текст.
Расскажите, что особенно любит снимать Андрей Ефимов.  

 

Повторное чтение вслух по абзацам.

1-й абзац.

 
– Кем работает папа Саши Ефимова? Фотокорреспондентом журнала «Азия и Африка».
– Прочитайте второе предложение так, как будто мы все фотокорреспонденты и очень гордимся этим.

2-й абзац

 
– Прочитайте, что еще мы увидим на его фотографиях. Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.
3-й абзац

– Прочитайте этот абзац голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная.

 

Ученики читают абзац.

4-й абзац

Прочитайте последний абзац медленно и вдумчиво.

 
Проблемный вопрос к тексту. Ответы учащихся.

 

Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа? Любимая профессия семьи Ефимовых.
– Вернемся к названию текста.
– Какие заголовки еще можно подобрать?
О профессии фотокорреспондента.
Профессия моего папы – фотокорреспондент.
7. Подведение итогов – Закрыли букварь. А у меня для вас еще один ребус. Внимание на экран. (Слайд 22) Ученики разгадывают ребус.
– А вы что нового узнали сегодня на уроке? Знания.
8. Рефлексия – С помощью значков (смайлов) ответьте на вопросы:
– Было вам интересно на уроке?
– Было ли вам трудно?

– Какие вы молодцы! Спасибо за хорошую работу. Урок окончен. (Слайд 23)

Проводят самооценку.
Рисуют смайл, который отражает ответы на вопросы.