Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о классах неорганических веществ. Рассмотреть взаимосвязь и взаимообусловленность состава, строения и свойств веществ. Показать значение неорганических веществ в повседневной жизни.
- Развитие познавательного интереса к химической наукею
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Развитие навыков построения графических схем.
Изучаемые вопросы: простые и сложные вещества. Оксиды. Гидроксиды. Кислоты. Основания. Соли. Их классификация.
Эксперимент:
- Демонстрация 1. Образцы неорганических веществ.
- Демонстрация 2. коллекция «Минералы и горные породы».
- Лабораторный опыт «Получение Cu(OH)2, Mg(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2.
Оборудование:
- металлы: железо, медь, алюминий, цинк, магний, натрий;
- неметаллы: сера, фосфор, иод, бром, хлор, алмаз, графит;
- амфотерные оксиды: оксид хрома, алюминия, железа;
- кислотные оксиды: песок, оксид фосфора, оксид хрома;
- щелочи, кислоты;
- коллекция «Минералы и горные породы»;
- растворы: CuSO4, MgCl2, FeSO0, NaOH, AlCl3;
- пробирки, вода, баночка для слива.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос о многообразии веществ.
- Какие вещества называются простыми, сложными?
- Особенности строения атомов металлов и неметаллов. Вид связи, кристаллическая решетка. Особенности строения благородных газов.
- Примеры простых веществ. Переходные элементы.
- Сложные вещества. Определения.
Составление схемы классификации неорганических веществ.
Рисунок 1
Составление схемы «Оксиды».
Рисунок 2
- Определения, примеры. Типы химической связи, вид кристаллической решетки.
Демонстрация образцов веществ по ходу проведения урока.
- Демонстрация применения оксидов.
Составление схемы «Кислоты».
Рисунок 3
Демонстрация образцов кислот.
- Классификация по наличию кислорода, по числу атомов водорода, по силе, по растворимости, по устойчивости.
Составление схемы «Основания».
Рисунок 4
Демонстрация образцов оснований.
- Определения, примеры, особенности виды связи, агрегатное состояние
Составление схемы «Соли».
Рисунок 5
- Все неорганические вещества взаимосвязаны между собой. Связь, которая показывает, что путем химических превращений из веществ одного класса можно получить вещества другого класса называют генетической.
- Составление схемы генетической связи.
Рисунок 6
III. Закрепление.
Распределить вещества по классам.
Работа в парах (на столах конверты с карточками веществ).
Na2O | Ве(ОН)2 | CrO3 |
Zn(OH)Cl | SO3 | МnО |
HNO3 | CH3COONa | CrO |
Al2O3 | KHCO3 | Cr2O3 |
Na2SO3 | CO2 | NO |
NaHS | CuO | КН2РО4 |
HCIO4 | Mg(OH)2 | N2O |
Mg(OH)Cl | [CН3NН3]С1 | Мn2О7 |
IV. Итог урока.
Рефлексия (продолжи любое предложение или составь свое):
- Сегодня на уроке было трудно потому что ...
- Сегодня на уроке было легко потому что ...
- Сегодня на уроке было интересно потому что ...
- Свое предложение.