Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».
Задачи:
- Образовательные.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4; раздаточный материал на каждого учащегося: цветные карточки со словарным материалом для читающих детей и предметными картинками для не читающих детей; набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке, набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей, разрезанной на слова.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.
Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…
Артикуляционная гимнастика
– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с артикуляционной гимнастики.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением зрения работают с индивидуальными карточками).
АОУЫИЭ | АЫОУЭИ | ОУАЭИЫ | УЫОИАЭ | ЫЭАОИУ |
2. Актуализация знаний
– Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме «Чудесный мир сказок».
– Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо собрать слово из отдельных букв (СКАЗКА).
– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются? (Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).
– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не читающим детям – карточки с иллюстрациями).
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.
Физкультминутка
Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.
3. Основная часть
Подготовка к восприятию сказки
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с предметными картинками).
– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого животного.
– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.
– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего животного.
– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)
– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и козел».
Знакомство с произведением «Лиса и козёл»
1. Чтение сказки учителем.
2. «Трудные слова».
– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово «колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и студёная.
– Как вы понимаете выражение «студёная вода»? (Очень холодная.)
Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.
Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.
– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду.)
– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась земля.)
– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)
– Как называются бревна? (Сруб.)
– Молодцы!
3. Чтение по цепочке
– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).
Первичное закрепление материала
1. Беседа по содержанию сказки
– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)
– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что было глубоко.)
– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и выскочила из колодца.)
– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)
– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)
Зрительная гимнастика
Цель: снятие зрительного переутомления.
Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.
Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.
2. Работа с пословицей
Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.
Мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козел». Скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? (Речи – сладкие, а дела – горькие.)
Домашнее задание
Читать разговор лисы и козла по ролям.
Рефлексия. Итог урока
– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где малыш плачет.
– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?
Давайте все похлопаем …(Имя ребёнка).
(Имя ребёнка), а ты кому похлопаешь?
Прозвенел для всех звонок.
Всем спасибо за урок.
Список литературы:
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г.