Урок окружающего мира по теме "Город и село"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) образовательный аспект: усвоение понятий “город”, “село”, формирование информационной компетентности, коммуникативной компетентности (продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление), компетентности разрешения проблем (выполнение заданий по алгоритму, определение необходимых ресурсов, контроль деятельности);

2) развивающий аспект: развитие функций мышления (умений сравнивать, обобщать, классифицировать), развитие внимания; наблюдательности, развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, конструкции предложения);

3) воспитательный аспект: воспитание экологической культуры, интереса к предмету, любви к своему городу, уважения к его истории и традициям, желания сохранить его культуру и красоту, умения работать в команде.

Оборудование урока: проектор, компьютеры, экран, колонки; учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир” для 2 класса, 1 часть; карточки (лепестки) с дидактическими заданиями, цветные фишки, фотографии и картинки с изображением города и села, памятка для анимации, презентация (презентация опубликована на сайте – viki.rdf.ru )

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Игра “Ромашка”.

На каждом лепестке ромашки записан вопрос. Желающие ученики по очереди выходят к доске, выбирают лепесток, читают вопрос, отвечают на него.

Вопросы.

– Назови государственные символы России.

– Как выглядит флаг России? Расскажи о нём, всё что знаешь.

– Как выглядит герб России? Расскажи о нём.

– Расскажи о гербе своего города.

– Что означает слово “федерация”?

– Какие народы России ты знаешь? Почему их называют братскими?

3. Самоопределение к деятельности.

(На доске размещены фотографии и картинки с изображением города и села.)

– Ребята, рассмотрите картинки. Предположите, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке. (О городе и селе.)

– Почему вы так решили? (Потому что мы видит городскую и сельскую местность.)

– Давайте откроем учебник на странице 8 и прочитаем тему нашего урока.

– Сформулируйте учебные задачи. (Ответы детей.)

4. Работа по теме урока.

– Ребята, расскажите, что вы знаете о своём городе. (Учащиеся рассказывают, учитель дополняет ответы.)

– Рассмотрите фотографии в учебнике. Сравни.

– На какой из них показан город, на какой – село? Почему ты так думаешь?

Работа в парах.

– Прочитай задание № 1 на странице 9. Выполни задание.

(На фотографиях найдите то, что можно встретить в городе – накройте красными фишками, что в селе – синими фишками.) Проверьте задание друг у друга, если есть ошибки, исправь.

Сравнение города и села.

Город /просмотр слайдов/.

Запишите отличительные черты города.

Подведение итогов работы в группах. Запись на доске.

Дороги, покрытые асфальтом;

Множество заводов и фабрик;

Развит общественный транспорт;

Множество памятников, музеи, кинотеатры, театры.

Мало зелени, загазованный воздух.

Вывод. Город – это крупный населенный пункт.

Село /просмотр слайдов/.

Запишите отличительные черты села.

Подведение итогов работы. Запись на доске.

Деревянные частные дома;

Проселочные дороги;

Люди занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных;

Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод, трав;

Чистый воздух, экологически чистые продукты питания.

Вывод. Село – небольшой населенный пункт. Образ жизни горожанина и сельского труженика различен.

Сегодня мы будем говорить о том, где лучше – в городе или на селе, потому что однозначного ответа на этот вопрос нет. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики. Но наблюдается и другой процесс – жители городов всё чаще уезжают в сельскую местность, где более чистый воздух и жизнь спокойнее.

– Откройте учебник на странице 10–11 и рассмотрите рисунки. Познакомьтесь с условиями жизни людей в городе и на селе.

– Найдите черты сходства и различия городского и сельского дома.

(Работа в парах. Учащиеся отмечают комфортабельные условия жизни горожан. Для удобства сделано всё: и магазин на первом этаже, и балкон, и центральное отопление, отдельные помещения для кухни и спальни и т. д. Рассматривая дом сельского жителя, необходимо обратить внимание на подвальное помещение – хранилище овощей, запасов на зиму – и чердак, где так же по– хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.)

– Расскажите о своём доме по плану на странице 10.

(Заслушиваются 2–3 ученика.)

5. Физкультминутка.

Встали прямо, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
По коленкам бьём ладошкой.
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа на компьютерах.

Давайте вместе с вами забудем про город и отправимся в деревню. Что особенно вас заинтересует в деревне.

Сейчас полюбуемся красотой картины и послушаем стихотворение.

Позабудь про город свой,
Шумный, суетливый,
Посмотри, какой покой,
В деревне так красиво!

Открыли программу ПервоЛого и составили картину на тему “Деревенский пейзаж”.

Создание анимации движения трактора.

Памятка.

– Рисовалка: небо, травка (заливка), облачко, дорога.

– Сажаем объекты: деревья, домик, трактор.

Создание анимации движения трактора.

Ключ (выделяем объект).

Ч 100, Б 0,4, много раз.

Ч – черепаха, Б – будильник.

7. Профоориентация.

Профессия тракторист.

– В чём суть данной профессии?

– Чем конкретно занимается работник?

– В каких условиях происходит труд?

8. Рефлексия.

1. Чем отличаются друг от друга город и село?

2. В чём сходство и различие городского и сельского домов?

3.Что нового мы узнали о городе, селе?

– Оцени свои достижения на уроке при помощи смайлика.

9. Домашнее задание.

– Учебник: прочитать текст на странице 8–11.

– На альбомном листе нарисовать свой дом (или дачу).