Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно-методических материалов, которые обеспечивают современную «Концепцию дошкольного воспитания» и задают общие стратегические принципы формирования предметно-развивающей среды (принцип активности, комплексирования, эмоциогенности, учета половых и возрастных различий и пр.). Однако они не отвечают на вопрос педагога-практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка.

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования1.

(1Федеральные государственные образовательные требования (далее ФГТ) – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.)

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности детей, как форме организации самостоятельной деятельности детей, отводится особая роль, так как по ФГТ игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованными занятиями. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра.

Затрудняют действия педагога по подбору развивающего материала новые реалии в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников. Чрезмерное обилие игрушек и развивающих пособий и их активная реклама приводят к тому, что не только родители, но и опытные педагоги теряются в их выборе. Необходимы ясные ориентиры в выборе развивающих игр и пособий и создании развивающей среды.

Рисунок 1

Раздел I. Игровые развивающие технологии в отечественной и зарубежной педагогике.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:

Игровая технология интеллектуально творческого развития В. Воскобовича (РГПУ им. И.И. Герцена Санкт-Петербург) «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования (занятия, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность):

  • широкий возрастной диапазон (от 3-х лет то 7 лег и старше);
  • многофункциональность (решается большое количество образовательных задач: незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание память, воображение);
  • игры дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым;
  • игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка.

Неоценима роль логических игр, задач, проблемных игровых ситуаций в развитии и воспитании ребенка, Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Развивающие игры Никитина Б. П. способствуют интеллектуально-творческому развитию ребенка («Уникуб», «Сложи квадрат» и т.д.).

Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизинера», используется в целях образования во многих странах мира. Издательством ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург выпущены игры с цветными счетными палочками: «Кростики», «Разноцветные палочки», «На золотом крыльце», «Страна умных игр». Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

Развивающий комплекс «ЛОГИКО-Малыш» (издательский дом «ЗИМОРОДОК»), рассчитан на детей от 3-х до 8 лет и включает в себя разделы: развитие речи, формирование математических представлений, мир природы, бытовая культура, психология, история. ОБЖ, география. Обучающий комплект широко известен и применяется более чем в 30 странах мира, высокий уровень отечественных авторов, принявших участие в создании его позволил «ЛОГИКО-Малыш» стать востребованным учебным пособием как в системе дошкольного, так и дополнительного и начального образования.

Ламинированные дидактические игры и пособия (математика, моторика, форма, изучаем свое тело, животные, природное сообщество водоема, луга, поля, леса и т.д.) выпускает ООО «ЭЛТИ-КУДИЦ».

Не умаляя значения игр, способствующих интеллектуально-творческому развитию, необходимо подчеркнуть, что творческая продуктивная деятельность столь же присуща здоровому, нормально психически развивающему ребенку дошкольного возраста, как и игровая. Дети от природы любят рисовать, их не надо заставлять и стимулировать рисовать или лепить, они стремятся к этому сами. Созерцание красок, созидание, творчество – одно из высших человеческих проявлений. Необходимо создать условия для рисования, лепки, поэтому предметно развивающая среда для детей дошкольного возраста должна включать оборудование для лепки, рисования, изделия народных художественных промыслов.

Дошкольный возраст благоприятный период для развития музыкального слуха, чувства ритма, формирования певческих способностей. Поэтому предметно-развивающая среда должна включать музыкальные игры и игрушки, народные музыкальные инструменты (звучащие шары, ксилофон, металлофон, румба, дудки и т.д.). Не менее важной в развитии творческих способностей является театрализованная деятельность, она становится неотъемлемой частью игры у детей дошкольного возраста. Опыт работы дошкольных учреждений по оснащению театрализованной деятельности показал, что детям дошкольного возраста интересны различные виды кукольных театров: би-ба-бо, пальчиковые, ростовые и.т.д.

Для создания полноценных условий воспитания детей дошкольного возраста, их физического и психического развития особое значение приобретает спортивно-игровое оборудование. Оно чрезвычайно многообразно. Спортивно-игровая предметная среда признана содействовать развитию как специфических задач развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности.

Раздел II. Стратегия и тактика построения личностно-ориентированной среды.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы:

1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

2. Его цель содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

  • обеспечить чувство психологической защищённости доверие ребёнка к миру радости существования (психологическое здоровье);
  • формирование начал личности (базис личностной культуры);
  • развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности;
  • знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

3. Способы общения понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

4. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Раздел III. Принципы построения развивающей среды.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием личностно-ориентированной мотели является становление контакта. Часто, этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху», даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза», здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребенка. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Пример: на стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен – «стена творчества» – предоставлена в полное распоряжение детей.

3. Принцип стабильности, динамичности. В проекте пространственной развивающей среды должна бытъ заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, что особенно важно, может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии с интересами и желаниями, свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Трансформация помещения может «быть обеспечена раздвижными легкими перегородками.

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полуабстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

7. Принцип открытости – закрытости. Может быть представлен в нескольких аспектах.

  • Это открытость природе. Создание комнат природы, из зелёных зон в группах.
  • Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не формальный характер, а органически входить в дизайн интерьера.
  • Это открытость обществу. Особом правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
  • Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий, предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Раздел IV. Создание предметно-развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:

  • учебный центр;
  • Центр дорожного движения;
  • центр ролевой игры;
  • центр искусства;
  • центр природы и экспериментальной
  • деятельности;
  • физкультурно-оздоровительный центр;
  • центр театрализованной деятельности;
  • зона математического развития;
  • зона уединения;
  • географический центр;
  • телефон доверия;
  • центр книги;
  • музыкальный центр.

Рисунок 2

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и взрослых и детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
  7. Пространство группового помещения должно быть полифункционально.
  8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Продуктивные виды детской деятельности, играющие важную роль в развитии самостоятельности ребенка.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, челки, поделки и т. п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.

Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п.

В процессе систематических занятии конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети. Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.

Методические рекомендации по размещению игровых материалов в групповой комнате.

  1. Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.
  2. Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.
  3. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
  4. Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
  5. Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.
  6. Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.
  7. Конструкторы разметаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
  8. По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.

Организация предметно-развивающей среды в МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида.

Пространство групповой комнаты мы разделили на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определённом порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться.

Рисунок 3

Планировка и оборудование в нашей группе часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребёнка. Организацию помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.

Все имеющиеся в группах материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

В групповой комнате оборудованы уголки уединения. Каждый ребёнок может найти в группе свой «личный» уголок (своё любимое место), свою территорию.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться.

Рисунок 4

Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении группы. Мы в свою очередь, учитываем изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, а в некоторых случаях изменить и планировку помещения.

В группе имеются предметы, сделанные руками детей или изготовленные ими совместно со взрослыми (в том числе и с родителями). Это создаёт атмосферу уюта и подлинной «детскости» окружающей обстановки. Многие поделки использую для последующей работы с детьми. Постоянно устраиваем экспонирование продуктов творческой деятельности всех детей, это способствует развитию у ребенка чувств собственной значимости.

Рисунок 5

Пространственно-предметная среда управляема как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.

Рисунок 6

Заключение.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.

Подводя итоги творческой работы, хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо использовать сложившийся за многие годы опыт работы по оснащению предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Список литературы:

  1. Базуева Е.В. Роль педагога в преодолении гендерных стереотипов учреждений [Текст]: гендерное образование в подготовке учителя: Материалы Всероссийской конференции / Е. В. Базуева, К. А. Воронова. - Томск: издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 34 - 39 с.
  2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. [Текст]: принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 - 128 с.
  3. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с.
  4. Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. [Текст]: серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера. – 128 с.
  5. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
  6. Доронова Т.Н. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов – М.: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
  7. Коломийченко Л.В., Организация предметно-развивающей среды по «Программе социального развития» [Текст]: методическое пособие / Л.В. Коломийченко [и др.]. – Пермь, 2003. – 143 с.