Цель урока: познакомить семиклассников с предметом “физика”, используя знания и умения одиннадцатиклассников.
Подготовительная работа. Этот урок я провожу как вход в науку “физика”. На добровольных началах формирую группу из учеников XI класса. Распределяю обязанности: историка, экспериментатора, организатора, затейника, наставника.
Организаторы договариваются с библиотекой о проведении выставки учебной и дополнительной литературы, продумывают оформление кабинета, поощрительные призы, обеспечивают фотосъемку. Историки подбирают материал по истории науки – зарождение физики, работах ученых, терминов, явлениях, происходящих в природе и связанных с физикой. Экспериментаторы готовят демонстрационные и фронтальные опыты, в том числе занимательные. Затейники подбирают загадки и игры, сказки, стихи. Наставники, предварительно опросив учащихся XI класса, дают советы, как учить физику.
Вся подготовительная работа находится под постоянным контролем учителя. Проводится несколько репетиций. Учитель выступает в роли капитана: он прокладывает курс в продвижении вперед, предъявляет задание, ориентирующее старшеклассников на самостоятельную деятельность по построению урока и нового знания, созданию творческого продукта.
В результате обсуждений составлен план урока:
- Вступительное слово учителя.
- Выступление историков.
- Говорят и показывают экспериментаторы.
- Выступление затейников.
- Слово наставников.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в этом кабинете. Физику вы начинаете изучать в VII классе, а сегодня мы пригласили вас на презентацию этого предмета. Вместе со мной, учителем физики Моштылевой Светланой Семеновной, этот урок буду вести ребята из XI класса.( Происходит представление учащихся).
Мы находимся в кабинете, который отличается от других аудиторий в нашей школе. Здесь много разных приборов и устройств, таблиц и плакатов, портретов ученых, здесь большой демонстрационный стол- кафедра, лаборатория. В этом кабинете особенно важно соблюдать правила по охране труда; с ними вы познакомитесь на первом уроке.
Что же такое физика? Давайте послушаем наших старшеклассников.
Выступление историков
Слово “физика” происходит от греческого слова “фюзис”, что означает “природа”. Это слово впервые появилось в сочинении древнегреческого ученого Аристотеля ( 384-322 до н.э.). В русский язык слово “физика” ввел М.В. Ломоносов(показывают его портрет). Это был выдающийся русский ученый.
Ломоносов был творцом своей судьбы. Любовь к знаниям привела его из с. Денисовка Архангельской губернии в Москву. Он упорно учился и в России, и за границей. Сделал ряд открытий, которые опередили его время. М.В, Ломоносов экспериментально доказал, сохранение массы вещества при химических реакциях, представлял природу как единое целое, где все взаимосвязано, разработал точные методы взвешивания, конструкции различных приборов. В частности, вискозиметр, прибор для определения твердости тел, газовый барометр, телескоп-рефлектор (ночезрительную трубу), прообраз электрометра ( демонстрирует рисунки и модель прибора). Имя М.В. Ломоносова присвоено Московскому университету.
Среди ученых, внесших большой вклад в развитие физики, особое место занимает Архимед ( показывают портрет) – древнегреческий ученый. Он родился в Сиракузах на о. Сицилия. Архимед был математиком, механиком, физиком, астрономом. Он вывел закон рычага, сформулировал правило сложения параллельных сил, заложил основы гидростатики. В сочинении “ О плавающих телах” содержится ее основной закон, который вы будете изучать в VII классе, и названы условия плавания тел. С помощью этого закона Архимед решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона.
В ряду тех, кто заложил основы современного естествознания, был создатель классической физики, выдающийся английский ученый И. Ньютон ( показывают портрет). Родился он в 1643г. в Вулсторпе, окончил Кембриджский университет. Его работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения, при помощи стеклянной призмы разложил белый свет на составляющие цвета, сконструировал зеркальный отражательный телескоп – рефлектор (телескоп Ньютона). Вклад ученого в науку столь велик; что в его честь названа единица физической величины – “сила”, с которой вы познакомитесь в учебном году.
Физика – это наука о природе, но природу изучают и химия, и география, и биология. Что же отличает физику? Эта наука изучает физические явления, т.е. явления, происходящие без изменения химического состава тел или веществ. Явление же – это изменение. К физическим явлениям относятся движение автомобиля, замерзание воды, свечение лампочки.
В физике используют особые термины. Например, любое тело называется физическим телом (автомобиль, книга, человек, Солнце). Физические тела отличаются формой и объемом ( демонстрирует шарики разного объема, брусок пластилина и фигурку, слепленную из этого пластилина).
Тела состоят из веществ. Мы сейчас покажем вам тела одной формы и объема, но состоящие из разного вещества, а вы попробуйте эти вещества назвать ( демонстрирует одинаковые бруски из дерева, алюминия, стали, пластмассы). Вещество – это вид материи, а материя – все то, что существует независимо от нашего сознания. Еще одним видом материи является поле, например, электрическое и магнитное.
Физика – наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ.
Учитель. Физика – это увлекательная наука о природе. Одним из основных методов изучения природных явлений служит эксперимент. Он – источник накопления фактов и знаний. Вы тоже будете ставить опыты в школе и дома.
Внимание: слово предоставляется экспериментаторам из XI класса.
Говорят и показывают экспериментаторы.
Мы хотим вначале представить вам несколько опытов, в том числе и занимательных, а затем объяснить их.
Опыт 1: демонстрация электризации бумажных султанов с помощью электрофорной машины (взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел).
Опыт 2: получение сплошного спектра на экране с помощью проекционного аппарата и трехгранной призмы.
Опыт 3: демонстрация действия атмосферного давления ( используется стакан с водой и лист бумаги).
Опыт 4: демонстрация устойчивого равновесия с помощью пробки, двух вилок и иголки.
Эти опыты показывали мы, мы и помогали их объяснять. А теперь первые эксперименты по физике, которые вы проведете сами. На партах перед вами находится необходимое оборудование.
Возьмите в руки две стеклянные пластины, соедините их плоскими поверхностями и разъедините. А теперь одну из пластин опустите в стакан с водой, вытащите и опять соедините пластины. Попытайтесь теперь их разъединить. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить? ( Выслушивают ответы). В этом опыте мы наблюдали действие сил молекулярного взаимодействия. Более полное объяснение вы получите на последующих уроках.
На партах у вас лежит физический прибор, который называется “динамометр”. Это пружина с крючком, прикрепленная к дощечке. Прибор служит для измерения силы. Он необходим нам для проведения следующего опыта. Прикрепите к динамометру цилиндр. Посмотрим на его показание и узнаем вес тела в воздухе. А теперь полностью погрузите цилиндр в стакан с водой и посмотрите на стрелку прибора. Что вы наблюдаете? Вес стал меньше! Как это можно объяснить? ( Выслушивают ответы семиклассников).
В этом опыте мы наблюдали действие выталкивающей силы, которая еще называется архимедовой. Благодаря ей вес тела в воде меньше веса в воздухе. Как рассчитывают архимедову силу и каково ее значение, вы узнаете на уроках физики.
Спасибо за внимание.
Учитель. Очень многие считают физику сложным предметом. Действительно, изучение физики не простое дело, будут и трудности, но все они преодолимы, были бы желание и воля. Сейчас старшеклассники попробуют вам показать, что физику можно изучать и весело, разгадывая загадки и даже играя.
Выступление затейников.
Ребята, мы сейчас будем загадывать загадки, связанные с физикой, а вы попытайтесь их разгадать и объяснить отгадки.
На стенке висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились. (Весы)Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой.
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)У него два дивных ока,
С ним все близко,
Что далеко. (Бинокль)
Молодцы! Быстро и правильно отвечали, а теперь давайте поиграем. В VII классе вы будете изучать физическое явление “Инерция”. Кто может объяснить, в чем оно заключается? (Выслушивает ответы).
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.
Попробуем поиграть и одновременно показать это физическое явление. Представим, что нам надо отправиться в путешествие на автобусе. К сожалению, водитель неожиданно заболел и нам прислали стажера. Итак, стажер за рулем, он очень волнуется и резко трогает автобус с места. Что происходит с нами? Показываем. Молодцы, конечно, мы отклоняемся назад, ведь автобус поехал вперед, а наше туловище по инерции еще покоится. Стажер успокоился, но вдруг на светофоре зажегся красный свет. А мы показываем, что с нами происходит. Действительно, сейчас мы наклоняемся вперед: автобус остановился, а наше тело по инерции продолжает движение. Рассмотренные ситуации нам знакомы из жизни, но, только зная законы физики, мы можем их объяснить и принять меры безопасности.
Учитель. Изучать физику надо не только по учебнику, но и используя дополнительную литературу. Старшеклассники с помощью нашей библиотеки организовывали выставку книг по физике. После урока вы сможете ее посмотреть и при желании взять книги в библиотеке.
Мои помощники, а ваши старшие товарищи, изучают физику пятый год и уже накопили некоторый учебный опыт. У них есть желание поделиться с вами этим опытом. Они сейчас выступят в роли наставников.
Слово наставников.
Перед этим уроком мы провели опрос учащихся одиннадцатых классов; их попросили сформулировать советы для успешного изучения физики. У нас получился такой свиток.
Советы от наставников
- При прочтении параграфа учебника делите текст на части, так будет проще выделить главное; составьте план.
- Отмечайте карандашом те моменты, которые, как вам кажется, потом могут понадобиться.
- После прочтения параграфа постарайтесь ответить на все вопросы, помещенные после него.
- Если вы прочитали текст и ничего не поняли, обязательно прочитайте его еще раз, но медленно, со смыслом.
- Если вы плохо запомнили материал, перескажите его кому-нибудь.
- Решайте все задачи, приведенные после параграфа.
- Если вам встретятся рисунки и графики, внимательно изучите их.
- Выпишите все основные определения и формулы в тетрадь.
- Чтобы выучить формулы, напишите их несколько раз на листе бумаге, не заглядывая в учебник.
- После изучения материала по учебнику посмотрите записи в своей тетради: они помогут вам все вспомнить еще раз.
- Главное: будьте внимательны на уроках и не ленитесь выполнять домашние задания!
Учитель (в сторону ведущих) Спасибо, ребята.
(В сторону класса.) Будем надеяться, что ваши советы пригодятся.
Урок заканчивается. Хочется спросить вас о том, что больше всего запомнилось, что больше понравилось? (Идет обсуждение урока.)
А сейчас слово предоставляется организаторам из XI класса, которые назовут наиболее любознательных ребят. Им будут вручены небольшие подарки и бонусы от старшеклассников. (Идет вручение подарков.)
Спасибо за совместную работу. Удачи вам, семиклассники, и отличных знаний!