Правила драки очень просты: командам зачитывается условие задачи и дается время на ее обсуждение; первая команда, предъявившая верный ответ с верным же обоснованием, получает очко. В этот момент решение задачи всеми командами прекращается, и ведущий зачитывает условие следующей задачи. Команда, первой набравшая определенное число очков (на половину вопросов данного состязания), считается победителем и в дальнейшем решении задач не участвует – чтобы дать шансы другим. Дальше таким же образом определяются второй и третий призеры каждого поединка.
Если каждой команде выдаётся одинаковое задание, то места определяются по количеству верных ответов.
Драка несет большой элемент везения и случайности – поэтому ее итоги нельзя рассматривать как показатель силы команды или ее сыгранности. Это просто такое шоу...
Цели:
- расширить знания учащихся,
- развивать познавательный интерес, интеллект,
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формировать дружеские отношения, умение работать командой.
Подготовка к встрече: Изучить биографии Архимеда, Фалеса, Евклида, Пифагора.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, компьютер, школьная доска, раздаточный материал.
- Мультимедиа.
Вводное слово учителя.
Где геометрический властвует лад, –
Там строгая царствует мысль.
Здесь линия, и треугольник, и круг
Искусные игры ведут, –
Я, глядя на них не тревожусь ничуть
За доброго лета судьбу.
Мне слышно, как бьётся за дальней чертой
Горячее сердце его.
Э.Межелайтис
Итак, наша сегодняшняя встреча посвящена геометрии.
Девиз:
Говори, что знаешь,
Делай, что должно,
И будь, что будет.
Автор этого девиза Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891) – талантливый русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор.
Состязание 1. Открытие “Математической драки”
Вам необходимо зажечь священный огонь, который будет напоминать вам о том, что “драка” должна быть честной и в результате должен победить сильнейший.
Ответ:
Состязание 2.
“Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот его никогда не поймёт”.
Перед вами портреты четырёх великих людей, сделавших немало открытий в области геометрии.
Первый из них принадлежит к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н. э. Труды, дошедшие до нас:
1) “Данные”– задачи, решаемые с помощью геометрической алгебры;
2) “ О делении фигур”– задачи на построение;
3) “Начала”. Эта книга, была основной при изучении геометрии.
Второй родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. В труде "Об измерении круга" он впервые вычислил число "пи" – отношение длины окружности к диаметру – и доказал, что оно одинаково для любого круга. Автор слов "Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю".
Третий был одним из величайших математиков древности. Родился приблизительно в 580г. до н.э. на острове Самос. Он стоял у истоков греческой науки, был вынужден заниматься всем сразу: арифметикой и геометрией, астрономией и музыкой. Его целью было разобраться в строении Вселенной и человеческого общества В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне. Всюду он по крупицам собирал древнейшие знания народов по математике, астрономии, технике. Этот античный ученый побеждал на Олимпийских играх. Он сформулировал и доказал одну из важнейших теорем которую очень часто используют при изучении геометрических вопросов.
Четвёртый разделил год на 365 дней, объяснил причину солнечных затмений и предсказал знаменитое затмение 585 г., происходившее в день битвы. Но больше всего прославилось его учение о происхождении мира. Первовеществом он счёл воду, пропитывающее всё живое. Он полагал, что при сгущении воды образуются твёрдые тела, а при разряжении – пар, воздух и огонь. Его считали мудрецом. Своим характером он напоминал чудака– учёного. “Происходя из знатного рода, он жил просто и бедно, занимаясь своими вычислениями. В геометрии есть теорема, доказанная этим мудрецом и носящая его имя. Родом он был из Милета, называли его милетским мудрецом.
Расположите этих учёных в порядке описания и назовите учёного провозгласившего тезис: “Числа правят миром через свойства геометрических фигур”.
(Евклид, Архимед, Пифагор, Фалес. Пифагор).
Состязание 3. “ Внимание вопрос?”
1. Как вы знаете, значения слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов, У некоторых математических слов оно сразу понятно. Например, “делимое” – ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т. е. это число происходит от глагола “ делить”. Ещё пример: “вычитаемое”. Это слово происходит от глагола “ вычитать”. Внимание, вопрос! А от какого слова произошло слово “точка”?
(От русского слова “ ткнуть” – как бы результат мгновенного прикосновения, укола.
Н.И. Лобачевский, впрочем, считал, что слово “точка” происходит от глагола “точить”– как результат прикосновения острия отточенного пера.)
2. Почему штативы к фотоаппаратам, земельным инструментам и рояли имеют три ноги, а
не четыре? (Потому что три точки определяют плоскость.)
3. Этот предмет изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. (циркуль.)
4. На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равны радиусы. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметр окружностей, а не радиусы. Можете ли вы объяснить причину этого явления?
(При вычерчивании окружности надо знать её радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр окружности. Кроме того, большинство отверстий получают путём сверления, я для этого надо знать диаметр сверла).
5. В древнем мифе рассказывается, что тирксий царь Пигмалион убил Сихея, мужа своей сестры Дидоны, чтобы овладеть его богатством. Дидона, покинув Финикию, после многих приключений оказалась в Северной Африке. Король нумидийцев Ярб обещал подарить Дидоне участок земли на берегу моря “не больше, чем можно окружить волчьей шкурой”. Хитрая Дидона отмерила большой участок земли. Как ей это удалось?
( Она разрезала волчью шкуру на тонкие полоски, связала из них очень длинную верёвку и отмерила большой участок земли в форме полукруга с центром на берегу моря, на котором основала город Карфаген)
6. У меня в руках игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно на карту и скажите: “Почему на карте бубновой масти изображён именно ромб, а не что– нибудь другое?
(Слово ромб происходит от греческого “ ромбос”, означающее “ бубен”. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму квадрата или ромба).
7. Причина популярности этой теоремы триедина: это простота, красота и значимость. Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье эту теорему называли “мостом ослов”. У математиков арабского Востока эта теорема получила название “теорема невесты”, за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертёж, перевёл слово “ нимфа” как “невеста”, а не “ бабочка”. О какой теореме идёт речь? Сформулируйте её. (Теорема Пифагора)
Состязание 4. “Из глубины веков”.
Задача о лотосе (египетская задача)
На глубине 12 футов растёт лотос с 13 – футовым стеблем. Определите, на какое расстояние цветок может отклониться от вертикали, проходящей через точку крепления стебля ко дну?
(Ответ:
Задача Бхаскавары ( индийская задача)
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг порыв ветра его ствол надломил. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река в 4 лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?
(Ответ:
Задача про рыбу и пальмы.( арабская задача)
На разных берегах реки растёт по пальме. Высота одной – 30 локтей, другой – 20 локтей, а расстояние между основаниями пальм – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Обе птицы заметили рыбу, всплывшую на поверхность реки между пальмами. Птицы кинулись разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от более высокой пальмы всплыла рыба?
( Ответ:
Состязание 5. “Кто кого передумает”
Вместо знака вопроса поставьте в каждую строку недостающую фигуру из предложенных вариантов ответа
Ответ: 1-я строка: квадрат (прямоугольник с перпендикулярными диагоналями);
2-я строка: произвольная трапеция;
3-я строка: ромб (параллелограмм с равными сторонами).
Состязание 6: “Путешествие шмеля”
Шмель отправляется в дальнее путешествие. Из родного гнезда он летит прямо на юг, пересекает речку и, наконец, после целого часа пути спускается на косогор, покрытый душистым клевером. Здесь, перелетая с цветка на цветок, шмель остаётся полчаса.
Теперь надо посетить сад, где он вчера заметил цветущие кусты крыжовника. Сад лежит на запад от косогора, и шмель спешит прямо туда. Спустя часа он уже в саду. Крыжовник в полном цвету; на то, чтобы посетить все цветы, уходит полтора часа. А затем, он не отвлекаясь в стороны, кратчайшей дорогой летит домой, в родное гнездо.
Сколько времени отсутствовал шмель?
Ответ: Задача решалась бы очень просто, если бы было известно, сколько времени понадобилось шмелю на перелёт из сада в родное гнездо. Этого в задаче не сказано, но геометрия поможет нам самим узнать необходимые данные. Начертим путь шмеля. Мы знаем, что шмель летел сначала “ прямо на юг” в течение 60 мин. Затем он летел 45 мин “на запад”, т. е. под прямым углом к прежнему пути. Оттуда “кратчайшей дорогой”, т. е. по прямой линии – обратно к гнезду. У нас получился прямоугольный треугольник АВС, в котором известны оба “катета”, АВ и ВС, и надо определить третью сторону, – “гипотенузу” АС.
Геометрия учит, что если какая-нибудь величина содержится в одном катете З раза, а в другом – 4 раза, то в третьей стороне – гипотенузе – та же величина должна содержаться ровно 5 раз.
Например, если катеты треугольника равны З и 4 м, то гипотенуза равна 5 м; если катеты равны 9 и 12 км, то третья сторона равна 15 км и т. п. В нашем случае один катет равен З х 15 мин пути, другой – 4 х 15 мин пути; значит, гипотенуза АС равна 5 х 15 мин пути. Итак, мы узнали, что из сада к гнезду шмель летел 75 мин, то есть 11/4 часа.
Теперь легко уже подсчитать, сколько времени шмель отсутствовал. На перелеты он потратил:
1 час + 3/4 часа + 11/4 часа = 3 часа.
На остановки у него ушло времени:
1/2 часа + 11/2 часа = 2 часа.
Итого: З часа + 2 часа = 5 часов.
Состязание 7: “Вдогонку за лидером”
- Два в квадрате 4, три в квадрате 9. Чему равен угол в квадрате? (90°).
- Величина угла 30. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с двукратным увеличением? (30°).
- Ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция. Какое слово лишнее? (трапеция)
- Дан параллелограмм. Как провести два отрезка так, чтобы получилось четыре пары равных треугольников? Покажите. (Провести диагонали).
- Можно ли какой – нибудь треугольник разрезать на два остроугольных треугольника? (Нет).
- Можно ли провести прямую линию так, чтобы она пересекала все стороны треугольника? (Да, если она содержит одну из его сторон).
- Могут ли углы треугольника быть равными каким – либо трём углам параллелограмма? ( Нет)
- Диагонали четырёхугольника равны. Обязательно ли он прямоугольник? (Нет)
- Может ли диагональ прямоугольника принадлежать биссектрисе его угла? (Да, если это квадрат)
- Может ли диагональ параллелограмма принадлежать биссектрисе его угла? (Да, если это ромб)
- Могут ли диагонали ромба быть равными? ( Да, это квадрат)
- Про некоторый четырёхугольник Вася сказал, что он ромб, а Федя – что он прямоугольник. Могут ли оба быть правыми?
Подведение итогов.
Геометрия удач.
У каждого из нас своя прямая,
Им пересечься только раз дано.
И в их пересеченьи мы встречаем
Свою беду, судьбу, удачу, но…
У каждого из нас своя окружность,
Не проходящий круг проблем, забот,
Потерянность, утраченность, ненужность,
И новый к потепленью поворот.
У каждого из нас свой треугольник.
И убегая от страстей своих,
Мы мечемся , настигнутые болью
И счастьем, поделённым на троих.
А как нас век кидает и ломает!
Но на губах так мало добрых слов,
У каждого из нас своя кривая
И ломаная с множеством углов.
Д. Челышев
Используемая литература:
- Занимательные задачи по математике. И.И. Баврин, Е.А. Фрибус. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999.
- Великие жизни в математике. Б.А.Кордемский. М. Просвещение.1995.
- Математическая смекалка. Б.А.Кордемский. М. ОНИКС · АЛЬЯНС – В.2000.
- Математические завлекалки. Б.А.Кордемский. М. ОНИКС · АЛЬЯНС – В.2000.
- Математика. Издательский дом “ Первое сентября” №24 2004,№16 2008, №4 2005
- Развивающие задачи по геометрии. 8 класс. Н.М.Карпушина – М.: Школьная Пресса, 2004.
- 101 головоломка /Я.И.Перельман; ил.А.Л.Бондаренко. – М.: аст: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.