В последние десятилетия в России происходит смена общеобразовательной парадигмы, в частности, переход с ориентации на знания и информированность учащихся к ориентации на формирование компетентностной личности, способной решать возникающие проблемы, как учебно-познавательного характера, так и технологические, социальные.
Компетентностный подход в образовании в качестве приоритета определяет становление новой модели как учителя, так и ученика. Тенденция обновления образовательной политики в России отвечает требованиям рынка труда и является попыткой привести образование в соответствие с потребностями работодателей и шире – с международными профессиональными стандартами.
В промышленно развитых странах, прежде всего в США и странах Евросоюза, этот переход совершился несколько раньше (с 70-х годов прошлого столетия).
Компетентностный подход активно разрабатывается отечественными и зарубежными специалистами в сфере образования (И.Г. Агапов, Л.К. Гейхман, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Д. Мертенс, Б. Оскарсон, Л.А. Петровская, Дж. Равен, М.Н. Скаткин, Ю.Г. Татур, Р. Уайт, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, Г.П. Щедровицкий и др.).
Основой компетентностного подхода выступает выделение и последующее формирование базовых, ключевых компетенций и компетентностей.
Набор ключевых компетенций определяется авторами по-разному. Так, в европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» они определяются как важные во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества.
Евросоюз, определяя набор ключевых компетенций, выделил такие универсальные сферы деятельности, как изучение (уметь извлекать пользу из опыта; уметь решать проблемы и др.); поиск информации и умение думать, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ и т.д.; умение сотрудничать; действовать и адаптироваться к новым условиям.
В России определение ключевых компетенций также привлекает внимание ученых и деятелей образования.
Российские ученые (А.В. Хуторской и др.) определили группы ключевых компетенций, имеющих универсальный характер и включающих различные умственные процессы и интеллектуальные умения на основании сфер деятельности. Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
- Ценностно-смысловые.
- Общекультурные.
- Учебно-познавательные.
- Информационные.
- Коммуникативные.
- Социально-трудовые.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Вопрос о ключевых компетенциях возникает обычно при обсуждении проблем общего среднего образования. Так, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечает, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Однако, вопрос формирования ключевых компетенций актуален и в дополнительном, и в начальном профессиональном образовании, в частности в работе школ искусств, детских музыкальных школ и колледжей искусств, являющихся составной частью общего образования и способствующих развитию гармоничной личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.
Начальное музыкальное образование ставит своей целью сформировать музыкальную и исполнительскую культуру учащихся, накопить слуховой опыт, воспитать эстетический вкус, сформировать познавательные потребности, расширить музыкальный и общий кругозор.
Наша задача, в контексте данной статьи – смоделировать структуру компетентностного развития учащихся в учебно-образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств.
Предлагаем определить содержательные аспекты ключевых компетенций в пределах данной цели и поставленных задач.
Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с ценностными ориентирами учащихся и предполагает со стороны педагога умелый подбор репертуара. Изучаемые произведения должны не только соответствовать программным требованиям, индивидуальным способностям ученика, но и обладать художественными достоинствами, быть глубокими по содержанию.
Под руководством педагога учащиеся знакомятся с лучшими образцами народного творчества, произведениями современных авторов и шедеврами мирового музыкального исполнительского искусства; совместно с учителем они посещают концерты, принимают участие в конкурсах и фестивалях.
Это позволяет подрастающему поколению научиться ориентироваться в музыкальном мире, лучше понимать его, отличать качественное исполнение от некачественного, считать приоритетом классическую, а не массовую (популярную) музыку.
Общекультурные компетенции затрагивают круг вопросов, связанных с особенностями национальной и общечеловеческой культуры и искусства, воздействие которых на человека – важнейший фактор формирования полноценной, духовно-богатой, высоконравственной личности современного общества.
Формирование общекультурных компетенций требует, чтобы педагог знакомил учащихся с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, развивал музыкальный вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, ее избирательную направленность, помогал в организации досуговой деятельности, привлекал родителей к учебно-познавательному процессу их детей.
Эффективная организация собственной досуговой деятельности позволит ученику и в будущем использовать свое свободное время, духовно обогащая свой внутренний мир (посещение картинной галереи, передвижной выставки , музеев, театров, концертов классической музыки, культурно-исторических мест).
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности; они формируются в процессе организации самостоятельной работы учащихся при разучивании музыкальных произведений и в рациональном использовании времени для этих занятий, а также в умении педагога спланировать, организовать, мотивировать и контролировать подготовку учащихся к академическим выступлениям, экзаменам и конкурсам.
Педагог, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика, должен способствовать формированию у учащихся музыкальной грамотности, умению анализировать изучаемые произведения: определять жанровую принадлежность, разбираться в фактуре, приемах педализации, средствах музыкальной выразительности, гармонической и мелодической структуре, тембровых и ритмических характеристиках; побуждать к изучению фрагментов жизни и творчества композиторов.
В деятельности педагога музыкальной школы и школы искусств очень важным является блок, формирующий коммуникативные компетенции учащихся. Это происходит через формирование навыков музыкальной профессиональной терминологии и в более широком смысле – культуры речи. Учащиеся приобретают навыки пользования специальной терминологией, применяя специфические музыкальные определения и термины; учатся владеть литературным языком, грамотно выражать законченную мысль.
Коммуникативные компетенции формируются и через привитие общей культуры общения на основе морально-нравственных ценностей путем выстраивания отношений в коллективе (со сверстниками и взрослыми) в различных ситуациях, порождаемых потребностями совместной деятельности: в работе индивидуальных и групповых занятий, во время концертных выступлений и репетиций, в подготовке сценариев праздничных мероприятий.
Как правило, результатом такого творческого общения является установление благоприятной атмосферы, комфортного психологического климата, более доверительных отношений с преподавателем, дружеских, доброжелательных взаимоотношений между самими учащимися, терпимости по отношению к другим.
Особое место в формировании коммуникативных компетенций занимает коллективное музицирование (игра в ансамбле, оркестре), которое сближает учащихся, развивает чувство взаимной поддержки и взаимопонимания, вырабатывается единая стратегия взаимодействия.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Информационно-технический прогресс обязывает осваивать и применять их для эффективности учебной деятельности. Внедрение инновационных информационных технологий является предельно важным и своевременным.
Информационные компетенции предполагают выработку навыков работы со справочной литературой, музыкальными текстами, умение пользоваться воспроизводящими техническими средствами. Глобальная сеть Интернет создает все условия для самостоятельного получения и отбора любой необходимой учащимся информации (нотной, теоретической, биографической) и предлагает своим пользователям многообразие ресурсов для поиска (гипертекстовые учебники, рефераты, проекты).
Использование информационных технологий педагогом на уроках повышает мотивацию, любознательность, познавательную активность учащихся, расширяет их творческий потенциал, способствует развитию критического отношения к постоянно возрастающему потоку информации и рекламе.
Можно обратиться к таким ресурсам, как: обучающий курс для детей от 3 до 8 лет по комплексному эстетическому развитию личности «Воспитание искусством» Смирновой Т., журнал «Шедевры классической музыки» с комплектом CD дисков, «Энциклопедия классической музыки» АО Коминфо, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ), http://classic-online.ru/.
Формирование социально-трудовых компетенций требует от педагога привить ученику трудовые навыки и потребность трудиться ;помочь учащимся освоить роль носителя культуры; определить свои жизненные приоритеты и уметь выстраивать иерархию ценностей на основе ценностей культуры и искусства.
Компетенции личностного совершенствования формируются в процессе непрерывного духовного и интеллектуального саморазвития учащегося и предполагают со стороны педагога умение мотивировать ученика и организовывать его публичную культурную деятельность; со стороны учащегося это требует овладения навыками антистрессовой саморегуляции.
Таким образом, обучение не только в общеобразовательной средней школе, но и в специализированной школе (колледже) искусств позволяет учащимся приступить к процессу формирования ключевых компетенций и овладеть универсальными учебными действиями, что откроет им возможности самостоятельного успешного усвоения знаний и практического их применения в дальнейшей жизни, способствует достижению желаемых результатов, профессиональному самоопределению, обеспечит успешную жизнедеятельность в социуме.
Процесс обучения в школе искусств не является обособленным от общеобразовательного, преследует те же цели, что и общее образование, но при этом формирует дополнительные навыки в рамках ключевых компетенций, то есть укрепляют, дополняют, расширяют их.
Литература:
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано // Государственное музыкальное издательство. – 1961. – С. 12–26.
- Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35.
- Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23–30.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. – 2005. – № 6. – С. 13–29.
- Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm.
- Сахарова Н.С. Категории «комптентность» и «комптенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. – 1999. – № 3. – С. 51–58.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.