Цели урока:
- Проверка степени усвоения признаков прилагательных. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности особенностей кратких прилагательных.
- Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
- Воспитание художественного восприятия окружающего мира.
Ход урока
1. Повторение.
Мотивационная беседа:
– Какое время года вы любите? Почему? (Ответы учащихся.)
Как многие (некоторые) из вас, я люблю весну. Это замечательное время года, когда природа обновляется. Наверно, по этой причине раньше на Руси Новый год было принято встречать весной.
Работа с текстом:
День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: “Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!”
Задание классу:
– Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты ответов учащихся:
– Озаглавьте текст.
– Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
– Найдите прилагательные.
– Определите роль прилагательных в тексте.
Выполнение заданий (на усмотрение учителя).
Игра “Интервью”.
Тема интервью: “Имя прилагательное”. Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.
Примерные вопросы:
– К какой группе частей речи относится прилагательное?
– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Перечислите морфологические признаки?
– Каким членом предложения является прилагательное?
Проверочная работа “Правописание окончаний имён прилагательных после шипящих и Ц”.
Дома вы выполняли упражнение на данное правило. Чтобы хорошо справиться с проверочной работой, давайте его повторим (орф. № 18).
Задание: перед вами словосочетания. Определите, когда мы пишем букву О, а в каких случаях Е. Ответ запишите в таблицу, используя сокращения: О, Е.
Словосочетания:
1) нет больш…го снега
2) в колюч…м кустарнике
3) хорош…го дождя
4) к старш…му брату
5) в чуж…м доме
6) на свеж…м воздухе
7) горяч…го супа
8) круглолиц…го человека
9) небольш…й размер
10) общ…го дела
11) ценнейш…го груза
12) дремуч…го леса
13) меньш…й брат
14) у куц…го воротника
15) у могуч…го дуба
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Взаимопроверка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
О | Е | Е | Е | О | Е | Е | Е | О | Е | Е | Е | О | Е | Е |
0 ошибок – “5”; 1 – 2 ошибки – “4”; 3 – 5 ошибок – “3”
Рефлексия:
– Доволен ты своим результатом или нет? Почему?
– Что именно помогло тебе сегодня справиться с работой?
– Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
2. Объяснение нового материала.
Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Вопросы и задания для работы с текстом:
– Прочитайте выразительно стихотворение.
– Какие изобразительно – выразительные средства использует автор, чтобы создать образ наступающей весны? (“Отдыхает луг”, “шумят деревья” – олицетворение; “весело-сухие деревья”, “ветер нежен и упруг” – эпитет; “как новую” – сравнение.)
– Найдите все прилагательные в тексте.
– В чем особенность прилагательных нежен, упруг?
– Какую роль они играют в тексте?
– Как мы называем такие прилагательные?
После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.
Исследовательское задание классу:
Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.
– Что общего во всех этих словах?
Распределите слова на группы, количество групп каждый определяет самостоятельно.
Заслушиваем ответы учащихся. Рассматриваем вариант учителя. Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы. Обращаем внимание на морфологические признаки кратких прилагательных.
умный хороший красивая молодая прекрасное новое богатые важные |
умён хорош красива молода прекрасно ново богаты важны |
Вопросы для целеполагания:
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы “Полные и краткие прилагательные”.
Работа с источниками.
Задание: прочитайте параграф 105, стр. 234 вашего учебника (Т.А.Ладыженская. Русский язык. 5 класс) и материал параграфа 146 учебного пособия автор – составитель Валгина Н.С. (см. Приложение)
Беседа по итогам сравнения двух источников:
– Что Вы узнали о кратких прилагательных?
– Чем отличаются точки зрения на краткие прилагательные авторов разных учебных пособий?
– Сделайте свой вывод.
Самостоятельная работа.
Оформите запись о кратких прилагательных, опираясь на учебник. Форма записи: краткий конспект, таблица, рисунок.
После самостоятельной работы варианты ответов учащихся заслушиваются, обсуждаются.
Вариант учителя – опорный конспект.
Кр. прил.
- Каков?
- МП: Р, Ч ; не изменяются по П!
- Сказуемое
Рефлексия.
– Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?
– Что вам в этом помогло?
– Какие трудности возникли?
3. Закрепление.
Эвристическое задание.
Придумайте небольшое стихотворение, призывающее весну, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные.
Примеры работ учащихся:
Весна приходи,
Зиму прогони.
Ты тепла и весела,
Радость ты нам принесла.
(Латун П., 5В)Весна красна,
Очень-очень хороша.
Ты быстрее приходи,
Злую зиму прогони.
(Ивлева Е., 5 В)
Альтернативное задание – упр. 589.
4. Домашнее задание:
- Уметь рассказать по своей краткой записи о кратких прилагательных.
- Упражнение 590.
5. Итоговая рефлексия:
– Что для меня было самым полезным на уроке?
– Что для меня на уроке было самым интересным?
– Что вызвало затруднение?
– На что мне надо обратить внимание в домашней работе?
6. Оценки.