Цель:
- Обобщение знаний по темам горные породы, минералы.
- Развитие интереса к сопутствующим наукам: география, минералогия.
- Воспитание уважения к своей малой Родине.
Подготовительный этап:
- Мультимедиа, электронная презентация.
- Кейсы с минералами на каждую парту.
- Глоссарий темы для каждой парты.
- Жетоны (карточки разного цвета), за правильные ответы учитель раздает, а в конце урока – выставляет оценку.
- Выставка минералов и изделий из них.
Ход занятия
1. Организационная часть.
1.1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята.
Наше занятие проходит по увлекательным страницам – геологической истории нашей Иркутской области. А путешествие предлагаю начать с древнейшего этапа, как все начиналось…итак, знакомьтесь - Ангарида.
1.2. Первые доказательства существования Ангариды привел Эдуард Зюсс, в 19 веке. В настоящее время известно, что речь идет о территории расположенной от Байкальских хребтов на юге, практически до морей Северного Ледовитого океана и междуречье рек: Енисея и Лены
В те далекие времена суша Земли располагалась ни так, как сейчас. Была Ангарида гораздо южнее (р-н Австралии на современной карте), но в результате движения материков, она достигла данное положение.
– Так, где находится Ангарида?
В наши дни этой территории соответствует и наша Иркутская область, которая занимает ее южный сектор.
2. Основная часть
Так как же всё начиналось?
4,5 миллиардов лет назад наша планета еще только рождается: суша, то погружается, то поднимается над водами гигантского древнего Океана. Шло время многие воды отступили, но оставили на суши огромные залежи минерала…
Внимание, какого?
Этот минерал существует практически в каждом доме, известен и ценим с древнейших времен, считался когда-то священным.
В далекие времена – драгоценность, использовали в качестве денег, а в Китае и Эфиопии, этим минералом выплачивали жалованье римским легионерам, устраивали войны, образовывались и разрушались государства. Какой минерал имел такую силу над людьми? (Соль.)
Существуют ли месторождения соли на территории Иркутской области? (Да, Тыретское.)
– Кто знает, как использует человек соль?
(Химической промышленности для получения: соды и др. веществ, используется для очистки дорог ото льда и снега, для того, что бы в котлах и трубах не образовывалась накипь; консервант для пищи).
Одно из применений соли вы можете видеть у нас в кабинете.
– Кто знает, что это такое и зачем оно нужно? (Солевая лампа, польза – для органов дыхания.)
Древние, безжизненные и каменные пустыни Ангариды подметало ураганными ветрами. Жестокое солнце “прожигало” скалы…
– Чем “прожигало” солнце древнюю Землю? (Ультрафиолетовым излучением.)
Хотя под водой уже затаилась жизнь…
– Что защищало простые живые организмы в полузатопленной Ангариде? (Вода.)
Проходят миллиона лет, территория представляет мир с обильной растительностью и животным миром. Но время безжалостно – органический мир вымирает – оставив после себя многометровые пласты следующего минерала, которым богата наша Иркутская область.
– О Каком минерале идет речь? (Каменный уголь, месторождения: Иркутский: Черемховские угли, Тиунские, Азейские , отрог Канско – Ачинского и Тунгусского.)
Как, человек использует уголь? (Топливо.)
Вы узнали, что Ангарида богата солью, каменным углем, а по способу образования, к какой группе они относятся? (органические).
2.2. Аукцион Знаний.
- По способу образования, как делятся горные породы? (Магматические, метаморфические, органические)
- Где рождаются магматические горные породы? (Магма)
- Как рождаются метаморфические горные породы? (Видоизменяются под действием высоких температур)
- Что такое минерал? (Тело природы, определенным химическим составом и кристаллической структуры, состоящий из одного вещества)
- Какие части Земли, участвуют в формировании горных пород? (Земная кора, мантия, ядро)
- Что вы можете рассказать о внутреннем строении Земли?
- Какие внешние факторы влияют на сформированные горные породы? (Солнечные лучи, вода, организмы, ветер)
- Что такое выветривание? (Процесс медленного разрушения горных пород внешними факторами)
- Образуется большое количество обломочных пород, а какие вы знаете? (Галька, щебень, гравий, песок)
2.3. Мешок загадок. О каком минерале планеты идет речь.
В таежных диких лесах
Сибири, В ЮАР дальней.
Найдены россыпи драгоценных камней,
По твердости нет им равных. (Алмаз.)
Для легкости в сплавы дается
Мощь самолетам создал,
Тягуч и пластичен,
Отлично куется –
Серебряный этот металл. (Алюминий.)
3. Назовите минерал, из которого изготовили самые древние очки? (Хрусталь.)
4. Назовите минерал, из которого изготовили первые древние стекла в окнах? (Слюда.)
2.4. Экскурс по минеральному богатству Иркутской области.
Выступление учеников с демонстрацией выставочных элементов (по индивидуальным темам):
- Слюда.
- Малахит.
- Пирит.
- Нефрит.
- Аметист.
Месторождение слюды – мусковит располагается на территории Иркутской области – Нижнеудинского района.
Минеральные богатства Ангариды – велики, в том числе – малахит.
В Иркутской области месторождение этого минерала находится в Нарын-Кунтинске (близь Петрово). Главное использование в поделочном мастерстве.
От греческого “камень высекающий огонь”, в древние времена люди великого государства инков выполняли из него зеркала и с их помощью выполняли сигнальные команды.
Этот минерал существует в Иркутской области – Тулунское месторождение.
С давних пор этим минералом лечили почки и это свойство сохранено в названии его, о чем идет речь? (Нефрит.)
В древние времена ацтеки, маи ценили больше золота и серебра, считали священным камнем. Древние ацтеки после встречи с конкистадорами утверждали: “Хвала Всевышнему, им нужно только золото и серебро, о нефрите им не известно!”.
Тибетские мудрецы Китая, считали его “камнем спокойствия” – “не спеши и не волнуйся”, а во-вторых. Китайская древняя пословица гласит: “Золото имеет цену, нефрит бесценен”.
Обработка нефрита наблюдается в п. Смоленщина Иркутской области. Следующий минерал Иркутской области, с которым я хочу вас познакомить - назван, по легенде, в честь нимфы, которую богиня Артемис спасала от бога Диониса превратила в камень. В какой? (Аметист.)
Аметист издревле использовали и высоко ценили ювелиры. До 18 века этот камень был один из основных драгоценных камней наряду с рубином и алмазом.
Сегодня это полудрагоценный камень, но восхищает и поражает и поныне.
– Как его использует человек? (Украшения.)
2.5. Мини практическая работа “Азбука минералов”
(По кейсам с горными породами, определение по внешнему виду основные признаки минералов: цвет, блеск, прозрачность, твердость).
3. Заключение
3.1. Блиц опрос
Назовите, какие минералы залегают на территории Иркутской области (южной части Ангариды) звучали на уроке?
(Малахит, Нефрит, Аметист, Лазурит, Каменная соль, Пирит, Каменный уголь, Арагонит, Слюда, Мрамор, Песчаник).
3.2. Подведение итогов работы по жетонной системе урока.
3.3. Домашнее задание творческое: составить кроссворд по теме: “Литосфера”.
Дополнение к практической части урока.
Глоссарий темы: “Азбука минералов”
Визуальный осмотр минералов
Габитус кристаллов. Выясняется при визуальном осмотре, для рассматривания мелких образцов используется лупа.
Твердость – определение по шкале.
Блеск – световой эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал. Зависит от отражательной способности минерала.
Спайность – способность минерала раскалываться по определённым кристаллографическим направлениям.
Излом – специфика поверхности минерала на свежем не спайном сколе.
Цвет – признак, с определённостью характеризующий одни минералы (зелёный малахит, синий лазурит, красная киноварь), и очень обманчивый у ряда других минералов, окраска которых может варьировать в широком диапазоне в зависимости от наличия примесей элементов-хромофоров либо специфических дефектов в кристаллической структуре (флюориты, кварцы, турмалины).
Цвет черты – цвет минерала в тонком порошке, обычно определяемый царапанием по шершавой поверхности фарфоровой пластинки.
Хрупкость – прочность минеральных зёрен (кристаллов), обнаруживающаяся при механическом раскалывании. Хрупкость иногда увязывают или путают с твёрдостью, что неверно. Иные очень твёрдые минералы могут с лёгкостью раскалываться, то есть быть хрупкими (например, алмаз).