Цель: изучить правила выполнения мира вещей, чтобы научится создавать свой натюрморт.
У.В.З.:
- научить рисовать натюрморт с натуры, с помощью градации светотени для передачи объема на плоском листе бумаги.
- развить стремление к успеху, в передачи наглядного изображения
- воспитывать чувство сотрудничества между учащимися
Зрительный ряд: наглядный материал для постановки (муляжи фруктов, ткань).
Литературный ряд:
- стихотворение М. Яснова «Натюрморт»
- легенда о двух художниках: «Белый обман»
Материалы: карандаш, кисть, краски акварельные, альбом, рамка-видоискатель, тетрадь по изо.
Задание: нарисовать постановку из предметов, с помощью красок.
Задание на дом: репродукции разных натюрмортов, карандаш, альбом, рамка-видоискатель, тетрадь по изо.
Ход урока
Орг. момент:
1-2 мин настроить ребят на урок, проверка готовности к уроку
Повторение опорных знаний:
- с каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке? (НАТЮРМОРТ)
- когда он возник? (18 век)
- что означает слова от фр. «мертвая природа»? (НАТЮРМОРТ)
Изучение нового материала:
Художники всегда любили изображать что-то необычайное, но гораздо больше их волновало изображение окружающей жизни.
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи и графики), посвященный изображению вещей, окружающих человека, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Объектом изображения в натюрморте могут быть также цветы, овощи, фрукты, "дары моря" и т.п.; как дополнение к основному мотиву в композицию натюрморта иногда включаются люди, животные, птицы, насекомые. Воссоздание предметного мира в натюрморте имеет, как правило, самоценное художественное значение, хотя за изображением вещей часто скрывается сложное символическое или аллегорическое содержание, стремление к созданию цепи ассоциаций, так или иначе характеризующих стоящего за набором предметов человека.
Тенденции к возникновению жанра натюрморт возникли в искусстве итальянского и нидерландского Возрождения, в котором культивировалось внимание к конкретно-чувственному воссозданию предметного мира (первый, точно передающий облик предметов "Натюрморт" выполнен в 1504 итальянским живописцем Якопо де Барбари).
Легенда о двух художниках: “Белый обман»
Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника из города Афины поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксис, другого Паррасий.
Через год они закончили свои картины.
На картине Зевксиса был изображен крупный, с матовым налетом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зеленые листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать виноград.
После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображен белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошел к картине и попытался отодвинуть этот занавес, решив, что он настоящий.
Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.
Стихотворение:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт!
Поэт М. Яснов
На прошлом уроке вы учились в технике аппликации создавать натюрморт. Сегодня мы продолжим тему мира вещей и попробуем изобразить этот мир готовой постановке из разных предметов, с помощью красок.
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
- определяем плоскость, на которой стоят предметы
- ограничьте свое видимое пространство, с помощью рамки-видоискателя
- передача объема, с помощью градации светотени
- зарисовать схему: «Выразительные возможности в натюрморте»
- словарь терминов (свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень)
Советы учителя:
Для того чтобы грамотно составить натюрморт, сначала определи его тематику, в соответствии с которой бери ряд предметов. Но это еще не все, необходимо в какой-то последовательности расставить их, а это сложный и ответственный этап. Здесь полезно сделать несколько небольших, примерно в размер спичечного коробка, эскизов, попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти, прежде всего, наиболее удачное решение композиции. Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также и точку зрения, ее отдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт. Таких точек может быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки.
Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная и цветовая идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тонально-цветовых отношениях между предметами. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.
Применение приобретенных знаний:
Сегодня вам предстоит выполнить трудное задание: нарисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы с вами повторили на прошлом уроке.
Выполнить с натуры натюрморт, применяя правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место, через краски и воду.
С чего начинаем рисунок? Расположим лист вертикально или горизонтально - в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.
(давайте вспомним)
- С помощью, каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи - мазка.)
- Чего достигает художник с помощью светотени? (Объема.)
- Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)
- Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)
- От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)
- Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)
- Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)
Желаю успеха!
Итог урока:
Домашнее задание, выставка работ учащихся.
- С чем сегодня познакомились на уроке?
- Что объемное научились выполнять на плоском листе бумаги