Использование компьютерных технологий как средства повышения эффективности работы про социализации учащихся школ VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Коррекционная школа осуществляет подготовку ребенка с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в условиях современного общества.

Важнейшей составной частью социализации личности в современном обществе является формирование информационной культуры. Информационная культура современного человека является частью коммуникативной культуры с использованием современных информационных технологий.

Информационные технологии в образовательном процессе являются средством обучения, коррекции и развития. Они могут применяться на учебных предметах, а также во внеурочной деятельности.

Однако учебный план специальных (коррекционных) школ не предусматривает изучение предметов, основной целью которых является формирование информационной культуры учащихся, например, информатики. Информатика является предметом повышенной сложности для обучения учащихся специальной (коррекционной), но необходима для их успешной социализации в обществе и дальнейшего трудоустройства.

В связи с этим в нашей школе появилась идея создания дополнительной образовательной программы «Информатика». Но если в общеобразовательной школе, основной упор при обучении делается на изучение информатики как науки, то при обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделить внимание умению управлять компьютерной техникой, не допускать ее сбоев и проникновения компьютерных вирусов. Это позволит учащимся приобрести необходимые навыки для дальнейшей работы и учебы.

Поэтому была создана программа под названием «основы компьютерной грамоты».

Так как в литературе практически нет указаний на программу обучения умственно отсталых детей работе на компьютере, отмечается лишь эффективность применения компьютерных технологий в работе с детьми данной группы [4]; отсутствует или недоступна специальная литература, учебники и методические пособия по проблеме, то для написания данной программы использовался УМК для общеобразовательных школ, адаптированный для детей с особыми образовательными потребностями [1, 2, 3].

Цель курса – формирование у учащихся навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), достаточных для успешной социализации в условиях информационного общества.

Задачи курса:

  • сформировать положительный эмоциональный настрой при работе с техникой;
  • обучить практическим навыкам работы на персональном компьютере;
  • обучить практическим навыкам работы в некоторых программах;

Работа на факультативных занятиях ведется в трех направлениях:

  • Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. В качестве средств обучения учащихся специальной (коррекционной) школы используются доступные программные продукты адекватные их психофизиологическим возможностям, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.)
  • Второе направление обучения – коррекционно-развивающее. В данной программе компьютер является предметом обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и средством развития высших психических функций. Обучаясь работе на компьютере, учащиеся решают задачи способствующие развитию внимания, памяти, мышления. Занятия планируются с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося.
  • Третье направление обучения – интеграция в информационное поле учащихся коррекционной школы. Использование Интернет – технологий расширяет границы общения учащихся далеко за пределы школы. Такое общение расширяет кругозор и способствует социализации учащихся.

Срок обучения данной программе 4 года, рассчитана программа на 6-9 классы коррекционной школы. Программа по информатике взаимосвязана с программой по математике и трудовому обучению и является одним из средств профориентации учащихся.

Для проведения занятий информатики в школе выделено специальное помещение, которое оборудовано необходимой компьютерной техникой. Занятия проходят во внеурочное время в форме факультативов.

В результате обучения на данном факультативе у учащихся развивается:

  • Информационно-аналитическая компетенция - способность учащегося ориентироваться в мире информации, умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться.

Информационная компетенция является основополагающим компонентом информационной культуры, которая в свою очередь является частью общей культуры личности учащегося.

  • Компьютерная компетенция – способность к решению поставленных задач в учебной деятельности с помощью компьютерной техники, готовность применять разные программные средства для переработки полученной информации
  • Коммуникативная компетенция – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение нормами общения, поведения, что предполагает усвоение правил поведения.
  • Здоровьесберегающая компетенция – владение навыками безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером, сохранение охранительного режима зрительного анализатора и опорно-двигательного аппарата.

По итогам прохождения курса «основы компьютерной грамоты»:

  • 100 % учащихся знают назначение основных и дополнительных устройств компьютера;
  • 56 % владеют специальной терминологией;
  • 100 % владеют правилами безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
  • 95 % умеют работать в наиболее распространенных операционных системах;
  • 90% владеют навыками работы в основных офисных программах;
  • 78 % умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера: поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания простых информационных объектов на компьютере и т.д.

Таким образом, освоение информационных технологий способствует лучшей адаптации учащихся к самостоятельной жизни после школы.

Список литературы:

  1. Кузнецова А.А., Самовольнова А.Е. Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика. М.: просвещение, 1998.
  2. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7-9 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
  4. Шипицына Л.М. Олигофренопедагогика. Учебник для студентов ВУЗов. Академия ИТ, 2011. – С. 214.