Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни ракообразных, пауков, насекомых.
- Воспитывать бережное отношение к членистоногим, убедить учащихся, что большая часть пауков и ракообразных не опасна человеку.
- Развитие умения сравнивать объекты, находить закономерности, делать выводы, сотрудничать через работу в группах.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, энциклопедии, презентация «Членистоногие», карточки с заданиями для работы в группах, карточки индивидуальные для фиксирования знаний на уроке.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1.
Сегодня вас пришли поприветствовать различные виды животных, они приглашают нас с вами в путешествие по их родным местам обитания. Так как мы еще не достаточно хорошо изучили их образ жизни, то я предлагаю совместить полезное с приятным. Мы устроим путешествие вместе с нашей научной лабораторией, в которой и будем работать, открывать неизведанное.
– Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия и работы? (общаться друг с другом уважительно, работать активно, дружно, спокойно)
– выберите в каждой группе командира, которые будут следить за выполнением этих правил. Цель нашей экспедиции – открытие новых знаний.
– Как открываем новые знания?
(Повторяем изученное, встречаем затруднение, решаем его, тренируемся в новом знании, проверяем себя. Для этого выполняем самостоятельную работу, оцениваем свою работу на уроке и товарищей.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
– Какой первый шаг. (Урок начинаем с повторения.)
– Какова цель наших исследований на последних занятиях? (Изучать живых участников круговорота веществ). Слайд 2.(1)
– Каких участников живой природы вы уже изучили? (растения, простейшие животные).
– Что мы должны знать про участников круговорота веществ, чтобы знать, как устроен их мир? Слайд 2.(2)
План рассказа
- Место обитания
- Чем питается?
- Размножение.
- Способ выживания.
- Роль в экосистеме.
– Сейчас я буду задавать вопросы каждому варианту по очереди, а другой вариант будет отвечать. За правильный ответ вы получаете баллы +, которые фиксируете в индивидуальных таблицах
1 в. – Какие приспособления для выживания у цветковых растений?(корень, стебель, листья, цветок)
2 в. – Как размножаются хвойные растения? (семенами)
1 в. – Место обитания мхов и папоротников? (влажные места)
2 в. – Как размножаются водоросли? (спорами)
1 в. – Приспособления для выживания у червя? (мышцы)
2 в. – Какова роль в экосистеме улитки?
(Фиксирование в индивидуальных карточках плюсы. 3 +)
III. Выявление места затруднения.
– Какие профессии имеют участники круговорота веществ? Что случится, если убрать из экосистемы одного из участников круговорота веществ?(Экосистемы станут незамкнутыми, что приведет к её разрушению).
Игра. «Найди товарища» Слайд 3.
На экране изображения животных (слон, олень, заяц, орел, ворона, воробей, краб, рак, креветка, бабочка, паук, щука, сом, рыба мечь)
– Злая ведьма, наблюдая за тем, как все живые существа пытаются сохранить свою экосистему, решила все у них перепутать и посмотреть, что из этого получится. В природе начался хаос. Помогите восстановить порядок. Посмотрите на эти картинки. Являются они участниками круговорота веществ? Давайте их разделим на 4 группы по какому-то общему признаку.
-
А я, ребята, летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький…(Зайчишка)
– Кого вы еще определите в эту группу? (слон, олень)
– Как вы их назовёте одним словом?(Звери) -
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, – а все же птица! (Воробей)
– Кого вы еще определите в эту группу? (ворона, орел) Как вы их назовёте одним словом? (птицы) - У маленькой скотинки
Сто серебряных монет на спинке. (рыба)
– Кого вы еще определите в эту группу? (щука, сом, рыба мечь) Как вы их назовёте одним словом? (рыбы)
– Кого вы еще определите в эту группу? (ворона, воробей) Как вы их назовёте одним словом? (птицы) -
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(ответ: раки входят с крабами и креветками в группу ракообразных)
– Кто из животных остался без группы? (Паук и бабочка).
– Что возникло? (Затруднение).
IV. Выявление причины затруднения.
– Почему вы затруднились распределить этих животных?(У нас не хватает знаний. Мы больше ничего не знаем о жизни насекомых).
– Какой следующий шаг? (Мы должны решить затруднение).
V. Физкультминутка.
VI. Проблемное объяснение нового знания.
а) Чтение отрывка на стр. 90
– О ком идет речь в этом отрывке?
– Сформулируйте тему нашего урока «Маленькие рыцари» Слайд 4 .
– Кто такие рыцари? (тяжеловооруженный воин)
– Во что они одеты? (в доспехи)
– Что такое доспехи? (одежда, которая защищает тело)
– Как вы считаете доспехи у рыцарей тяжелые или легкие? (тяжелые)
– Как вы думаете, удобно ли передвигаться в доспехах? (неудобно, неуклюже)
– Кого можно назвать «маленьким» рыцарем (воином)? (кого – то маленького, кто носит доспехи, латы)
– Какая связь между этими картинками в учебнике на стр. 90? Слайд 5 .
– Назовите животных, насекомых, которые носят доспехи, латы? (жуки, крабы, раки)
– Доспехи у рыцарей состоят из отдельных частей – лат, а у раков, крабов, пауков, насекомых – части панциря называются – членики.
Поэтому, они относятся к виду – членистоногих.
VII. Постановка цели и задач на урок.
Слайд 6 (1)
– На какой вопрос мы сегодня должны ответить? (Как устроен мир мелких наземных животных?)
– Для чего нам это нужно? (это нужно, чтобы расширить свой кругозор, узнавать при встрече, знать – какие представители опасны для человека).
– Уточните, какая цель сегодняшнего урока. Слайд 6(2) Сформировать представление о типе Членистоногих, его характеристиках, основных особенностях;
Слайд 6(3) . Формировать бережное отношение к природе.
Слайд 7. Охранять природу, значит охранять здоровье.
– Заботиться о здоровье можно, только улучшая окружающую среду . Для серьезного оздоровления экологической обстановки необходимы коллективные усилия , а значит , надо распространять экологические знания и корректировать поведение людей . Но главное любить природу и ее творения , стремиться познавать природные законы и действовать в соответствии с ними .
VIII. Работа по учебнику, стр. 90.
– Что делает рыцарь, если ему становятся малы доспехи? (меняет на больший размер)
– Как вы думаете, что делают раки, крабы, жуки, если они вырастают из своих доспехов? Ответ найдите из статьи учебника с. 90 /1 абзац/
– Прочитайте 2 абзац и ответьте на вопрос: из чего состоит наружный скелет? Какой он? (легкий, прочный, состоит из неживого вещества)
– Скелет растет вместе с хозяином? (нет, подрастая , хозяин сбрасывает свой панцирь и наращивает более просторный)
– Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный панцирь? (они беззащитны, поэтому прячутся)
– Сегодня мы познакомимся с представителями членистоногих. Кто входит в эту группу?
– Все свои научные открытия вы будете фиксировать в таблицу №1. Приложение 1.
– Что вы уже можете туда зафиксировать? (названия членистоногих
Слайд 8.
IX. Работа в группах. Реализация построенного проекта.
– Дальнейшее изучение членистоногих вы продолжите в своих научных лабораториях и найдете ответы на вопросы, вызвавшие у вас затруднения, используя разные источники информации. Это поможет вам познакомиться с представителями членистоногих и узнать, как устроен их мир. Свои ответы вы должны доказывать выдержками из литературы (учебник, энциклопедии).
1 лаборатория изучает раков, составляет его характеристику схематично в карточке №1. Приложение 2.
2 лаборатория изучает пауков, дополняя схему в карточке № 2 нужными сведениями.
3 лаборатория изучает жизнь бабочек, используя план характеристику участника круговорота веществ.
X. Ответы командиров, фиксирование сведений в индивидуальных таблицах.
– Командиры оцените участие всех в работе. (3 +), за дополнительные сведения ещё 1 +
– Что интересного вы узнали из дополнительных источников? Добавьте + тому, кто умеет пользоваться дополнительными источниками.
XI. Закрепление полученных знаний с проговариванием.
Слайд 9.
- Какой скелет у членистоногих? (насекомые, пауки, раки имеют наружный скелет);
- Из чего состоит наружный скелет?(легкий и крепкий наружный скелет, состоит из неживого вещества или твердых члеников, ведь живые клетки очень нежны)
- Почему они сбрасывают его?(подрастая, хозяин вынужден сбрасывать панцирь и наращивать более просторный, так как он не растет с хозяином, членики соединены друг с другом, как латы рыцаря)
- От чего защищает наружный скелет насекомых и пауков?(наружный скелет, как скафандр защищает от земного притяжения и высыхания на воздухе).
– Назовите представителей ракообразных (раки, крабы, креветки)
Слайд 10. Ракообразные
– Где живут ракообразные? (в воде)
– Крабы, креветки, криль живут в какой воде? (соленой, в море)
– Кто живет в пресных чистых водоемах? (раки, множество мелких рачков – дафнии, циклопы и др)
– Кто знает, сколько у ракообразных ног? (10 ног. Передняя пара превратилась в клешни)
– Зачем им нужны клешни? (для захвата пищи и охоты)
– Чем дышат ракообразные? (жабрами)
– Что такое жабры? Где они находятся? (тонкие, нежные пластинки, которые постоянно омываются водой. Кислород проникает из воды в эти пластинки. Жабры находятся под панцирем.)
Слайд 11. Пауки.
– Сколько ног у пауков (8).
– Есть ли у пауков крылья? (нет)
– В чем состоит особенность пауков? (у них есть паутинная железа).
– Для чего она нужна пауку?(строят дом, ловят добычу и даже летают на ней)
– Чем питаются пауки?
– Большинство пауков не опасны для человека, т. к. они не могут своими челюстями прокусить нашу кожу. Но есть и ядовитые, опасные пауки. Такие, как – каракурт, тарантул. На территории Иркутской области они не водятся.
– Что мы заполнили в таблицу?
– Какая группа растений отличается наибольшим разнообразием? (мелкие). А какая группа членистоногих отличается наибольшим количеством?
Слайд 12. Насекомые
– Какова первая причина многообразия насекомых?( Маленький размер)
– Как зависит разнообразие условий для жизни от размера организмов? (Проведение опыты: спрятать ручку разными способами и книгу)
Чтение последнего абзаца на стр. 91.
– Назовите ещё причины многообразия насекомых, прочитав 1 абзац на стр. 92.
– вторая причина многообразия насекомых – насекомые являются опылителями.
– третья причина – образ питания: насекомые могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.
Итог:
– Как насекомые защищаются от врагов?
(Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать.
– Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки как бы предупреждают своей окраской «Стой! Опасно! Ядовито!»)
Слайд 13. Маскировка бабочек.
– Для чего насекомым нужна маскировка? Расскажите, что вы про это узнали?
XII. Самостоятельная работа в тетради стр. 46, зад. 2 с взаимопроверкой по эталону.
– У кого возникли трудности? (с чем связано?)
– У кого все получилось? ( 3 +)
XIII. Взаимопроверка индивидуальных таблиц.
Слайд 14.
– У кого возникли трудности? (с чем связано?)
– У кого все получилось? ( 3 +)
XIV. Игра. «Детективы».
Учитель записывает название членистоногого и переворачивает её. Ученики по наводящим вопросам угадывают его. У каждого есть возможность задать один вопрос. Каждый, кто догадался, говорит: «Стоп!» и пишет на карточке слово и переворачивает её, чтобы никто не увидел. В игре больше не участвует. По окончании игры определяем, кто первый дал правильный ответ.
XV. Самооценка ребят.
Слайд 15.
XVI. Итог.
Слайд 16.
Ребята, давайте подведем итог. В начале урока у вас возникло затруднение в классификации животных по группам. Поднимите руку, кто готов продолжить эту игру и развеять все сомнения на это счет. Молодцы! Давайте определим бабочку и паука в группу к…? (раку и крабу) и называется эта группа…? (членистоногие)
Домашнее задание. стр. 95, ответы на вопросы.
XVII. Рефлексия.
Ребята, кто может сказать, что сегодня научная экспедиция за новыми знаниями была для вас успешной?
Слайд 17. Я вам говорю спасибо за урок, а ваши новые друзья с вами прощаются!
Список использованной литературы:
- А.А. Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели Земли». Учебник. 1 ч.
- А.А. Вахрушев. «Обитатели Земли». Рабочая тетрадь 1 ч.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Ссылка: images.yandex.ru/