Урок окружающего мира по теме "Маленькие рыцари – членистоногие". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни ракообразных, пауков, насекомых.
  2. Воспитывать бережное отношение к членистоногим, убедить учащихся, что большая часть пауков и ракообразных не опасна человеку.
  3. Развитие умения сравнивать объекты, находить закономерности, делать выводы, сотрудничать через работу в группах.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, энциклопедии, презентация «Членистоногие», карточки с заданиями для работы в группах, карточки индивидуальные для фиксирования знаний на уроке. 

Ход урока 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1.

Сегодня вас пришли поприветствовать различные виды животных, они приглашают нас с вами в путешествие по их родным местам обитания. Так как мы еще не достаточно хорошо изучили их образ жизни, то я предлагаю совместить полезное с приятным. Мы устроим путешествие вместе с нашей научной лабораторией, в которой и будем работать, открывать неизведанное.

– Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия и работы? (общаться друг с другом уважительно, работать активно, дружно, спокойно)

– выберите в каждой группе командира, которые будут следить за выполнением этих правил. Цель нашей экспедиции – открытие новых знаний.

– Как открываем новые знания?

(Повторяем изученное, встречаем затруднение, решаем его, тренируемся в новом знании, проверяем себя. Для этого выполняем самостоятельную работу, оцениваем свою работу на уроке и товарищей.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

– Какой первый шаг. (Урок начинаем с повторения.)

– Какова цель наших исследований на последних занятиях? (Изучать живых участников круговорота веществ). Слайд 2.(1)

– Каких участников живой природы вы уже изучили? (растения, простейшие животные).

– Что мы должны знать про участников круговорота веществ, чтобы знать, как устроен их мир? Слайд 2.(2)

План рассказа

  1. Место обитания
  2. Чем питается?
  3. Размножение.
  4. Способ выживания.
  5. Роль в экосистеме.

– Сейчас я буду задавать вопросы каждому варианту по очереди, а другой вариант будет отвечать. За правильный ответ вы получаете баллы +, которые фиксируете в индивидуальных таблицах

1 в. – Какие приспособления для выживания у цветковых растений?(корень, стебель, листья, цветок)

2 в. – Как размножаются хвойные растения? (семенами)

1 в. – Место обитания мхов и папоротников? (влажные места)

2 в. – Как размножаются водоросли? (спорами)

1 в. – Приспособления для выживания у червя? (мышцы)

2 в. – Какова роль в экосистеме улитки?

(Фиксирование в индивидуальных карточках плюсы. 3 +)

III. Выявление места затруднения.

– Какие профессии имеют участники круговорота веществ? Что случится, если убрать из экосистемы одного из участников круговорота веществ?(Экосистемы станут незамкнутыми, что приведет к её разрушению).

Игра. «Найди товарища» Слайд 3.

На экране изображения животных (слон, олень, заяц, орел, ворона, воробей, краб, рак, креветка, бабочка, паук, щука, сом, рыба мечь)

– Злая ведьма, наблюдая за тем, как все живые существа пытаются сохранить свою экосистему, решила все у них перепутать и посмотреть, что из этого получится. В природе начался хаос. Помогите восстановить порядок. Посмотрите на эти картинки. Являются они участниками круговорота веществ? Давайте их разделим на 4 группы по какому-то общему признаку.

  1. А я, ребята, летом серый.
    А вот зимой, как снег я белый.
    Все говорят, что я трусишка.
    А я лишь маленький…(Зайчишка)
    – Кого вы еще определите в эту группу? (слон, олень)
    – Как вы их назовёте одним словом?(Звери)

  2. В серой шубке перовой
    И в морозы он герой
    Скачет, на лету резвится,-
    Не орел, – а все же птица! (Воробей)
    – Кого вы еще определите в эту группу? (ворона, орел) Как вы их назовёте одним словом? (птицы)

  3. У маленькой скотинки
    Сто серебряных монет на спинке. (рыба)
    – Кого вы еще определите в эту группу? (щука, сом, рыба мечь) Как вы их назовёте одним словом? (рыбы)
    – Кого вы еще определите в эту группу? (ворона, воробей) Как вы их назовёте одним словом? (птицы)
  4. Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.
    (ответ: раки входят с крабами и креветками в группу ракообразных)

– Кто из животных остался без группы? (Паук и бабочка).

– Что возникло? (Затруднение).

IV. Выявление причины затруднения.

– Почему вы затруднились распределить этих животных?(У нас не хватает знаний. Мы больше ничего не знаем о жизни насекомых).

– Какой следующий шаг? (Мы должны решить затруднение).

V. Физкультминутка.

VI. Проблемное объяснение нового знания.

а) Чтение отрывка на стр. 90

– О ком идет речь в этом отрывке?

– Сформулируйте тему нашего урока «Маленькие рыцари» Слайд 4 .

– Кто такие рыцари? (тяжеловооруженный воин)

– Во что они одеты? (в доспехи)

– Что такое доспехи? (одежда, которая защищает тело)

– Как вы считаете доспехи у рыцарей тяжелые или легкие? (тяжелые)

– Как вы думаете, удобно ли передвигаться в доспехах? (неудобно, неуклюже)

– Кого можно назвать «маленьким» рыцарем (воином)? (кого – то маленького, кто носит доспехи, латы)

– Какая связь между этими картинками в учебнике на стр. 90? Слайд 5 .

– Назовите животных, насекомых, которые носят доспехи, латы? (жуки, крабы, раки)

– Доспехи у рыцарей состоят из отдельных частей – лат, а у раков, крабов, пауков, насекомых – части панциря называются – членики.

Поэтому, они относятся к виду – членистоногих.

VII. Постановка цели и задач на урок.

Слайд 6 (1)

– На какой вопрос мы сегодня должны ответить? (Как устроен мир мелких наземных животных?)

– Для чего нам это нужно? (это нужно, чтобы расширить свой кругозор, узнавать при встрече, знать – какие представители опасны для человека).

– Уточните, какая цель сегодняшнего урока. Слайд 6(2) Сформировать представление о типе Членистоногих, его характеристиках, основных особенностях;

Слайд 6(3) . Формировать бережное отношение к природе.

Слайд 7. Охранять природу, значит охранять здоровье.

– Заботиться о здоровье можно, только улучшая окружающую среду . Для серьезного оздоровления экологической обстановки необходимы коллективные усилия , а значит , надо распространять экологические знания и корректировать поведение людей . Но главное любить природу и ее творения , стремиться познавать природные законы и действовать в соответствии с ними .

VIII. Работа по учебнику, стр. 90.

– Что делает рыцарь, если ему становятся малы доспехи? (меняет на больший размер)

– Как вы думаете, что делают раки, крабы, жуки, если они вырастают из своих доспехов? Ответ найдите из статьи учебника с. 90 /1 абзац/

– Прочитайте 2 абзац и ответьте на вопрос: из чего состоит наружный скелет? Какой он? (легкий, прочный, состоит из неживого вещества)

– Скелет растет вместе с хозяином? (нет, подрастая , хозяин сбрасывает свой панцирь и наращивает более просторный)

– Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный панцирь? (они беззащитны, поэтому прячутся)

– Сегодня мы познакомимся с представителями членистоногих. Кто входит в эту группу?

– Все свои научные открытия вы будете фиксировать в таблицу №1. Приложение 1.

– Что вы уже можете туда зафиксировать? (названия членистоногих

Слайд 8.

IX. Работа в группах. Реализация построенного проекта.

– Дальнейшее изучение членистоногих вы продолжите в своих научных лабораториях и найдете ответы на вопросы, вызвавшие у вас затруднения, используя разные источники информации. Это поможет вам познакомиться с представителями членистоногих и узнать, как устроен их мир. Свои ответы вы должны доказывать выдержками из литературы (учебник, энциклопедии).

1 лаборатория изучает раков, составляет его характеристику схематично в карточке №1. Приложение 2.

2 лаборатория изучает пауков, дополняя схему в карточке № 2 нужными сведениями.

3 лаборатория изучает жизнь бабочек, используя план характеристику участника круговорота веществ.

X. Ответы командиров, фиксирование сведений в индивидуальных таблицах.

– Командиры оцените участие всех в работе. (3 +), за дополнительные сведения ещё 1 +

– Что интересного вы узнали из дополнительных источников? Добавьте + тому, кто умеет пользоваться дополнительными источниками.

XI. Закрепление полученных знаний с проговариванием.

Слайд 9.

  1. Какой скелет у членистоногих? (насекомые, пауки, раки имеют наружный скелет);
  2. Из чего состоит наружный скелет?(легкий и крепкий наружный скелет, состоит из неживого вещества или твердых члеников, ведь живые клетки очень нежны)
  3. Почему они сбрасывают его?(подрастая, хозяин вынужден сбрасывать панцирь и наращивать более просторный, так как он не растет с хозяином, членики соединены друг с другом, как латы рыцаря)
  4. От чего защищает наружный скелет насекомых и пауков?(наружный скелет, как скафандр защищает от земного притяжения и высыхания на воздухе).

– Назовите представителей ракообразных (раки, крабы, креветки)

Слайд 10. Ракообразные

– Где живут ракообразные? (в воде)

– Крабы, креветки, криль живут в какой воде? (соленой, в море)

– Кто живет в пресных чистых водоемах? (раки, множество мелких рачков – дафнии, циклопы и др)

– Кто знает, сколько у ракообразных ног? (10 ног. Передняя пара превратилась в клешни)

– Зачем им нужны клешни? (для захвата пищи и охоты)

– Чем дышат ракообразные? (жабрами)

– Что такое жабры? Где они находятся? (тонкие, нежные пластинки, которые постоянно омываются водой. Кислород проникает из воды в эти пластинки. Жабры находятся под панцирем.)

Слайд 11. Пауки.

– Сколько ног у пауков (8).

– Есть ли у пауков крылья? (нет)

– В чем состоит особенность пауков? (у них есть паутинная железа).

– Для чего она нужна пауку?(строят дом, ловят добычу и даже летают на ней)

– Чем питаются пауки?

– Большинство пауков не опасны для человека, т. к. они не могут своими челюстями прокусить нашу кожу. Но есть и ядовитые, опасные пауки. Такие, как – каракурт, тарантул. На территории Иркутской области они не водятся.

– Что мы заполнили в таблицу?

– Какая группа растений отличается наибольшим разнообразием? (мелкие). А какая группа членистоногих отличается наибольшим количеством?

Слайд 12. Насекомые

– Какова первая причина многообразия насекомых?( Маленький размер)

– Как зависит разнообразие условий для жизни от размера организмов? (Проведение опыты: спрятать ручку разными способами и книгу)

Чтение последнего абзаца на стр. 91.

– Назовите ещё причины многообразия насекомых, прочитав 1 абзац на стр. 92.

– вторая причина многообразия насекомых – насекомые являются опылителями.

– третья причина – образ питания: насекомые могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.

Итог:

– Как насекомые защищаются от врагов?

(Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать.

– Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки как бы предупреждают своей окраской «Стой! Опасно! Ядовито!»)

Слайд 13. Маскировка бабочек.

– Для чего насекомым нужна маскировка? Расскажите, что вы про это узнали?

XII. Самостоятельная работа в тетради стр. 46, зад. 2 с взаимопроверкой по эталону.

– У кого возникли трудности? (с чем связано?)

– У кого все получилось? ( 3 +)

XIII. Взаимопроверка индивидуальных таблиц.

Слайд 14.

– У кого возникли трудности? (с чем связано?)

– У кого все получилось? ( 3 +)

XIV. Игра. «Детективы».

Учитель записывает название членистоногого и переворачивает её. Ученики по наводящим вопросам угадывают его. У каждого есть возможность задать один вопрос. Каждый, кто догадался, говорит: «Стоп!» и пишет на карточке слово и переворачивает её, чтобы никто не увидел. В игре больше не участвует. По окончании игры определяем, кто первый дал правильный ответ.

XV. Самооценка ребят.

Слайд 15.

XVI. Итог.

Слайд 16.

Ребята, давайте подведем итог. В начале урока у вас возникло затруднение в классификации животных по группам. Поднимите руку, кто готов продолжить эту игру и развеять все сомнения на это счет. Молодцы! Давайте определим бабочку и паука в группу к…? (раку и крабу) и называется эта группа…? (членистоногие)

Домашнее задание. стр. 95, ответы на вопросы.

XVII. Рефлексия.

Ребята, кто может сказать, что сегодня научная экспедиция за новыми знаниями была для вас успешной?

Слайд 17. Я вам говорю спасибо за урок, а ваши новые друзья с вами прощаются!

Список использованной литературы:

  1. А.А. Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели Земли». Учебник. 1 ч.
  2. А.А. Вахрушев. «Обитатели Земли». Рабочая тетрадь 1 ч.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Ссылка: images.yandex.ru/