Класс: 6 класс (урок информатики; занятие кружка или спецкурса по информатике).
УМК: Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень: 5-6 класс / под редакцией проф. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 2011.
Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Управление движением Черепашки (сложная траектория).
Цель урока: Совершенствовать умения учащихся составлять графические программы в среде ЛогоМиры с помощью вспомогательных алгоритмов (процедур).
Задачи:
Обучающие
- Повторить основные алгоритмические конструкции (линейный, циклический алгоритм);
- Повторить структуру программы, состоящей из вспомогательных алгоритмов;
- Закрепить навыки работы учащихся с инструментарием программы ЛогоМиры;
- Совершенствовать навыки компьютерной грамотности.
Развивающие
- Развивать творческое мышление, наблюдательность, воображение, внимание, восприятие;
- Развивать познавательные интересы в области информатики и ИКТ.
Воспитательные
- Воспитывать эстетические вкусы обучающихся.
Здоровьесберегающие
- Соблюдать санитарные нормы при работе с компьютером, правила техники безопасности, использовать оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.
Тип урока: комбинированный урок.
Основные понятия: алгоритм, программа, вспомогательный алгоритм (процедура), команда с параметром (команды движения и команды смены направления Черепашки), графические примитивы.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, рабочие станции учащихся;
- Программное обеспечение: ПО интерактивной доски eBeam Triumph, MS Office PowerPoint, программа ЛогоМиры 3.0;
- Учебный материал: презентация к уроку «Снежинки.ppt» со звуковым файлом, план урока к ИД.esb (файл eBeam Scrapbook);
- Раздаточный материал: карточки с заданиями для учащихся (для актуализации опорных знаний), технологическая карточка для практической работы.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Время |
1. Организационный момент | Объявление темы и цели урока | 1 мин. |
2. Актуализация опорных знаний | Файл_план урока к ИД (приложение 1) страница_1. Повторение системы команд (СКИ) исполнителя Черепашки: Определите команды для Черепашки: в левый столбик – команды без параметра; в правый столбик – команды с параметром, укажите способ записи таких команд (1 ученик – работа на ИД, группа – самостоятельно на карточках; взаимопроверка) (приложение 2) страница_2-3. Повторение способов записи программы для построения правильных геометрических фигур с помощью преобразования линейного алгоритма в циклический: Предложите способ преобразования программы линейной структуры в циклическую конструкцию для правильных геометрических фигур (квадрат, равносторонний треугольник, многоугольник) (1 ученик – работа на ИД, группа – самостоятельно на карточках; взаимопроверка) (приложение 3) страница_4. Закрепление знаний по составлению и записи цикла с параметром ПОКА (объяснение по схеме общего вида структуры цикла и частных случаев цикла) |
10 мин. |
3. Объяснение нового материала. | Презентация «Снежинки.ppt» (приложение 4) слайд_1. На уроке мы продолжим работу по освоению приемов управления движением Черепашки на примерах графических программ. А для нашего вдохновения и творчества сегодня послужат снежинки слайд_2-6. Происхождение снежинок. Типология снежинок (приложение 5) слайд_7-9. Воплощение нашей идеи будем реализовывать с помощью программы со вспомогательными алгоритмами (процедурами): Рассмотрите рисунок (рисунок 1). Из каких деталей состоит наша снежинка? (снежинка состоит из 6 лучей, луч состоит из отрезка, на отрезке расположены два узора). Если снежинка имеет 6 лучей, какой угол поворота Черепашки будем использовать? (60 градусов) Какими способами можно записать команду поворота Черепашки, если поворот совершать по часовой стрелке (ПР 60 или ПР 360 / 6) Рассмотрите схему построения снежинки (рисунок 2). Сколько процедур (вспомогательных алгоритмов) надо составить для графического изображения нашей снежинки? (3 программы: луч, узор1, узор2) Как будет называться главная программа? (снежинка) Что необходимо указать в главной программе? (новое место, размер и цвет пера, опустить перо) Где можно записать код программы? (в Рюкзаке или на Листе программы) Используя технологическую карточку, предложите свое решение графической программы |
12-15 мин. |
4. Физминутка | Упражнения на разминку кистей рук, спины, шеи | 2 мин. |
5. Практическая работа на ПК | Выполнение самостоятельной практической работы (приложение 6) Запустите программу ЛогоМиры Создайте новый файл Сохраните файл под именем cнежинка_1.mwx |
12-15 мин. |
6. Подведение итогов | Какой алгоритм называется линейным? Какой алгоритм называется циклическим? Какова роль вспомогательного алгоритма? |
2 мин. |
7. Домашнее задание | слайд_10. | 1 мин. |
Дополнительные материалы к уроку:
- примеры практикумов, следующих за данным уроком (приложение 7, приложение 8, приложение 9);
- материалы о снежинках (приложение 10).