Конспект урока по информатике и ИКТ по теме "Вспомогательные алгоритмы. Управление движением Черепашки (сложная траектория)"

Разделы: Информатика


Класс: 6 класс (урок информатики; занятие кружка или спецкурса по информатике).

УМК: Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень: 5-6 класс / под редакцией проф. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 2011.

Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Управление движением Черепашки (сложная траектория).

Цель урока: Совершенствовать умения учащихся составлять графические программы в среде ЛогоМиры с помощью вспомогательных алгоритмов (процедур).

Задачи:

Обучающие

  • Повторить основные алгоритмические конструкции (линейный, циклический алгоритм);
  • Повторить структуру программы, состоящей из вспомогательных алгоритмов;
  • Закрепить навыки работы учащихся с инструментарием программы ЛогоМиры;
  • Совершенствовать навыки компьютерной грамотности.

Развивающие

  • Развивать творческое мышление, наблюдательность, воображение, внимание, восприятие;
  • Развивать познавательные интересы в области информатики и ИКТ.

Воспитательные

  • Воспитывать эстетические вкусы обучающихся.

Здоровьесберегающие

  • Соблюдать санитарные нормы при работе с компьютером, правила техники безопасности, использовать оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.

Тип урока: комбинированный урок.

Основные понятия: алгоритм, программа, вспомогательный алгоритм (процедура), команда с параметром (команды движения и команды смены направления Черепашки), графические примитивы.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, рабочие станции учащихся;
  • Программное обеспечение: ПО интерактивной доски eBeam Triumph, MS Office PowerPoint, программа ЛогоМиры 3.0;
  • Учебный материал: презентация к уроку «Снежинки.ppt» со звуковым файлом, план урока к ИД.esb (файл eBeam Scrapbook);
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями для учащихся (для актуализации опорных знаний), технологическая карточка для практической работы.

Ход урока

Этап урока Содержание Время
1. Организационный момент Объявление темы и цели урока 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний Файл_план урока к ИД (приложение 1)
страница_1.
Повторение системы команд (СКИ) исполнителя Черепашки:
Определите команды для Черепашки: в левый столбик – команды без параметра; в правый столбик – команды с параметром, укажите способ записи таких команд (1 ученик – работа на ИД, группа – самостоятельно на карточках; взаимопроверка) (приложение 2)
страница_2-3. Повторение способов записи программы для построения правильных геометрических фигур с помощью преобразования линейного алгоритма в циклический:
Предложите способ преобразования программы линейной структуры в циклическую конструкцию для правильных геометрических фигур (квадрат, равносторонний треугольник, многоугольник) (1 ученик – работа на ИД, группа – самостоятельно на карточках; взаимопроверка) (приложение 3)
страница_4.
Закрепление знаний по составлению и записи цикла с параметром ПОКА (объяснение по схеме общего вида структуры цикла и частных случаев цикла)
10 мин.
3. Объяснение нового материала. Презентация «Снежинки.ppt» (приложение 4)
слайд_1.
На уроке мы продолжим работу по освоению приемов управления движением Черепашки на примерах графических программ. А для нашего вдохновения и творчества сегодня послужат снежинки
слайд_2-6. Происхождение снежинок. Типология снежинок (приложение 5)
слайд_7-9.
Воплощение нашей идеи будем реализовывать с помощью программы со вспомогательными алгоритмами (процедурами):
Рассмотрите рисунок (рисунок 1).

Из каких деталей состоит наша снежинка? (снежинка состоит из 6 лучей, луч состоит из отрезка, на отрезке расположены два узора).
Если снежинка имеет 6 лучей, какой угол поворота Черепашки будем использовать? (60 градусов)
Какими способами можно записать команду поворота Черепашки, если поворот совершать по часовой стрелке (ПР 60 или ПР 360 / 6)
Рассмотрите схему построения снежинки (рисунок 2).

Сколько процедур (вспомогательных алгоритмов) надо составить для графического изображения нашей снежинки? (3 программы: луч, узор1, узор2)
Как будет называться главная программа? (снежинка)
Что необходимо указать в главной программе? (новое место, размер и цвет пера, опустить перо)
Где можно записать код программы? (в Рюкзаке или на Листе программы)
Используя технологическую карточку, предложите свое решение графической программы
12-15 мин.
4. Физминутка Упражнения на разминку кистей рук, спины, шеи 2 мин.
5. Практическая работа на ПК Выполнение самостоятельной практической работы (приложение 6)
Запустите программу ЛогоМиры
Создайте новый файл
Сохраните файл под именем cнежинка_1.mwx
12-15 мин.
6. Подведение итогов Какой алгоритм называется линейным?
Какой алгоритм называется циклическим?
Какова роль вспомогательного алгоритма?
2 мин.
7. Домашнее задание слайд_10. 1 мин.

Дополнительные материалы к уроку:

Рисунки.