Цели урока:
Образовательные:
- Углубить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация».
- Формировать практические знания по теме.
Развивающие:
- Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения.
- Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся.
Форма работы - групповая
1. Организационный момент. Дети определяют цели урока.
Учитель читает стихотворение.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаешь ты и знаю я,
Что есть она,
Что есть она
Синтаксис страна.
- О какой стране идет речь в этом стихотворении?
- А есть страна невыученных уроков, куда при определенном желании может, к сожалению, попасть каждый.
- Итак, смотрим. Демонстрируется фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков» (Приложение 1)
- Какое чувство вызвал у вас фрагмент из мультфильма? Вы улыбнулись или загрустили?
- Вспомните стихотворение, которое я прочитала в начале урока и историю Виктора Перестукина, и скажите, какие разделы русского языка мы будем сегодня повторять?
Да, на сегодняшнем уроке мы обобщим материал предыдущих занятий, поговорим о серьезных, важных вещах, но делать это будем улыбаясь и с удовольствием.
2. Терминологическая разминка.
Класс поделен на 3 группы. Разминка предусматривает групповую форму работы.
- Сначала, играя, поговорим о серьезном. Разгадаем кроссворд, ответами к которому станут понятия, изученные нами на уроках, посвященных изучению синтаксиса и пунктуации. (Приложение 2)
3. Работа с текстом (Приложение 3)
Нас ждет знакомство с увлекательной историей, автором которой является знаменитый писатель Астрид Лингрен. Вы наверняка знаете героев, созданных фантазией этой удивительной женщины, Пеппи – длинный чулок, Карлсон. Надеюсь, что и герой книги «Приключения Эмиля из Лённеберги» вам тоже знаком.
Группа №1
История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу.
В этот день на обед сварили мясной бульон. Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу. Все уселись за круглый стол и с аппетитом принялись за еду. Эмиль очень любил бульон, поэтому он хлебал громко и торопливо.
Бульон был очень вкусный, все брали добавку, и в конце концов на дне супницы осталась только морковка с луком. Этим-то и решил полакомиться Эмиль. Он потянулся к супнице, придвинул ее к себе и сунул в нее голову. Когда же Эмиль почти вылизал дно, он, естественно, захотел вытащить голову из супницы. Но не тут-то было! Супница ловко обхватила его лоб, виски и затылок и не снималась.
Задания к тексту.
- Какие предложения по цели высказывания встретились вам в этом отрывке?
- Найдите простые предложения в 1 абзаце. Выпишите в тетрадь простое предложение, которое осложнено однородными членами. Подчеркните грамматическую основу предложения. Начертите его схему. Почему однородные члены предложения не разделены запятой?
- Выполните синтаксический разбор предложения Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу.
Группа №2
История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу. (продолжение)
Эмиль наклонял голову по сторонам, скакал на одной ножке, но супница будто приросла к его голове. Если взрослые касались головы Эмиля, он сразу начинал ужасно орать.
Тогда маму озарила счастливая мысль. Она предложила отвезти мальчика к доктору, чтобы доктор безотлагательно оказал помощь Эмилю. Эмиль всегда полагал, что кататься в бричке – интересное дело, но не в таком же положении! По дороге он не мог видеть, что творится вокруг. Он не видел зарослей растений у дороги, вечерней зари в небе, когда она только начинает разгораться.
Задания к тексту.
- Какие предложения по цели высказывания встретились вам в этом отрывке?
- Найдите сложносочиненное предложение в 1 абзаце. Выпишите его в тетрадь, подчеркните грамматические основы предложения. Начертите его схему.
- Выполните синтаксический разбор предложения Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу.
Группа №3
История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу. (окончание)
Дверь отворилась, и Эмиль заскочил в кабинет доктора. Доктор сказал: «Здравствуй, молодец! Что это у тебя на голове выросло?».
Эмиль предположил, что доктор сидит прямо перед ним. Тогда он аккуратно шаркнул ножкой и вежливо поклонился. Раздался оглушительный звон, и супница разлетелась на кусочки.
Оказывается, когда Эмиль учтиво наклонил голову, он со всего маху стукнулся об угол стола.
– Так благополучно закончилась история о том, как Эмиль однажды угодил головой в супницу.
Задания к тексту.
- Какие предложения по цели высказывания встретились вам в этом отрывке?
- Найдите сложноподчиненное предложение во 2 абзаце. Выпишите его в тетрадь, подчеркните грамматические основы предложения. Начертите его схему.
- Выполните синтаксический разбор предложения Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу.
- Какое впечатление на вас произвела эта история?
- Какие предложения по цели высказывания встречаются в ваших отрывках?
- Предложений какого вида по цели высказывания нет в этих отрывках?
- Выпишите предложение, подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы:
- 1 гр. – простое с однородными членами из первого абзаца;
- 2 гр. – сложносочиненное из первого абзаца;
- 3 гр. – сложноподчиненное из второго абзаца, объясните знаки препинания второго предложения в первом абзаце.
- Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
4. Исследование лимериков.
Хочу вас сегодня познакомить с интересными, веселыми, нелепыми стихотворениями. Возникли они в Ирландии. Автором этих стихотворений-нелепиц является Эдвард Лир. (Приложение 4).
- Работа в группах. Каждая группа получила свой лимерик и должна провести небольшую исследовательскую работу «Синтаксические особенности лимериков» по предложенному плану. (Приложение 3).
Выступление представителей каждой группы.
5. Итоговый тест (Приложение 5)
6. Домашнее задание.
Задание для любознательных:
- Задайте вопросы к каждой строчке лимерика.
- Сколько строк в лимерике?
- Какие строки рифмуются?
- Разделите строки лимерика на слоги, расставьте ударения и посмотрите, как чередуются ударные и безударные слоги.
Напишите лимерик по предложенному началу.
- Одна дама из города Синтаксис
- Изучая раздел «Пунктуация»
- Запятая вдруг впала в уныние
Список используемой литературы:
- Е.В.Давыдова «Дидактический материал к учебнику М.В.Панова». Журнал «Русский язык» №9 2012 год.
- И.А.Харламова «Концентрированный текст на уроках русского языка». Журнал «Русский язык» №3 2012 год.