"Казнить нельзя помиловать". Повторение материала по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные:

  • Углубить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация».
  • Формировать практические знания по теме.

Развивающие:

  • Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения.
  • Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся.

Форма работы - групповая

1. Организационный момент. Дети определяют цели урока.

Учитель читает стихотворение.

Не наяву и не во сне, 
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаешь ты и знаю я,
Что есть она,
Что есть она
Синтаксис страна.

- О какой стране идет речь в этом стихотворении?

- А есть страна невыученных уроков, куда при определенном желании может, к сожалению, попасть каждый.

- Итак, смотрим. Демонстрируется фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков» (Приложение 1)

- Какое чувство вызвал у вас фрагмент из мультфильма? Вы улыбнулись или загрустили?

- Вспомните стихотворение, которое я прочитала в начале урока и историю Виктора Перестукина, и скажите, какие разделы русского языка мы будем сегодня повторять?

Да, на сегодняшнем уроке мы обобщим материал предыдущих занятий, поговорим о серьезных, важных вещах, но делать это будем улыбаясь и с удовольствием.

2. Терминологическая разминка.

Класс поделен на 3 группы. Разминка предусматривает групповую форму работы.

- Сначала, играя, поговорим о серьезном. Разгадаем кроссворд, ответами к которому станут понятия, изученные нами на уроках, посвященных изучению синтаксиса и пунктуации. (Приложение 2)

3. Работа с текстом (Приложение 3)

Нас ждет знакомство с увлекательной историей, автором которой является знаменитый писатель Астрид Лингрен. Вы наверняка знаете героев, созданных фантазией этой удивительной женщины, Пеппи – длинный чулок, Карлсон. Надеюсь, что и герой книги «Приключения Эмиля из Лённеберги» вам тоже знаком.

Группа №1

История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу.

В этот день на обед сварили мясной бульон. Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу. Все уселись за круглый стол и с аппетитом принялись за еду. Эмиль очень любил бульон, поэтому он хлебал громко и торопливо.

   Бульон был очень вкусный, все брали добавку, и в конце концов на дне супницы осталась только морковка с луком. Этим-то и решил полакомиться Эмиль. Он потянулся к супнице, придвинул ее к себе и сунул в нее голову. Когда же Эмиль почти вылизал дно, он, естественно, захотел вытащить голову из супницы. Но не тут-то было! Супница ловко обхватила его лоб, виски и затылок и не снималась.

Задания к тексту.

  • Какие предложения по цели высказывания встретились вам в этом отрывке?
  • Найдите простые предложения в 1 абзаце. Выпишите в тетрадь простое предложение, которое осложнено однородными членами. Подчеркните грамматическую основу предложения. Начертите его схему. Почему однородные члены предложения не разделены запятой?
  • Выполните синтаксический разбор предложения Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу.

Группа №2

История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу. (продолжение)

Эмиль наклонял голову по сторонам, скакал на одной ножке, но супница будто приросла к его голове. Если взрослые касались головы Эмиля, он сразу начинал ужасно орать.

Тогда маму озарила счастливая мысль. Она предложила отвезти мальчика к доктору, чтобы доктор безотлагательно оказал помощь Эмилю. Эмиль всегда полагал, что кататься в бричке – интересное дело, но не в таком же положении! По дороге он не мог видеть, что творится вокруг. Он не видел зарослей растений у дороги, вечерней зари в небе, когда она только начинает разгораться.

Задания к тексту.

  • Какие предложения по цели высказывания встретились вам в этом отрывке?
  • Найдите сложносочиненное предложение в 1 абзаце. Выпишите его в тетрадь, подчеркните грамматические основы предложения. Начертите его схему.
  • Выполните синтаксический разбор предложения Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу.

Группа №3

История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу. (окончание)

Дверь отворилась, и Эмиль заскочил в кабинет доктора. Доктор сказал: «Здравствуй, молодец! Что это у тебя на голове выросло?».

Эмиль предположил, что доктор сидит прямо перед ним. Тогда он аккуратно шаркнул ножкой и вежливо поклонился. Раздался оглушительный звон, и супница разлетелась на кусочки.

Оказывается, когда Эмиль учтиво наклонил голову, он со всего маху стукнулся об угол стола.

– Так благополучно закончилась история о том, как Эмиль однажды угодил головой в супницу.

Задания к тексту.

  • Какие предложения по цели высказывания встретились вам в этом отрывке?
  • Найдите сложноподчиненное предложение во 2 абзаце. Выпишите его в тетрадь, подчеркните грамматические основы предложения. Начертите его схему.
  • Выполните синтаксический разбор предложения Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу.

- Какое впечатление на вас произвела эта история?

- Какие предложения по цели высказывания встречаются в ваших отрывках?

- Предложений какого вида по цели высказывания нет в этих отрывках?

- Выпишите предложение, подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы:

  • 1 гр. – простое с однородными членами из первого абзаца;
  • 2 гр. – сложносочиненное из первого абзаца;
  • 3 гр. – сложноподчиненное из второго абзаца, объясните знаки препинания второго предложения в первом абзаце.

- Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

4. Исследование лимериков.

Хочу вас сегодня познакомить с интересными, веселыми, нелепыми стихотворениями. Возникли они в Ирландии. Автором этих стихотворений-нелепиц является Эдвард Лир. (Приложение 4).

- Работа в группах. Каждая группа получила свой лимерик и должна провести небольшую исследовательскую работу «Синтаксические особенности лимериков» по предложенному плану. (Приложение 3).

Выступление представителей каждой группы.

5. Итоговый тест (Приложение 5)

6. Домашнее задание.

Задание для любознательных:

  1. Задайте вопросы к каждой строчке лимерика.
  2. Сколько строк в лимерике?
  3. Какие строки рифмуются?
  4. Разделите строки лимерика на слоги, расставьте ударения и посмотрите, как чередуются ударные и безударные слоги.

Напишите лимерик по предложенному началу.

  • Одна дама из города Синтаксис
  • Изучая раздел «Пунктуация»
  • Запятая вдруг впала в уныние

Список используемой литературы:

  1. Е.В.Давыдова «Дидактический материал к учебнику М.В.Панова». Журнал «Русский язык» №9 2012 год.
  2. И.А.Харламова «Концентрированный текст на уроках русского языка». Журнал «Русский язык» №3 2012 год.