Учебно-воспитательные задачи урока:
- Образовательная: знакомство с творчеством М.П.Мусоргского, его циклом “Картинки с выставки”, историей создания цикла.
- Воспитательная: воспитывать культуру поведения при прослушивании симфонических произведений.
- Развивающая: развивать музыкальные способности детей, чувство ритма; музыкальный слух и умение слушать симфонические произведения; музыкальную память, творческое воображение.
Цель:
- Знать: о творчестве М.П.Мусоргского, историю создания цикла “Картинки с выставки”
- Уметь: внимательно слушать, определять характер произведения, лад, настроение, петь сдержанно и выразительно
Тип урока: интегрированный
(методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление межпредметных и внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов).
Методы: вербальные, наглядные, практические.
Виды работы: беседа, запись в тетради, письменный опрос, взаимопроверка, пение, слушание, составление устного рассказа о картине, возникшей под впечатлением услышанного музыкального произведения, сравнительный анализ, путем составления диаграммы Венна, рисунок, отражающий содержание музыкального произведения.
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие любое, которым пользуется педагог. На экране слайд 1)
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
(Сообщаю тему урока. Зачитываю эпиграф. Слайд 2)
Искусство – зеркало.
И отразится в нем все то,
Что нынешним у нас зовется днем.
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне, слова стихотворений,
Волненье скульптора, певучий взлет смычка.
Так сохранит наш день для сотен поколений
Картина, музыка и точная строка.
Курт Батрель (Германия)
И мы постараемся сегодня увидеть мир, в котором жил Модест Петрович Мусоргский, благодаря его произведениям и работам его друга - Гартмана. Но прежде давайте вспомним, что мы узнали о великом русском композиторе, Мусоргском, на прошлом уроке.
3. Письменная работа.
Проверка пройденного материала.
Письменные ответы на листочках (листочки подписаны заранее) по вариантам: 1 вариант – пишет о происхождении, образовании, характере композитора; 2 вариант – о творчестве и друзьях.
На эту работу у вас есть 4 минуты.
(Когда дети пишут, включить Интермедию “Прогулка” из цикла “Картинки с выставки” в фортепианном изложении. Приложение 1)
Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками. Взаимопроверка. (слайд 4 – кластер, составленный на предыдущем уроке, на котором в виде схемы даются основные моменты из текста учебника)
Оцените работу друг друга, листочки передайте мне. Кто затрудняется, может оценку не ставить. (2 мин.)
Во время выполнения проверочной работы звучала тема “Прогулки” из цикла “Картинки с выставки”
Пожалуйста, вспомните определение, что такое сюита или цикл?
(Ответ: Цикл или сюита – собрание самостоятельных пьес (чаще всего программных), объединенных единой темой.)
4. Новый материал.
“Картинки с выставки” были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В.Гартмана (открываю портрет В.Гартмана. слайд 5), друга композитора, внезапно умершего.
Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяческих выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. Его творчество Владимир Васильевич Стасов оценивал очень высоко. В пылу критических боев с противниками-академистами критик даже утверждал, что таких талантов, как Гартман, “еще не бывало”. По-видимому, более объективно высказывался И.Н.Крамской (высказывание на слайде 4, рядом с портретом), который писал: “Мне всегда казалось, что Гартман не архитектор собственно, в тесном смысле, а просто художник, да еще фантастический… Гартман был человек незаурядный. Он бы так и остался отвергнутый всеми, если бы время не выдвинуло задач грандиозных в архитектуре – всемирные выставки. Когда нужно построить обыкновенные вещи, будничные, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могла быть образцов, тут он создает изумительные вещи”.
С Мусоргским Гартмана связали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1973 году, всего через три года после знакомства, потрясла Модеста Петровича до глубины души. “Горе, горе! О российское многострадальное искусство!” - писал он П.С.Стасовой. Деликатнейший, тонко чувствующий человек, Мусоргский вспоминал последнюю встречу с другом и терзался угрызениями совести: “В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштатской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Тогда я не придал большого значения этому явлению… Порядком повозившись сам с удушьем и биением сердца… я мнил, что это участь нервных натур, по преимуществу, но горько ошибся – как оказывается”. “И когда я припоминаю теперь этот разговор (Мусоргский попытался отвлечь художника от мыслей о болезни), мне жутко становится, что струсил я перед своею же мнительностью… Как самый штатный дурак я смотрел тогда на нашего Гартмана. Бессильный, не будучи в помощи мощным, пешка – вот что”. Потеря друга настроила на мысли о смерти вообще. (http://cy.by/druzhba-musorgskogo-i-gartmana/)
Выставку организовал весной 1874 года Владимир Васильевич Стасов. Можете пополнить свой кластер – в раздел друзья дописать Владимир Стасов, Поликсена Стасова (вписываю в схему.) Посмотрите на портреты этих друзей Мусоргского. Портреты работы Репина. (слайд 6)
Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского, и работа закипела. “…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные a la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…” из письма Мусоргского Стасову.
Вскоре, в июне 1874 года, “Картинки с выставки” были закончены. (слайд 7)
Каждая пьеса, а их 10 – музыкальная картинка (слайд 8), отразившее впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - “картины” связываются между собой темой-интермедией “Прогулка”, которую мы уже с вами слышали, изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. В том же письме к Стасову он пишет “…именно в ней ты можешь увидеть мою моську…” (слайд 9) Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе. То есть, подобных циклов больше нет. Этот единственный и неповторимый.
“Картинки с выставки” стали одним из популярнейших произведений. Известный французский композитор Морис Равель (слайд 10) сделал аранжировку их для оркестра. Известно много и более поздних обработок.
Выставка Гартмана была выставка – продажа. Поэтому все его работы разошлись по частным коллекциям, и на сей день сохранилось всего 5 работ. Это: “Лиможский рынок” - зарисовки (слайд 11), “Балет невылупившихся цыплят” (Слайд 12), “Богатырские ворота” (Слайд 13), “Катакомбы” (Слайд 14) и “Избушка на курьих ножках”. Но прежде, чем посмотреть 5 работу Гартмана “Избушка на курьих ножках”, слушаем картинку Мусоргского в оркестровой обработке 1922 года французского композитора М.Равеля. Слушая, вам надо представить картину, которую изображает нам музыка.
(Приложение 2). А теперь вопросы по услышанному: какая музыка, какие краски взял художник, изображая эту картинку. Кого вы увидели в музыке? Какие действия вы представили? (Ответы детей)
Внимание – работа Гартмана. (Слайд 14). Это и есть те самые часы, в виде сказочного домика, под впечатлением которых была создана пьеса Мусоргским. КАК принято говорить у современных политиков: “Без комментариев”.
Мы с вами прокомментируем другую пьесу “Гном”. Работа не сохранилась, известно лишь, что это были щипцы для разбивания орехов, такой “Щелкунчик”. Чтобы нам легче было комментировать, вспомним, на что необходимо обратить внимание при прослушивании: мелодию, интонацию, темп, ритм, динамику, тембр, лад, аккомпанемент. (Слайд 15). Для сравнения составим диаграмму из 3 пересекающихся кругов. В центре напишите “Гном”, 1 круг – 1874, 2 круг – 1922, 3 круг – 2002. Будет слушать разные исполнения одного и того же произведения. Во время слушания произведений вы их изображаете, попробуйте восстановить работу Гартмана. (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)
(Ответы детей вписываем в диаграмму.)
Вот так смена времен отразилась на “Гноме”.
5. Вокальная хоровая работа.
А какими мы видим нас и нашу страну? Нам поможет в этом песня Юрия Верижникова “Наша с тобой земля”. Сегодня попробуем ее петь под минусовку. (Приложение 6)
Во время пения следить за интонированием, точностью вступления, дыханием.
6. Итоги урока. Составление сравнительной диаграммы. Выставка работ. Выставление оценок за урок. Возврат к эпиграфу.
7. Домашнее задание.
Работа с учебником: прочитать текст, подчеркнуть главное, нарисовать понравившееся и запомнившееся произведение.