Пояснительная записка
Актуальность
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени - дошкольному образованию.
Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.
Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить проблему воспитания детей в семье, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, повысить уровень педагогических знаний среди родителей.
Инновационная деятельность в этих группах позволяет создать благоприятные условия для социализации детей, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.
- Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребенка?
- Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
- Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?
Проблема
- низкий уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста;
- проблема общения детей со взрослыми и сверстниками при поступлении в ДОУ;
- нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Для решения данных проблем нами разработана программа по социализации и ранней адаптации детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.
Цель:
- Содействовать всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.
- Взаимодействовать с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Задачи группы кратковременного пребывания:
Для детей:
- развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыкам общения с другими детьми и со взрослыми в игре и повседневном общении ;
- развивать познавательную сферу ребёнка в соответствии с возрастом, расширять кругозор;
- обеспечить эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Для родителей:
- формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Ведущими направлениями деятельности являются:
- индивидуальные и групповые занятия педагога с ребёнком в присутствии родителя;
- совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественно-эстетической;
- психолого-педагогическая работа.
Новизна
Детский сад – это дом радости и событийность поможет ребенку смягчить разрыв привычных личностных отношений с мамой и преодолеть детский страх перед новым социумом. Основным педагогическим условием группы кратковременного пребывания выступает совместная деятельность ребенка со взрослым.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения – отличительная особенность данной группы.
Родитель не сторонний наблюдатель, а активный участник.
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические паузы и физминутки совместные с родителями, что позволяет переключать активность детей.
Основная идея адаптационной группы в том, что ребенок занимается привлекательными для него видами деятельности поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.
Формы работы
- Индивидуальные игровые занятия.
- Фронтальные игровые занятия.
- Наблюдение.
- Диагностическое обследование.
- Консультации для родителей.
Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в ходе которой развиваются основные виды деятельности: предметная, двигательная, игровая, продуктивная (изодеятельность, конструирование).
Принципы работы групп кратковременного пребывания
- Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
- Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
- В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
— организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
— гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
— дифференцированный временной режим для разных видов совместной и самостоятельной деятельности.
Участники
Участниками реализации программы являются: педагоги, родители и дети раннего возраста.
Цель первого направления - повышение уровня профессиональной компетенции работников ДОУ.
Цель второго направления - ознакомление родителей с возрастными особенностями ребенка, выработка единого стиля воспитания в ДОУ и семье.
Цель третьего направления – развитие навыков общения детей раннего возраста в различных жизненных ситуациях.
Сроки и этапы выполнения программы: 5 лет.
1 этап. Подготовительный (октябрь 2010г. - январь 2011г.)
Цель: Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона города.
Сбор информации:
- анкетирование родителей с целью изучения запроса;
- разработка нормативной базы, регламентирующей и регулирующей функционирование группы кратковременного пребывания;
- диагностическое обследование нервно-психического развития детей;
- создание организационно-управленческих и организационно-педагогических условий для эффективной работы ГКП для детей раннего возраста.
2 этап. Внедренческий (февраль 2011г.- май 2015г.)
Цель: внедрение содержания основных направлений программы.
Участники: воспитатели, родители, педагог-психолог, социальный педагог.
Направления деятельности:
- разработка содержания и форм работы адаптационной группы;
- осуществление координации взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей;
- определение разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
- промежуточная диагностика нервно-психического развития детей;
- опрос родителей с целью выявления удовлетворенности работой группы кратковременного пребывания детей.
3 этап. Обобщающий (июнь-октябрь 2015г.)
Цель: обобщение наработанного опыта по программе.
Виды деятельности:
- итоговая диагностика результатов нервно-психического развития детей;
- опрос родителей с целью получения обратной связи о группе кратковременного пребывания;
- текстовое описание опыта, анализ деятельности;
- разработка сборника мероприятий по работе с детьми посещающих группу кратковременного пребывания.
Ожидаемые результаты
Прогнозируемый результат - лёгкая адаптация детей к детскому саду, развитие личности ребёнка, заинтересованность родителей в педагогически правильном воспитании детей.
Литература
- Закон Российской Федерации об образовании ст.50 «Права и социальная защита обучающихся воспитанников».
- Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» С-Б., 2000г.
- Баранова М.Л., Макарова Н.В. «Организация психолого–педагогической помощи детям раннего возраста».
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком в период раннего детства» С-П, 2003г.
- Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» С-П, 2007г.
- Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» Москва, 2006г.
- Бабунова Т.М. «Группа кратковременного пребывания» Москва 1999г.
- Стожарова М.Ю. «Формирование психологического здоровья дошкольников» Ростов - на -Дону «Феникс» 2007г.
- Наревская И.Н., Курганова Н.А. «Профилактика нарушений в поведении дошкольников» Москва 2009г.
- Печера К.Л. «Психолого – педагогическое обследование детей в возрасте от 1года 3месяцев до 6 лет » Методические рекомендации Москва 1995г.