Цель: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания учащихся о многообразии птиц.
Задачи:
- расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоемов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы);
- продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
- продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, работы в группах, парах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.
Оборудование: наглядный материал «Птицы и люди», проекты учащихся с изображением птиц, таблицы или рисунки с изображением птиц разных экологических групп из учебника или других книг, ЦОР об экологических группах птиц и презентация к уроку, интерактивные пособия к доске «СМАРТ».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
Разминка-летучка (выполнение теста из сборника Г. И. Лернера – 5 вопросов – 5 минут)
II. Постановка проблемы.
1. Работа в парах: составьте, назовите птицы из набора букв. Приложение
РСТИЖ, НГВИПИН, ТУКА, ДЕЛЬБЕ, РОДФА, СУРАТС, СЬУГ, СЦАИНИ.
Что общего у этих птиц? В чем различие?
2. Перечислите признаки класса птиц. Проверяем ответы учащихся:
- Тело покрыто перьями.
- Передние конечности превращены в крылья.
- Клюв без зубов.
- Быстрое пищеварение.
- Облегченный скелет (полости в костях).
- Теплокровность.
- Особое дыхание (воздушные мешки).
- Есть киль.
Какой вывод можно сделать: благодаря этим приспособлениям птицы способны летать.
3. Проблема:
- Все ли птицы летают? Какие способы передвижения птиц?
- Где место обитания?
- Как далеко летят?
А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды., т.е. в экологической среде, следовательно мы сегодня будем говорить об экологических группах птиц.
Что же мы сегодня должны узнать? (Деление птиц на группы, характерные признаки разных экологических групп). Запись на доске.
Тема урока: Экологические группы птиц.
III. Актуализация знаний.
1. Поиск решения:
– На какие группы можно разделить птиц в зависимости от строения и характера жизнедеятельности?
А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)
Назовите к какому виду они относятся по способу передвижения
Экологические группы по типу передвижения: летающих, плавающих и бегающих птиц
Вывод: Все птицы делятся на три группы: бегающие, плавающие и летающие.
Деление учащихся на группы – встаем в круг, физкульт – пауза, учитель делит учащихся по порядку на шишки, желуди, орехи, апельсины – 4 группы
2. В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и жизнедеятельности птицы делятся на группы.
Прочитайте текст на стр. ___–___ и заполните таблицу. Время 4 минуты.
Экологические типы птиц.
Работа с таблицей. Задание в конверте (разрезанные квадраты с характерными признаками)
Экологическая группа | Представители | Признаки | ||
Описание крыльев | Масса и размер тела | Описание оперения | ||
Птицы степей и пустынь | Страус, дрофа, цесарка | Крылья малы и слабы, без маховых перьев, | Птицы средних или крупных размеров | Перьевой покров рыхлый. |
Болотные | Цапля, аист, выпь | Хорошо развиты, большие, широкие. | Мелкие, средние, крупные. | Перьевой покров рыхлый, небольшое количество пуховых перьев. |
Птицы водоемов и побережий | Гага, лебедь, баклан, чомга, кряква, гусь | Хорошо развиты. | Средние и крупные, но меньше, чем наземные. | Пуховых перьев нет. У всех перья жесткие, плотные, налегают друг на друга. Могут смазывать выделениями копчиковой железы. |
Птицы леса | Дятел, сова, глухарь | Широкие, хорошо развиты, приспособлены к лазанью по деревьям | Средние и мелкие | Разнообразное (жесткое, мягкое) |
Дневные хищники | Ястреб, скопа, сокол, орел. | Сильные крылья, | Крупные, средние, мощные папы, снабженные острыми, в виде крючков, когтями. | Крупные перья, на ногах оперенье |
Ночные хищники | Сова, серая неясыть, филин. | Мягкие маховые перья покрыты ворсинками – приспособление к бесшумному полету | Крупные, средние | Оперенье мягкое, обильное, на ногах оперенье |
Наземные килегрудые птицы | Крылья короткие, не совершают перелетов. | Округлое плотное тело | Оперенье сплошное, расположено плотно, имеются маховые и рулевые крылья | |
Пингвины | Хохлатый пингвин, пингвин Адели, | Крылья превратились в ласты, лапы с плавательными перепонками | Тело напоминает подводную лодку. | Перья мелкие, плотные, перекрывают друг |
Наклейте на лист соответствующие надписи.
Географическое распространение птиц исключительно широко, птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Больше всего птиц, 80%, обитают в тропиках.
Вывод: Птицы делятся на экологические группы по месту обитания.
3. В зависимости от времен года в жизни птиц происходят изменения. Размножение, перелеты. Почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются, а третьи кочуют? Откройте учебник на стр. ___ (2–4 абзацы и стр. ___. 1 абзац). Прочитайте. Рассмотрите эти группы и дайте им характеристику. Время 3 минуты.
Вывод: птицы делятся на перелетных, кочующих и оседлых в зависимости от времен года.
IV. Выражение решения.
Доклад учащихся о миграции птиц с использованием ЦОР.
V. Закрепление.
Определите по фото, какие птицы изображены на рисунках.
VI. Контроль знаний.
Тест.
-
Характерные признаки бегающих птиц:
А – перья на крыльях рыхлые, мягкие.
Б – заостренные крылья
В – короткие ноги
Г – хорошо развит киль -
Характерные признаки плавающих птиц:
А – грудная кость без киля
Б – хорошо развиты ноги
В – заостренные крылья
Г – короткие ноги, находятся на заднем конце туловища -
Характерные признаки летающих птиц:
А – перья на крыльях рыхлые
Б – хорошо развит киль
В – киль отсутствует
Г – крылья превращены в ласты -
Широкий клюв, с расположенными по бокам “зубчиками”:
А – птиц открытых пространств
Б – лесных птиц
В – кочующих птиц
Г – птиц водно-болотных угодий -
Птицы водно-болотных угодий:
А – фламинго.
Б – кукушка.
В – орел
Г – дятел
VI. Если останется время, есть еще два задания – ЦОР 7 класс.
VII. Рефлексия.
1. Составить «Синквейн»
- Существительное – «Птицы»
- два прилагательных
- три глагола
- Фраза состоящая из 4-5 слов.
- Эмоциональная точка-слово, выражающее отношение автора к теме обсуждения
2. 23, 23а программа интерактивной доски.
VIII. Домашнее задание.
Кто получил
- “5” – составят книжки-малышки-загадки о птицах разных экологических групп.
- “4” – составляют кроссворд.
- “3” – внимательно прочитать учебный материал на стр. ___ и ответить на вопросы на стр. ___