Тип урока: урок решения задач.
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- продолжить работу по формированию понятия об архимедовой силе,
- познакомить с историей парусного флота России.
- Воспитательные:
- формировать научное мировоззрение у учащихся путём изучения закономерностей протекания физических процессов;
- воспитание самостоятельности, ответственности, добросовестного отношения к учебному труду;
- воспитание патриотизма, гордости за историческое наследие своей страны.
- Развивающие:
- совершенствовать общепредметные умения и навыки (умение выделять главное, анализировать, систематизировать);
- совершенствовать навыки решения задач;
- развивать навыки самостоятельного поиска и обработки информации.
Структура урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение – 3 мин.
- Остров «Разгадай-ка» – 3 мин.
- Остров «Соображай-ка» –3 мин.
- Остров «Отвечай-ка» – 4 мин.
- Остров «Увлекай-ка» – 4 мин.
- Остров «Порешай-ка» – 23 мин.
- Выводы. Итог урока – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.
(А. С. Пушкин)
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, сегодня на уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия, а для этого мы с вами отправимся в путешествие по физическому океану. За каждый правильный ответ, либо дополнение к ответу, вы получаете один балл, на каждом пункте нашего путешествия у вас будет возможность заработать баллы. По ходу путешествия вам необходимо будет вести маршрутный лист (перед ребятами на столах) и путевой журнал – это ваши тетради.
II. Повторение
Народная мудрость гласит: «Ум хорошо, а два лучше». Сейчас поработаем в парах, закрепим материал, который проходили на предыдущих уроках. Итак, отплытие. Чтобы начать свой путь и попасть на корабль, ребята должны показать свои билеты. Для этого, ребята, вы должны к данным формулам подобрать соответствующие названия:
p = F/S; F = m*g; m = p*V; V = a * b * с; ρ = m/V; F = ρ * g * V
а) объем тела
б) сила тяжести
в) давление тела
г) масса тела
д) Архимедова сила
е) плотность тела
– А теперь поменяемся листочками и проверяем правильность ответов (по слайду). Оцениваем работу напарника по предложенной системе и полученные баллы ставим в маршрутные листы.
6 правильных ответов – «5»
5 – «4»
3-4 – «3»
Менее 3 – «0»
– У каждого из нас имеются билеты и мы отправляемся в плавание. Пока корабль плывёт к первому острову, нужно ответить на вопрос: какое название носит линия обозначенное на нашей карте? (Траектория).
III. Остров «Разгадай-ка»
Задание: разгадать кроссворд.
1. Аппарат для дыхания человека под водой.
2. Приспособления для измерения длины.
3. Прибор для измерения глубины.
4. Аппарат для изучения морских глубин.
5. Прибор для определения сторон света.
6. Жидкое полезное ископаемое.
7. Металл красного цвета.
Ответы: акваланг, метр, эхолот,
батискаф, компас, нефть, медь.
Ключевое слово: Архимед.
IV. Остров «Соображай-ка»
Задание: переведи в систему СИ:
380 кПа = 380000 Па 80 см = 0,8 м 450 мН = 0,45 Н
34 кН = 34000 Н 4,5 км = 4500м 72,5 кПа = 72500 Па
45,6 МПа = 45600000 Па 250 г = 0,25 кг 13,5 г/ 1см3 = 13500кг/м3
VI. Остров «Отвечай-ка»
1. Почему в реке с илистым дном мы вязнем больше на мелком месте, чем на глубоком?
Ответ: погружаясь на большую глубину, мы вытесняем больший объём воды. По закону Архимеда на нас в этом случае будет действовать большая выталкивающая сила.
2. Почему человек может лежать на воде, положив руки под голову?
Ответ: масса человеческого тела, если полости лёгких заполнены воздухом, хотя и не на много, но всё же меньше вытесненной им воды, поэтому человек может свободно лежать на воде, положив руки под голову.
3. Для чего ботинки водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами
Ответ: тяжёлые свинцовые ботинки помогают водолазу преодолевать выталкивающую силу воды.
4. Почему держаться на поверхности воды в море значительно легче, чем в реке?
Ответ: Плотность морской воды больше пресной, поэтому в море на человека действует большая выталкивающая сила.
5. Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы, проводя соответствующие опыты на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле?
Ответ: Такое же, как и на Земле: архимедова сила равна весу жидкости, вытесненной погруженным в неё телом.
6. Действует ли архимедова сила на ИСЗ?
Ответ: архимедова сила в условиях невесомости отсутствует.
VI. Остров «Увлекай-ка»
2 учащихся рассказывают классу подготовленные дома сообщения на темы:
- Плавание животных и человека.
- Плавание судов.
– Ребята, оцените сообщения, которые вам приготовили одноклассники, в своих путевых листах смайликами (если понравилось выступление поставьте , если нет – )
VII. Остров «Порешай-ка»
Задание: решить задачи из электронного задачника. (Работа в парах)
Задания в задачнике расположены в
хронологическом порядке, решая которые, Вы
закрепите знания по физике и познакомитесь с
историей парусного флота России. Рядом с
названием задачи указано во сколько баллов
оценивается правильное решение этой задачи. Вам
необходимо решить задачи и выбрать правильный
ответ из предложенных. В случае если ответ
окажется правильным, перед вами откроется
страничка с историей парусника, о котором
идет речь в задании. Если же допущена ошибка,
будет предложено, либо вернуться к условию
задачи и решить ее заново, либо воспользоваться
подсказкой.
Рекомендуемое время выполнения заданий: (время
выполнения заданий зависит от класса и уровня
развития навыков обучающихся) на каждую задачу
рекомендовано отвести от 4 до 7 минут.
Рекомендации и критерии оценивания
правильных/частично правильных и неправильных
ответов.
Балл который указан в содержании вы получаете
при правильном решении и оформлении задачи.
На 1 балл ниже – в случае исправления ошибки в
решении задачи самостоятельно.
На 2 балла ниже – в случае, для решения задачи
пришлось воспользоваться подсказкой.
Краткие рекомендации для педагога по работе с задачником
Электронный задачник-тренажер по физике для 7 класса «Парусные суда России» по теме «Архимедова сила»
Цель использования
- Закрепление практических умений определять выталкивающую силу, грузоподъемность, водоизмещение, решение задач на применение условия плавания тел.
- Развить интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с информатикой и историей; расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике.
- Воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Данный задачник можно использовать для закрепления пройденного материала по теме, для текущего контроля или на внеклассном занятии.
Краткая инструкция для обучающихся
Задания в задачнике расположены в хронологическом порядке, решая которые, Вы закрепите знания по физике и познакомитесь с историей парусного флота России. Вам необходимо решить предложенные задачи и выбрать правильный ответ из предложенных. В случае если ответ окажется правильным, вам откроется страничка с историей парусника, о котором идет речь в задании. Если же допущена ошибка, будет предложено, либо вернуться к условию задачи и решить ее заново, либо воспользоваться подсказкой.
Рекомендуемое время выполнения заданий.
Время выполнения заданий зависит от класса и уровня развития навыков обучающихся. На каждую задачу рекомендовано отвести от 4 до 7 минут.
Рекомендации и критерии оценивания правильных/частично правильных и неправильных ответов.
«5» – при правильном решении и оформлении
задачи.
«4» – в случае исправления ошибки в решении
задачи самостоятельно.
«3» – в случае, когда ученик решил задачу,
воспользовавшись подсказкой.
Правильные ответы на задания
№ задачи | Ответ |
1 | 3) 1,2 м |
2 | 2) 2 м |
3 | 1) 2510625 Н |
4 | 4) 0,9 мм |
5 | 3) 88021500 Н |
6 | 2) 378,64 м? |
7 | 4) 0,005 м |
8 | 2) 18657346 Н |
9 | 4) 2256 т |
10 | 2) 0,4 мм |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
– Наше путешествие близится к концу. Итак,
ребята, что мы сегодня делали на уроке? (Решали
задачи, знакомились с историей, с физическими
законами).
– В каких областях мы с вами рассмотрели
применение архимедовой силы? (Плавание судов,
плавание человека и животных).
– Давайте, каждый пользуясь маршрутным листом
оценит свою работу на уроке.
Если вы набрали за урок
от 16 – вы получаете за урок «5»
от 12-15 баллов – «4»
от 9-12 баллов – «3»
Если у кого-то получился результат ниже, то вам
необходимо еще уделить время для изучения этой
темы.
Справившись с нашими заданиями, Вы получили
двойную награду:
– Знание истории знаменитых парусников России;
– Навыки решения задач по физике.
– Ребята, теперь я предлагаю вам оценить ваше настроение. В ваших путевых листах имеется изображение личика. Дорисуйте его: улыбающееся личико, грустное или равнодушное.
IХ. Домашнее задание
На выбор:
– Составить кроссворд по теме Архимедова сила.
– Составить 2 задачи на тему Архимедова сила.
– До свидания! Спасибо за урок!
Источники:
- Военные корабли. Парусники. [www документ] — URL: http://shipandship.chat.ru/military/a000.htm
- Парусники. [www документ] — URL: http://windgammers.narod.ru
- Википедия. [www документ] — URL: http://ru.wikipedia.org
- Словари и энциклопедии на Академике. [www документ] — URL: http://dic. academic.ru
- Модели кораблей. [www документ] — URL: http://www.shipmodels.ru
- Наш флот. [www документ] — URL: http://www.nashflot.ru
- Парусники, катеры, катамараны и яхты – приручившие ветер . Русские парусные корабли. [www документ] — URL: http://www.sailingvessel.ru/?p=18