Интеллектуальное развитие учащихся, исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В соответствии с требованиями, предъявляемыми современным государством к школе, обучение в ней должно ориентироваться на интеллектуальное развитие младших школьников. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности, который осуществляет интеллектуальное развитие учащихся.

Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания.

Эффективное усвоение знаний я обеспечиваю организацией исследовательской деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.

Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. Работа в классе строиться по принципу: «Я знаю? Я знаю. Я знаю!».

Исследовательскую деятельность необходимо начинать с 1 класса, когда у детей возникают вопросы о разделении животных на диких и домашних. «Почему так, а не иначе?» Предлагать детям самостоятельно или при помощи родителей попытаться ответить на этот вопрос. В результате появляются первые страницы классной «Маленькой энциклопедии», то есть исследовательская деятельность начинается с определения сферы деятельности и выбора темы для научного поиска. Понимая, что тема должна быть интересной, посильной, а объем работы выполнимым для ребенка, учитель выступает не пассивным созерцателем процесса выбора учеником темы, а его активным участником. Не навязывая своего мнения, но хорошо зная способности и интересы учеников, учитель подталкивает каждого из них к той области знаний, в которой ученик был более компетентен. Впоследствии в классе возникает почтовый ящик для Почемучек. В нем ребята оставляют письма для Всезнайки.

А могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Да, дети с увлечением включаются в исследовательскую деятельность, быстро определяют круг своих интересов, имеют достаточный опыт работы с литературой.

Изучая темы по окружающему миру в 1 классе (Образовательная система «Школа 2100»), можно составить соответствующие страницы «Маленькой энциклопедии». Например, отвечая на вопрос «Как растут семена в земле?», выполнить практическую работу и оформить серию рисунков (фотографий), где показать развитие семени фасоли, и этот результат занести в «Маленькую энциклопедию».

Во 2 классе, изучая тему «Горы, реки» ученики изготавливают макеты гор и рек, где воочию убеждаются, почему же вода стекает с гор, что такое пойма реки, берега и т.д.

Исследуя, какие же животные и растения обитают в той или иной природной зоне, учащиеся добавляют новые страницы своей «Маленькой энциклопедии».

Во время экскурсии в весенний лес проводится работа по определению берегов, истока, устья реки. Дети рассматривают рельеф местности в окрестностях леса. Наблюдают весенние изменения в природе и вырабатывают правила поведения в лесу:

  • отправляясь отдыхать на природу, оставь магнитофон дома, чтобы громкой музыкой не испугать животных;
  • понаблюдай за жизнью муравейника, не разрушая его;
  • выбирай в лесу протоптанные дорожки, не мни свежую траву;
  • послушай пение птиц, отгадай, какие звуки какой птице принадлежат, не разрушай их гнезд и не бери в руки их яйца или птенцов, иначе твой запах отпугнет птицу-маму от гнезда.

В моей практике был случай, когда ученица 3 класса заинтересовалась причинами возникновения сказочных персонажей русских народных сказок: Снегурочки, Бабы – Яги, Кощея Бессмертного, ведьм. Она обратилась за помощью к мифам славян и нашла ответы на свои вопросы. Результат работы оформила в виде книги – рукописи. Учащиеся класса были удивлены ее выступлением, постепенно исследовательская деятельность захватила всех учащихся класса, даже «слабые» ученики высказали желание тоже участвовать в исследовательской деятельности.
К урокам окружающего мира, литературного чтения ученики подготавливают сообщения (презентации), при этом они выступают в роли учителя, преподнося учебный материал ребятам.
Ежемесячно в классе выпускается тематический бюллетень «Почемучки», в котором красочно раскрываются определенные темы окружающего мира.

После проведенных экскурсий в осенний парк, где дети собирают разнообразные по окраске, форме, рождению листья, ребятам рекомендуется придумать и написать, как этот листочек попал к ним, придумать ему имя.

После экскурсий учащиеся представляют свои работы и составляют вместе с учителем коллективный коллаж «Осенний хоровод».

С 1 класса дети уже могут работать не только индивидуально, но и группами. В 3 классе ребята могут создать классный музей «Чудеса вокруг нас».

Для развития самостоятельности и активности детей необходимо положительно оценивать каждый их шаг, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.

Мой опыт доказывает, что исследовательская деятельность оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие, учащихся, формирует развитие продуктивного мышления, расширяет их кругозор, способствует развитию учеников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающих их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

В конце учебного года проводится итоговая научно – практическая конференция по результатам исследовательской деятельности за год, где отмечаются работы учащихся, помощь родителей, коллективные работы, вручаются грамоты, благодарности.

Могу отметить, что у детей формируется опыт самостоятельной работы, как в наблюдениях, так и в оформлении результатов (создание презентаций).

Из опыта работы могу сказать, что для создания творческих исследовательских групп необходимо соблюдать следующие условия:

  • набор детей в группу производить по двум критериям – по желанию ребенка и в соответствии с его потенциальными возможностями;
  • группы могут делиться на подгруппы, исходя из тематики работ, выбранных форм исследовательской деятельности, организации коллективной и индивидуальной работы, соавторства. Возможно формирование разновозрастных групп;
  • большая наполняемость групп нежелательна, напротив, следует стремиться к большей индивидуализации работы;
  • следует определить критерий промежуточного и итогового выявления результативности исследовательской деятельности;
  • полезно предусмотреть создание условий для расширения исследовательской деятельности в случае ее успеха.

Для себя я выделяю следующие этапы исследовательской деятельности:

Подготовительный этап, когда творческие исследовательские группы формируются исходя из наблюдений преподавателя, с учетом пожеланий учащихся

Начальный этап, когда творческие исследовательские группы приступают к работе: оттачивается ее специфика, окончательно отбираются методы исследования, рациональные формы проведения занятий.

Результативный этап, когда группы представляют промежуточные результаты. Выступление с докладом, выпуск стенгазеты, книги-рукописи, рисунки, сочинения, презентации и т. п.

Итоговый этап, когда учащиеся оформляют работу.

Естественно, необходимо предусмотреть консультационное время для индивидуального общения с учителем.

Формы проведения занятий различны и избираю их, исходя из специфики исследовательской либо творческой работы: это могут быть экскурсии, практические работы, консультации и пр.

В оформлении результатов исследовательской деятельности допускаются любые варианты, так как это объект творчества детей (возможно и их родителей): защита реферата, фотосессии, презентации, выступление с докладом на уроке, выпуск стенгазеты, сбор экспонатов для классного музея «Чудеса вокруг нас».

Свою исследовательскую деятельность учащиеся осуществляют не только самостоятельно, но и под моим руководством на уроке и во внеурочной деятельности.

Можно сделать вывод: организация исследовательской деятельности учащихся позволяет создать условия для развития продуктивного, интеллектуального, творческого мышления учащихся, способствует развитию познавательных способностей и повышает качество знаний. Учебные исследования, ориентированные изначально на развитие творческой активности детей, способствуют расширению кругозора учащихся, углублению и закреплению имеющихся у них знаний и умений. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности учащихся, приводящая к качественным изменениям в обучении, образовании и воспитании.

Моя главная педагогическая идея: уча, не опускаться до уровня детского понимания, а поднимать детей на уровень мышления взрослого.

Список основной используемой литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.– 48с.
  2. Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. – 2008. – № 2.
  3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. – №1. – С 105-107.
  4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. – №1. – С.102-105.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература. Федоров. – 2007.
  7. Савенков А.И. «Я – исследователь»: рабочая тетрадь для младших школьников // Самара: учебная литература. Федоров. – 2004.
  8. http://nsportal.ru